Н.А. Некрасов и Ярославская земля. «Заплатил дорого, но не жалею…». Музей-усадьба Карабиха. Часть 1

Jan 10, 2023 00:21

Автор - ГалКон. Это цитата этого сообщения
Н.А. Некрасов и Ярославская земля. «Заплатил дорого, но не жалею…». Музей-усадьба Карабиха. Часть 1



И.Н.Крамской. Портрет Н.А.Некрасова, 1877 г.

Любовь к женщинам, азартная карточная игра, сибаритство, страсть к путешествиям и псовой охоте отнюдь не мешали Николаю Некрасову быть предприимчивым издателем и талантливым «гражданином поэтом», сострадающим народным невзгодам. Впечатления противоречивой жизни нашли отражение во многих его произведениях, теперь считающихся хрестоматийными. Некрасов стал признанным классиком отечественной литературы, а обращение к его творчеству неизбежно приводит нас и в классическую усадьбу во глубине воспетой им Руси.

Манифест от 19 февраля (3 марта) 1861 года, отменивший крепостное право, во многом предопределил дальнейшую жизненную и творческую судьбу Николая Некрасова, которая на многие годы оказалась связанной с усадьбой Карабиха.



Усадьба «Карабиха» (или следуя официальному наименованию Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха») расположена в 16 километрах к югу от Ярославля. Двигаясь по трассе «Холмогоры» в направлении Москвы, примерно через 6 километров после Окружной, нужно съехать на старое Московское шоссе в направлении поселка городского типа Красные Ткачи и через 3 километра вы прибудете в Карабиху. На территории музея-заповедника расположены старинная усадьба, ряд хозяйственных построек и два парка.

«Донекрасовский» период

Местность, где находится усадьба, была известна еще до XVIII века - здесь располагалось село Богородское, владельцами которого в 1711 году стали князья Голицыны. Решение построить усадьбу под Ярославлем пришло Николаю Сергеевичу Голицыну в 40-х годах XVIII века. Дом был построен на Карабитовой горе и назван «Карабихой». Впоследствии это название перешло и деревне.

Но есть и другие версии названия этой местности.

По преданию, где-то здесь в 1435 году произошло сражение между великим князем московским Василием II Васильевичем Тёмным и галичским князем Дмитрием Шемякой. Василий Тёмный наголову разбил Шемяку, покарав его за вероломство: «кара бе там» (кара была там. - Прим. А. Нефедова) - так написано в летописи. Другая версия названия связана со старославянским глаголом «карабить» - пахать.



В 1785 году усадьбу Карабиха наследует сын Николая Сергеевича Голицына, Михаил Николаевич. Михаил Голицын был личностью своего рода замечательной. В 1793 - 1797 годах он был Вице-Губернатором и председателем Ярославской казенной палаты (то есть своего рода министром финансов региона). В 1801 году стал гражданским губернатором Ярославской губернии и оставался на этом посту до 1817 году - то есть в самые тяжелые годы наполеоновского нашествия.



Князь Михаил Николаевич Голицын, портрет кисти неизвестного художника

Голицын, наряду со своим предшественником, ярославским губернатором Алексеем Петровичем Мельгуновым огромное количество сил и средств вкладывал в строительство и развитие Ярославля. Один исследователь о деятельности и Мельгунова, и его последователя Голицына высказал соображение, что они:

«Придали Ярославлю черты административного и культурного центра огромного наместничества. Под (их) руководством проходила перепланировка центра Ярославля в духе классицизма, впервые дав (Ярославлю) вид европейского города»



Алексей Петрович Мельгунов (9 (20) февраля 1722 - 2 (13) июля 1788) - деятель Русского Просвещения и масонства, действительный тайный советник, по словам Екатерины II - «очень и очень полезный государству человек». Генерал-губернатор Ярославского наместничества (1777-1788).

Владелец Елагина острова в Петербурге («Мельгунов остров») и имения Суханово в районе нынешнего подмосковного города Видное. Усадьбу Суханово унаследовала его дочь, Екатерина, в замужестве княгиня Волконская.

В связи с возвышением князя Голицына, усадьба Карабиха фактически получает статус парадной резиденции, и в начале XIX века начинается ее реконструкция. Усадебный ансамбль, выстроенный в стиле классицизма с фрагментами более ранней барочной отделки, включал Главный дом с флигелями, хозяйственные постройки, верхний французский и нижний английский парк.



