Создание второго после АМО автозавода в Москве планировалось еще в 1927 году.
Завод производительностью 10-12 тысяч автомобилей в год должны были построить за счет
средств из местного бюджета.
21 февраля 1928 года Совет народных Комиссаров СССР принял постановление
о проектировании автосборочного завода стоимостью 5 млн. рублей.
12 декабря 1927 года "Автострою" был выделен участок площадью 200 гектаров
для строительства автозавода в Рогожско-Симоновском районе.
А 31 мая 1929 года сделан окончательный выбор основного партнера и базовой
модели - подписано историческое соглашение с Ford Motor Company.
Помимо строительства головного автозавода в Нижнем Новгороде, договор
предусматривал закупку машинокомплектов для сборки в СССР, запчастей и
материалов Ford на сумму, равную стоимости 72 тысяч автомобилей.
Встал вопрос, где собирать автомобили из "фордовских" комплектующих. Одним из главных
потребителей советских "Фордов" была Москва, поэтому самое мощное сборочное производство
решено было открыть в столице.
Рассматривался и вариант сборки автомобилей на одном из машиностроительных заводов.
Но "Автострой" вовремя предложил тот самый Рогожско-Симоновский участок, расположенный
очень удачно, в непосредственной близости от станции "Бойня" Московской окружной железной
дороги и совсем недалеко от линий Курской и Казанской железной дороги - магистралей,
связывавших Москву с Нижним Новгородом.
Проектировщики заглянули на несколько лет вперед: когда в Нижнем построят автогигант-"стотысячник", будет удобно доставлять детали автомобилей грузовыми
составами именно на эту площадку.
Строителей набирали в основном из столичной и подмосковной рабочей
молодежи и направляли на будущий автосборочный по комсомольским путевкам.
Вполне закономерно, что завод, объявленный ударной комсомольско-молодежной
стройкой, получил имя Коммунистического интернационала молодежи (КИМ).
Строительство планировали завершить к 7 ноября 1930 года. Пока шла стройка,
инженеры, технологи и руководители производства проходили обучение на заводах
Ford в США.
В апреле 1930-го в Москву прибыли американские специалисты: они привезли
техническую документацию.
В новеньких цехах под одной крышей разместились склад деталей и сборочный конвейер,
б ноября 1930 года состоялся торжественный пуск завода.
На митинг, помимо работников предприятия, собрались представители Всесоюзного
автотракторного объединения (ВАТО) и Московского комитета ВКП(б).
Под гром аплодисментов директор завода Ф.М. Пудков вывел с конвейера первый
собранный автомобиль.
Это был легковой Ford-А образца 1930-1931 годов с открытым кузовом Standard Phaeton 75В.
В первые два года своего существования КИМ построил в общей сложности 11 675 грузовиков
Ford-АА и 3761 легковой автомобиль Ford-А.
Американские комплектующие приходили на завод из Мурманского порта.
С 1932 года, когда в Нижнем Новгороде заработал автозавод, их заменили
отечественными деталями.
В структуре Главного управления автотракторной промышленности (ГУТАП)
Наркомата тяжелой промышленности СССР, правопреемника ВАТО, Государственный
автосборочный завод №1 имени КИМ не считался самостоятельным предприятием.
Ему отвели роль филиала Горьковского автозавода имени Молотова.
До 1935 года количество грузовиков ГАЗ-АА, собранных КИМом, на несколько тысяч в год
превышало количество таких же машин, выпущенных в Горьком. Основная модификация -
шасси без кузова под специализированный транспорт.
Таких шасси на КИМе ежегодно выпускали втрое больше, чем на ГАЗе.
Примерно 500-700 "кимовских" шасси в год уходило на Миусский завод пожарных машин
(Москва) под пожарные автонасосы, тогда еще не носившие принятого впоследствии
обозначения ПМГ-1.
В 1936-1938 годах КИМ отдал ГАЗу пальму первенства по объемам выпуска
бортовых "полуторок". Дело в том, что тогда без остановки производства
осуществлялась реконструкция автосборочного завода с целью довести
производительность до 60 тысяч автомобилей в год.
Предполагали даже выпускать в Москве ГАЗ-М1.
Однако в августе 1938 года принимается решение перепрофилировать завод на
выпуск легковых малолитражных автомобилей.
10 января 1939-го вышло соответствующее постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома.
Согласно этому документу, с 1 февраля завод был выведен из состава ГАЗа и стал
самостоятельным предприятием - Московским автомобильным заводом имени КИМ.
12 мая с конвейера завода сошел последний грузовик ГАЗ-ММ.
За восемь с половиной лет было выпущено 214627 автомобилей и шасси.
.