Оригинал взят у
spetsialny в
История Толедского королевстваОригинал взят у
liqe в
Готы.В этoй cтaтьe peчь пoйдeт o гoтaх, нo нe o пpeдcтaвитeлях pacпpocтpaнeннoй в нaшe вpeмя мoлoдeжнoй cубкультуpы, шoкиpующих cвoим видoм дoбpoпopядoчных гpaждaн, a o тeх вapвapaх дpeвнocти, плeмeнa кoтopых, пpoйдя c ceвepa нa юг чepeз вcю eвpoпу, ocнoвaли oднo из caмых мoщных гocудapcтв cpeднeвeкoвья - Тoлeдcкoe кopoлeвcтвo. Гoты (плeмя) иcчeзли вo тьмe вeкoв тaкжe бeccлeднo и тaинcтвeннo, кaк и пoявилиcь, ocтaвив иcтopикaм шиpoкий пpocтop для иccлeдoвaний и диcкуccий.
На исторической сцене этот народ появился в тот момент, когда Европа переживала своего рода переходный период. Прежняя античная цивилизация отошла в прошлое, а новые государства и нации находились лишь в стадии формирования. По её обширным просторам непрерывно кочевали огромные массы народов, приводимые в движение постоянно меняющимися условиями жизни.
Что же являлось основной причиной столь активной миграции. По мнению учёных, этому способствовали два фактора. Первый из них, это периодически возникавшая перенаселённость в ранее обжитых и освоенных районах. И кроме того, покидать насиженные места заставляли появлявшиеся время от времени более сильные и агрессивные соседи, от которых приходилось спешно удаляться, нападая при этом на тех, кто встречался на пути, и не мог дать должного отпора.
О том, как в I-II веке нашей эры среди прочих обитателей Европы появились готы - германские племена, по своей религии и культуре во многом отличавшиеся от её жителей, повествует летописец VI века, имя которого Иордан. Он рассказывает, что эти суровые бородатые люди, закутанные в звериные шкуры и готовые в любой момент пустить в ход свои мечи, были выходцами с таинственного острова Сканза, описания которого позволяют нам без труда узнать в нём Скандинавский полуостров.
Итак, по его словам готы - племена скандинавского происхождения, двигавшиеся по территории Европы в южном направлении. В 258 году они достигают Крыма, и часть из них селятся в нём, сменив кочевой образ жизни на оседлый. По некоторым данным в восточной части полуострова тогда поселилось порядка пятидесяти тысяч семей. Ряд исследователей отмечает, что вплоть до конца XVIII века в тех районах продолжал звучать готский язык, полностью исчезнувший к тому времени в других частях мира.
Однако, это был лишь единичный случай, и среди прочих европейских кочевников по-прежнему одно из ведущих мест занимали готы (племя). История народа того периода наполнена непрекращавшимися столкновениями с жителями территорий, по которым пролегал их путь. Упомянутый выше летописец Иордан уверяет, что в результате этого им буквально не приходилось дважды ночевать на одном месте. Из поколения в поколение они рождались, росли и умирали в дороге.
Путешествуя таким образом, в начале IV века они приблизились к границам Великой Римской империи. Как это ни странно, но лучшая по тем временам армия мира иной раз бывала бессильна против неожиданных атак этих закутанных в шкуры дикарей, сминавших чёткий строй легионов, бившихся вопреки всем существовавшим правилам, и затем бесследно исчезавшим в глубине лесных чащоб.
Внушала страх и их многочисленность. На границе государства появились не разрозненные отряды, а многотысячный народ с повозками, женщинами, детьми и скотом. Если в летний период их продвижению мешали две естественные преграды - реки Дунай и Рейн, то зимой, когда они покрывались льдом, путь варварам был открыт.
К этому времени империя, раздираемая жесточайшим кризисом, причиной которого явились коррумпированность и разложение её правящей элиты, ещё оказывает готам сопротивление, но в целом сдержать их продвижение уже не в силах. В 268 году, перейдя по льду Дуная, готы - германские племена, пополненные за счёт присоединившихся к ним некоторых иных малочисленных народов, грабят пограничную провинцию Паннония. Эта территория, включающая в себя часть современной Венгрии и Сербии, стала первым боевым трофеем готов в Римской империи.
Тогда же произошло второе отделение семейств, порвавших с вечным скитанием и отдавших предпочтение оседлости. Они расселились в провинциях Мезия и Дакия, входящих ныне в границы Болгарии и Румынии. В целом же готы - племя, история которого насчитывала к тому времени более двух столетий, укрепилось настолько, что вскоре римский император Валент счёл за благо заключить с ним дипломатическое соглашение о ненападении.
Во второй половине IV века Европу постигло ужасное несчастье - с востока в её пределы вторглись бесчисленные орды гуннов под предводительством знаменитого Аттилы. Даже по меркам того жестокого и далёкого от гуманизма времени, они поражали всех своей необузданной свирепостью и жестокостью. Угроза, связанная с их нашествием, в равной степени коснулась и римлян, и готов. Недаром их называли не иначе, как «бич Божий».