Вид усадьбы со стороны нижнего парка

После смерти М.Н. Голицына, в 1827 году Карабиху унаследовал его второй сын Валериан. Правда к тому времени он уже был осужден по делу декабристов и сослан в Сибирь. После замены вечного поселения службой на Кавказе, Валериан Голицын, отслужив в «горячих точках» 10 лет, в 1838-39 году вернулся с военной службы, но интерес к ярославскому имению фактически утратил. Так что имение некоторое время оставалось бесхозяйным и понемногу приходило в запустение. После смерти Валериана Михайловича от холеры в 1859 году, его супруга Дарья Андреевна (урожденная княжна Ухтомская), продала усадьбу.

«Некрасовский» период

Николай Алексеевич Некрасов, издатель и редактор, поэт и «певец горя и страдания народного» купил Карабиху в начале 1860-х годов. Детские годы будущего поэта прошли в деревне Грешнево.



Родовое имение Некрасова в селе Грешнево

В родовую усадьбу Грешнево (теперь Некрасово Ярославской области) привезли трехлетнего мальчика с Украины. В Грешневе он формировался как человек и поэт. И потом в течение всей жизни Николай Алексеевич не раз возвращался в гнездо предков, черпал в окрестной жизни и природе наблюдения для своих стихов.

Усадебная жизнь во всей её многогранности - от пасторальной до жестокосердной была знакома Николаю Некрасову с раннего детства. То, что происходило перед его глазами в родительском доме, нашло впоследствии отражение не только в творчестве Некрасова.

Частые попойки главы семейства, его любовницы, карточная игра, охота, трепещущая перед барином дворня… Ещё семнадцатилетним юношей, так и не закончившим пятый класс гимназии из-за скупости отца, отказавшегося оплачивать обучение, он стал свидетелем жутких домашних сцен глумления «папеньки» над матерью. Впоследствии Фёдор Достоевский вспоминал, как в 1845 году Некрасов говорил «со слезами о своём детстве, о безобразной жизни, которая измучила его в родительском доме». Именно здесь, став невольным участником «барских потех», будущий классик пристрастился к карточной игре и охоте. Карточный стол принёс ему немалые выигрыши, достаток и знакомства с вельможами, министрами, известными писателями, возможность вращаться в высшем свете. А наблюдательность охотника, общение с простым народом нашли отражение в остросоциальных произведениях, которые далеко не всегда корреспондировались с образом жизни их автора.



Николай Алексеевич Некрасов, русский поэт

К сорока годам он сумел вырваться буквально со дна петербургских трущоб. Благодаря немалым организаторским и литературным талантам, завоевав положение в обществе, Николай Некрасов задумался о приобретении собственного имения. О наследовании отцовского он и не помышлял. Слишком многое там напоминало ему о непростом детстве. Впрочем, с отцом никогда связи не порывал, ездил к нему в усадьбу, а затем и в Ярославль, где тот скончался в своём доме осенью 1862 года. Но разве мог поэт и в зрелом возрасте забыть ту картину, что врезалась когда-то ему в память: пылающий отцовский особняк и стоящая поодаль толпа крестьян. Мужики и бабы, потупившись, наблюдали за гибелью хозяйского добра. И никто из них не взял ведро с водой или багор, чтобы прийти на помощь рыдающему на фоне багрового пламени барину. Эта драма прошла через всю его жизнь, и ни литературный успех, ни любовь женщин, ни карточный азарт, ни охота, ни впечатления от длительных путешествий по Европе не могли стереть то воспоминание. Некрасов хотел купить имение без крестьян. Он не желал быть хозяином рабов, которые могут быть и самозабвенно преданными, и неистовыми бунтарями. 16 апреля 1861 года поэт писал отцу из Петербурга: «...Здесь жизнь моя идёт не без тревоги; в деревне я ищу полной свободы и совершенной беспечности... я располагаю из 12-ти месяцев от 6 до 7 - жить в деревне - и частию заниматься. Вот почему я ищу непременно усадьбу без крестьян, без процессов и, если можно, без всяких хлопот...».



В конце 1861 года Некрасов покупает усадьбу в Карабихе за 38,5 тысяч рублей серебром - по тем временам сумму более чем солидную. Покупке имения так же способствовала отмена крепостного права, произошедшая 19 февраля 1861 года - Некрасову крайне важно было приобрести усадьбу без крепостных.

Реконструированные Михаилом Николаевичем Голицыным усадебные постройки первой половины XVIII века с удовлетворением оценил Некрасов. Да и название её было вполне поэтическим. Местность же поэта очаровала.



