Совсем недавно казанская общественность получила в «подарок» новый
товарный знак - «КОТ КАЗАНСКИЙ».
Усатый символ Казани который наравне с Шурале, Зилантом и Барсом прочно вошёл в народный фольклор, стал героем казанских легенд и любимым персонажем нашей истории. В честь которого установлен памятник на самой центральной улице Казани. Кот казанский один из самых
популярных героев русского лубка XVII-XIX вв. и сейчас пользуется большой популярностью среди художников, писателей, производителей сувениров и у туристов.
Регистрация в качестве товарных знаков раскрученных брендов стала популярной в России. Недавним примером, возмутившим многих казанцев, явилась
регистрация музеем-заповедником «Казанский Кремль» общеизвестных символов Казани. Теперь и любимец - казанский кот - будет сидеть на цепи хозяина.
Мысль закрепить за собой право на использование бренда «КОТ КАЗАНСКИЙ» пришла Наталье Ивановне Харченко
(ООО «Казанский сувенир», владелица магазина «Кот казанский»). Ею была подана заявка на регистрацию ТЗ (заметим, что более чем по 20 классам МКТУ -международного классификатора товаров и услуг). Юридическое сопровождение обеспечивалось, небезызвестным по истории с ТЗ Казанского Кремля, агентством «Артпатент». Понятно желание Ген.директора ООО «Казанский сувенир» закрепить за собой название магазина «Кот казанский», который, кстати совсем недавно назывался «Казанский сувенир». Но Наталья Харченко претендует не только на название своего магазина, но и на всю продукцию, изображающую казанского кота, а так же на мероприятия (выставки, праздники, и т.д.) Наталья Харченко сообщила, что все основные классы, под которые подпадает сувенирная продукция, ею зарегистрированы (особый акцент был сделан на брелоках и магнитах), за исключением изделий из керамики. По её словам, при желании она уже сегодня может обратиться в ФАС, с претензией в адрес продавцов, имеющих в ассортименте данную продукцию.
На вопрос «как можно будет получить разрешение на право производить сувениры с надписью «Кот Казанский», был ответ, что «как владелец товарного знака, она по своему усмотрению может дать или нет такое разрешение. Скорее всего, сувениры, произведённые в Китае, какого бы хорошего качества они не были, не получат одобрение».
Но как выяснилось, Наталья Харченко не единственный правообладатель ТЗ «Кот казанский». По нескольким другим классам МКТУ, этот же бренд был зарегистрирован Ген. директором ООО «Казанская сувенирная компания» Сергеем Вдовиным. По заверению Сергея Вдовина, никаких претензий к людям и организациям, использующим Кота Казанского, у него нет. И требовать от них приостановки его использования, он не намерен.
Сейчас Кот Казанский принадлежит Наталье Харченко (ООО «Казанский сувенир») и Сергею Вдовину (ООО «Казанская сувенирная компания»). Борьба между правообладателями ТЗ имеет парадоксальный характер. Наталья Харченко - владелец магазина «Кот казанский», однако ТЗ на право названия магазина «Кот казанский», принадлежит Сергею Вдовину J
Наталья Ивановна также заявила о своём намерении оспорить в арбитражном суде свидетельство выданное Сергею Вдовину, и по её словам в этом вопросе она уже получила одобрение и понимание у зам.министра по делам молодёжи спорту и туризму РТ - Сергея Иванова, а также помощника президента РТ- Олеси Балтусовой. Возможно ещё у кого- то из официальных лиц, ответственных за развитие туризма в Татарстане.
К чему же приведет эта «приватизация» татарстанских символов?
Лично я считаю, что нельзя продолжать беспринципную практику присвоения народных символов и имён народных героев. Патентные поверенные призваны не потакать прихотям своих заказчиков, а стоять на страже законов государства и интересов гражданского общества.
Полагаю, что необходимо опротестовать свидетельства на товарные знаки «Казанский Кремль», «Сююмбике», «Кул Шариф», «Кот Казанский» и д.р.
Интересно «Сирота Казанская», «Курский Соловей», «Волк Тамбовский» и др. обрели своих владельцев?
Возможно, известны аналогичные случаи «приватизации» в других регионах.
Прошу всех высказаться по этому вопросу для формирования общественной позиции.
А.П.Рачук