Одновременно со вторжением гуннов, готы - древние племена, составлявшие прежде единый народ, разделились на две самостоятельные ветви, вошедшие в историю как вестготы (западные) и остготы (восточные). Последние были в 375 году наголову разбиты гуннами, а их король Эрманарих от горя и позора покончил с собой. Те же, кому довелось остаться в живых, были вынуждены сражаться на стороне своих бывших врагов. На этом история восточногерманского племени готов была практически завершена.
Став свидетелями гибели своих соплеменников, и опасаясь разделить их участь, вестготы обратились за помощью к римлянам, чем изрядно их обрадовали. Им была предоставлена возможность свободно селиться в приграничных районах империи, при условии, что они будут защищать её рубежи. За это, по условиям договора, власти обещали снабжать их продуктами и всем необходимым.
Однако на деле всё обстояло совершенно иначе. Предельно коррумпированное латинское чиновничество воспользовалось удобным случаем для совершения масштабных и наглых хищений. Присваивая деньги, отпущенные на содержание готских застав, они держали своих защитников и их семьи впроголодь, лишая самого необходимого. Готы - племя, привыкшее за время скитаний ко всевозможным лишениям, но, в данном случае, налицо было унижение их достоинства, и с этим они не могли смириться.
Чиновники не учли, что к этому времени вчерашние варвары, тесно общаясь с латинянами, успели усвоить многие понятия высокой цивилизации. Поэтому отношение к себе, как к дикарям, которым можно безнаказанно сплавлять собачину под видом свинины, считали оскорблением. К тому же готы - древние племена, испокон века привыкшие мечом решать все споры. В результате произошёл бунт. На его подавление правительство направило регулярные войска, которые в августе 378 года были наголову разбиты в сражении под Адрианополем.
Не останавливаясь на этом, вестготы подступили к Риму, и после длительной осады, поставившей горожан на грань гибели от голода и болезней, овладели им. Любопытная деталь: подвергнув город тотальному разграблению, они, тем не менее, напоследок не подожгли его, как было принято в те века, и не нанесли ни малейшего урона его храмам. Дело в том, что готы (племя) - нетипичные варвары. К этому времени они стали христианами и, по словам их предводителя Алариха, почитали папу и тех, кто сделался преемником апостолов.
Захватывая Рим, готы не претендовали на получение политической власти. Они стремились лишь добиться справедливости, получить недоплаченное чиновниками и, по возможности, исключить впредь повторение беззаконий. Столь решительные меры, предпринятые ими в борьбе с коррупцией, возымели должное действие.
В качестве компенсации за прошлое власти предоставили в их распоряжение новые, гораздо лучшие земли, в состав которых вошла Галлия. Кроме того, римский император Гонорий выдал замуж за готского короля Атуальфа свою родную сестру Галлу Плацидию, скрепив таким образом политический союз семейными узами.
Однако это было лишь началом тех событий, ведущую роль в которых должны были сыграть готы (племя). История великого народа только начинала по-настоящему раскрываться, и достигла своей кульминации после того, как он сначала робко, а затем с присущей ему решительностью, подчинил себе отдалённую римскую провинцию, именуемую Испанией.
В те годы это была забытая всеми окраина империи. Её население говорило на одном из диалектов, так называемой вульгарной латыни - языке романизированного простонародья, впитавшем в себя местные лексические особенности. Управляли провинцией чиновники, присланные из Рима, но в случае военной опасности жители могли рассчитывать лишь на собственные силы - государству, стоявшему на грани краха, было не до своих подданных.
Но в начале V века, когда на жителей Испании обрушились одновременно дикие орды вандалов, аланов и свевов, император Гонорий, которому крайне не хотелось терять эту, регулярно платившую налоги область, предложил именно вестготам навести в ней порядок.
В это время между римлянами и вчерашними варварами сложился достаточно прочный военный союз, позволивший общими силами в июне 451 года полностью уничтожить войска гуннов в битве на Каталаунских полях. В результате этого Атилла и его дотоле непобедимая армия навсегда сошли со сцены мировой истории, развязав императору руки для решения других насущных проблем.
Таким образом, появление вестготов в Испании стало результатом выполнения ими своего союзнического долга, но, оказавшись там, они принялись устраивать свои дела с завидной энергией и решимостью. Злосчастный Гонорий по-настоящему понял кто такие готы (племя) лишь за год до окончательного крушения Римской империи, когда они коварством и хитростью принудили его подписать документ, предоставляющий им полную независимость и выводящий Испанию из его подчинения.
Вслед за этим новые хозяева Испании, создавшие на основе прежней, немощной и политически зависимой провинции, мощное и самодостаточное Толедское государство (под таким названием оно вошло в историю) совершили серию территориальных завоеваний.
