Прошу считать данную статью официальным обращением ко всем лицам и ведомствам, ответственным за сохранение культурно-исторического наследия Республики Татарстан. Полагаю, что в связи с
указом Президента РТ № УП-37 от 24.01.2012 "Об объявлении 2012 года Годом историко-культурного наследия Республики Татарстан", обращение не может быть проигнорировано.
То, что произошло со мной 16 марта 2012г, иначе как чудесным открытием не назовёшь.
Совершенно случайно (хотя знаю, что случайностей не бывает) остановился около неприметного заброшенного дома в Казани. Достал из кофра фотоаппарат,
желая запечатлеть сохранившиеся наличники, ставни и резные карнизы. Жажда познания и простое любопытство завели меня во дворик этого дома. Я готов был встретить там там кого угодно: бомжей, людей справляющих свою нужду, бродячих собак и т.п. Но эта встреча для меня стала не просто неожиданной, а по настоящему удивительной! Мне навстречу из дома вышел мужчина лет 60, в телогрейке нараспашку, на голове у него была надета старая вязаная шапка, а в руках он держал садовую ножовку. "Кто он?-подумал я, - Сторож со стройки или искатель старины с блошиного рынка?"
Мужчина оказался добродушным, а лицо выдавало в нём человека интеллигентного. Заметив мою заинтересованность этим старым домом, он с радостью поведал мне его историю:
"Дом построен в 1871 году, одним из приближённых людей купца Журавлёва, тоже вероятно человека очень богатого. До 1937 года в доме жил врач по фамилии Гольцфохт, и жила семья священника по фамилии Удалов. К сожалению в 1937 году он был репрессирован и бесследно исчез. А заселилась в этот дом семья моего дедушки, у него с происхождением было всё в порядке, он потомственный нижегородский сапожник, и работал здесь всю жизнь на "Спартаке" (казанская обувная фабрика), и ушёл на пенсию с комбината "Спартак". Ну к нему естественно никто претензий никаких не имел, и здесь жила его семья....
СЛУШАТЬ По словам моего собеседника во время войны в этом доме жили пять эвакуированных семей.
В 2005 году, в преддверии празднования 1000-летия Казани, дом был отключен от всех коммуникаций и определён к сносу. Семья моего собеседника была переселена в квартиру неподалёку.
После нашего разговора на улице этот замечательный человек пригласил меня в дом.
Через низенькие сени мы зашли в кухню, в левом дальнем углу которой сохранилась старая русская печка с дровяной плитой, в которой до 2005 года пекли куличи на пасху.
С этой стороны стояла газовая плита.
Из кухни входим в комнату, из которой двери ведут в зал, на веранду и в ванную. (всё сфотографировать без вспышки не смог).
На этой фотографии зал с печкой, на которой сохранились изразцы второй половины XIX века.
На стуле рядом с печкой спал маленький котёночек.
Высота потолков более 3 метров.
Паркет тоже оригинальный, через 141 год по-прежнему идеально ровный.
На второй этаж ведёт крутая лестница, перила уже срезали мародёры.
Комнаты на втором этаже.
Паркет попытались снять всё те же мародёры.
Из окна когда-то был виден сад.
Вероятно первые хозяева дома бежали с белочехами в 1918, оставив свой дом на попечение прислуги, но по известным причинам вернуться в своё родовое гнездо уже не смогли. Кто жил в доме в период времени с 1918 по 1936 годы мне пока не известно, но удалось выяснить, что в 1936 году здесь поселился Епископ Иоасаф (Удалов).
Иван Удалов (имя от рождения) родился 5 апреля 1886г. в городе Уфе в семье купца Ивана Александровича Удалова. Окончил Уфимскую семинарию и Казанскую духовную академию. В июле 1910 года состоялось пострижение в монашество с именем Иоасаф, и рукоположение его в сан иеромонаха. В сентябре 1910 иеромонах Иосаф был назначен помощником инспектора Казанской Духовной академии, а в 1912 он уже является игуменом и исполняющим обязанности настоятеля Казанского Спасо-Преображенского монастыря в кремле. В момент взятия Казани красноармейцами в 1918 году архим. Иоасафу пришлось принять бремя церковной власти в период когда повсюду в городе происходили аресты и растрелы. Усилиями Иоасафа были сохранены особочтимые православные святыни, хранимые в Казанском кремле, и спасена от разграбления чекистами ризница кафедрального собора.
С 1920 года уже в сане епископа Иоасаф управляет Казанской епархией.
Подробнее о житие Священномученика Иоасофа (Удалова) читайте
ЗДЕСЬ Пройдя через тюрьмы и лагеря Епископ Иоасаф (Удалов) возвращается в Казань и селится в этом доме вместе со своей престарелой 75-летней матерью.
В ноябре 1937 года по ложному доносу вл. Иоасаф был арестован (в этом доме) у ложа умерающей матери, и заключён в тюрьму. 29 ноября 1937 года приговорён к расстрелу.
2 декабря, когда Православная Церковь праздновала память прп.Иоасафа, царевича Индийского, в Казани в 20 часов 35 минут был расстрелян священномученик Иоасаф, еп.Чистопольский.
Похоронен в общей могиле на Архангельском кладбище Казани.
В 1981 году канонизирован архиерейским Синодом РПЦЗ. Имя Иоасафа включено в Собор новомучеников Российских определением Священного Синода РПЦ от 23 июня 2008 года. Чин прославления состоялся 19 декабря 2008 года в Никольском соборе города Чистополя.
В этом доме вместе с еп. Иосафом жил казанский врач немецкого происхождения Гольцфохт.
Про казанского врача Гольцфохта мне ничего не известно. Вероятнее всего его тоже репрессировали. Возможно именно о нём упоминает в своих воспоминаниях о ГУЛАГе Фишер Липа Лейбовиц: главными силами госпиталя были двое заключенных - доктор Болдин и доктор Гольцфохт. Последний был немцем Поволжья, родившимся и воспитанным в Советском Союзе. До ареста он был доцентом в одном из крупнейших городов. Он стал жертвой доноса после того, как рассказал анекдот в обществе своих друзей-врачей. Ему дали 10 лет за антисоветскую агитацию... Кроме того что он был крупным специалистом по внутренним болезням, он еще любил творить добро. Доктор Гольцфохт пользовался колоссальным уважением не только у заключенных, но и у администрации.
Сколько людей прошло через этот дом, сколько горя и радостей он видел и то, что он сохранился до наших дней - это настоящее чудо! И чудо то, что мы обрели эту Казанскую святыню!
Прошу всех неравнодушных граждан поддержать мой призыв о сохранении этого дома. Уникальный памятник истории второй половины XIX века, сохранивший оригинальные интерьеры, может стать местом паломничества верующих и живым музеем истории города. Зная сколько исторических домов в Казани утрачено, это уникальная возможность оставить нашим потомкам память о людях которые посвятили свою жизнь этому городу. Недопустимо также восстановление этого дома по примерам свежих новоделов, таких как: дом Аксёнова; гостиница "Совет"(ныне Шаляпин Палас Отель); Казанский кремль (стены, юнкерское училище, и тд); Болгар и Свияжск.
PS: Намеренно пока не публикую имя хозяина, фотографии фасада и адрес этого дома, чтобы уберечь его от рук мародёров и вандалов, ведь таких примеров у нас в Казани достаточно.
С уважением Александр Рачук!