Окрестности Карабихи

Как бы там ни было, но Карабиху в карты, вопреки нелепой легенде, Некрасов не выигрывал. 7 декабря 1861 года он писал отцу: «Я купил Карабиху... Заплатил я дорого, но не жалею, потому что покупаю не для дохода, а для собственного проживания летом». Первоначально имение было оформлено в аренду, а в 1863 году отошло к Некрасову окончательно.

Старинная барская усадьба была живописна, да и расположена удобно. До Ярославля, где в то же время издатель купил дом на Дворянской улице, - всего шестнадцать вёрст. Всё владение занимало пятьсот девять десятин земли. Сюда входили двухэтажный барский дом с изящным бельведером, два флигеля, различные хозяйственные постройки, фруктовый сад, оранжерея, где росли даже померанцевые деревья, парк, лес, покосы, мельницы, а на берегу реки Которосль винокуренный завод, который в год покупки произвёл 88 тысяч вёдер вина.



Верхний регулярный парк усадьбы



Верхний регулярный парк усадьбы



Фруктовый сад в Верхнем парке



Нижний пейзажный парк усадьбы Карабиха



Верхний пруд в Нижнем парке



Нижний парк. Каскад "Гремиха"

Некрасов полюбил своё уединение, этот парк и речку Которосль с её песчаными берегами, поросшими травой и кустарником, окрестные леса. В одном из писем в июне 1870 года он признавался: «Я здесь хорошо устроился - хожу на охоту, работаю и купаюсь. Купанье мне настолько приятно, что путешествие в Диепп для одной этой цели меня начинает устрашать». Между 1862 и 1875 годами Некрасов провёл в Карабихе десять летних и осенних сезонов. С первых же месяцев он поручил управление усадьбой брату Фёдору, а в 1867 году передал ему Карабиху в полную собственность, так как не хотел связывать себя хозяйственными заботами. Себе же он оставил лишь один восточный флигель. В нём и жил, когда приезжал из Северной столицы.



Восточный флигель, в котором проживал Н.А.Некрасов во время приездов в Карабиху

Не вмешиваясь в управление усадьбой, Некрасов, однако, останавливал брата, когда тот проявлял суровость по отношению к окрестным крестьянам. «Ну, ну, брат Фёдор, ты уж не взыщи с них», - говорил Николай Алексеевич, стараясь смягчить его гнев. Он всегда помогал крестьянам - и советом, и деньгами. Именно стараниями Некрасова в селе появилась двухэтажная каменная школа, которая - удивительный факт - по своему прямому назначению работает и по сей день!

Став владельцем Карабихи, Фёдор Алексеевич обратил особое внимание на оставшийся от Голицыных винокуренный завод: он расширил его и усовершенствовал. Продукция завода приобрела известность за пределами Ярославля. Его опыт ведения хозяйства рекламировался в общероссийских изданиях конца XIX - начала ХХ века. О Карабихе писали как об «образцовой» усадьбе. Доходы Фёдора Алексеевича Некрасова от экономической деятельности впечатляли, в народе его называли «миллионщиком». Он соорудил в усадьбе многочисленные хозяйственные постройки, часть из которых сохранилась до наших дней: бондарная мастерская, людские, ледник, винный склад.

Еще одна интересная постройка - так называемый Зеленый домик. Некрасов построил его для своего брата Константина Алексеевича, которому отец отказал в наследстве из-за женитьбы на простой мещанке. Поэт всячески поддерживал своего бедствующего родственника.



Зеленый (рубленный) домик, где проживал брат поэта Константин по приезде в Карабиху

Семья брата Фёдора разрасталась, у него уже было двенадцать детей, и поэт, которого своими детьми судьба не одарила, пребывая в усадьбе, чувствовал себя частью большой дружной семьи. Племянники в мемуарах вспоминали, с каким нетерпением все ждали приезда своего знаменитого дяди: «игры не клеились, учение не шло на ум», а едва слышался звон колокольчика, «как мы, дети, бросились бежать, чтобы встретить экипаж за воротами… не менее радостно встречали его взрослые».

Продолжение следует...

Источники:

https://zen.yandex.ru/media/tenderowl/usadba-karab...rasov-615cc9371ea217184e77ecb3

https://karavella125.ucoz.ru/publ/1-1-0-136

https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/yaroslavl/museum/25433

https://chudesamag.ru/tyomnye-allei/zaplatil-dorog...poezii-nikolaya-nekrasova.html

https://a-les-sandro.livejournal.com/43932.html

https://club.silver-ring.ru/posts/542-usadba-karabiha-v-gostjah-u-nekrasovyh.html

https://www.sites.google.com/site/literaturnyemest...ovednik-n-a-nekrasova-karabiha

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up