За короткий срок они подчинили себе земли по обе стороны Пиренеев, Прованс, а также обширную Тарраконскую провинцию, простиравшуюся от Барселоны до Картахены. В результате этого, готы (племя) - варвары по своему происхождению, сумели создать самое могущественное по тем временам государство Западной Европы.
Однако в отношении административного управления, Испания, находившаяся под властью вестготов, имела серьёзный изъян. В ней была не одна столица, а сразу три укреплённых центра, претендовавших на эту роль - Севилья, Мерида и Таррагона. В каждом из этих городов восседал крупный магнат, полагавший, что именно он, а ни кто иной, имеет права на единоличное господство.
Разумеется, их споры решались путем междоусобных войн и кровопролития. Забегая вперёд, можно сказать, что именно борьба за власть стала в будущем причиной гибели этого государства. Впрочем, в мировой истории это довольно типичный случай.
Просуществовав три века, Толедское королевство постоянно являлось ареной политических заговоров с целью физического устранения монархов. Одной из причин этого было отсутствие закона о престолонаследии. После смерти очередного короля знать могла выдвинуть на его место любого из своих ставленников, игнорируя при этом прямых наследников почившего. Вполне понятно, что такое положение провоцировало постоянные смуты.
Этот юридический пробел восполнил очередной вестготский монарх Леовигильд. Престол он получил бескровно, женившись на вдове прежнего короля. Став правителем страны, этот мудрый политик начал с того, что издал закон, по которому после смерти монарха власть переходит его старшему сыну и никому более.
На время это внесло успокоение в ряды придворных интриганов. Кроме того, Леовигильд прославился как выдающийся полководец, тонкий дипломат и эффективный администратор. Два десятилетия его правления стали «золотым веком» в истории государства, когда готы (племя) - народ, прежде стоявший на одном уровне с прочими полудикими кочевниками, заявил о себе как о законодателе европейской политики.
После смерти Леовигильда в религиозной жизни королевства произошло важное событие - монарх и все его подданные, прежде являвшиеся последователями арианства (одного из христианских течений, признанного ересью), поклялись в верности Римскому папе, и перешли в католичество. Это во многом послужило укреплению вертикали власти и созданию чёткой иерархии как в духовной, так и в светской жизни.
Как это ни парадоксально, но именно готы (племя) привнесли в сознание жителей Пиренейского полуострова понятие Испании как цельной и неделимой родины. Укреплению национального единства способствовало появление и собственного свода законов, который сформировался на протяжении последующих двух столетий. Именно он стал юридической базой для всех христиан Испании вплоть до XV века.
Но, Толедскому королевству - мощному государству, выросшему из захудалой римской провинции, судьбой было отпущено просуществовать лишь три века. Формируясь долгим и трудным путём, оно рухнуло в один миг. Произошло это в VIII веке, когда на неё неудержимо хлынул поток арабских завоевателей. Толедцы не смогли дать им отпор, и историки видят в этом несколько причин.
В качестве одной из них называют отказ сражаться с захватчиками той части населения, которая была по разным причинам недовольна существовавшей властью. Кроме того, как раз в это время страну охватила эпидемия чумы, и многие защитники стали её жертвой. Но по мнению большинства исследователей, главной причиной являлась предельно обострившаяся к началу VIII века борьба за трон между наиболее влиятельными кланами. Несмотря на существовавший уже много лет закон о престолонаследии, за последние шесть лет, предшествовавших захвату Испании арабами, на её троне сменилось шесть монархов. Этот факт говорит сам за себя.
Есть сведения, что после смерти последнего короля Витицы трон, по закону принадлежавший его сыну Агилу, придворные, составив очередной заговор, передали своему ставленнику Родриго. Наследник, оскорблённый и не желавший мириться с поражением, заключил тайный договор с арабами, по которому, за оказание ему помощи он передаст им во владение значительную часть территории страны. Это грязное предательство и помогло арабам без особого труда захватить Испанию, в которой они хозяйничали после этого на протяжении почти шестисот лет.
Заканчивая разговор о том, кто такие готы (племя) в истории Европы первого тысячелетия нашей эры, следует заметить, что нередко это название употребляется в отношении иных этнических групп, не имеющих к ним никакого отношения. Порой это происходит по созвучию названий. Например, готов нередко путают с гуннами, о которых речь шла в этой статье, и которые являлись их заклятыми врагами. Иногда же появляются совершенно фантастические измышления, в которых фигурируют, например, славянские племена готов.
В целом же история этого народа, само название которого таит в себе нечто былинное и богатырское, остаётся во многом загадочной и до конца неисследованной. Со страниц древних летописей как заклинание звучат имена - Тульга, Вамба, Атанагильд. Но в этой недосказанности и таится та притягательная сила, что манит нас снова и снова вглядываться в таинственную глубину веков.