Эта запись опубликована также в сообществе "История в фотографиях"
foto_history
Директор Ленинградского государственного завода № 1, член Ленинградского областного совета
Союза воинствующих безбожников Якобсон, за чтением журнала.
Ленинград. 14 декабря 1931 года.
Фото А. Бродского.
Банкет работников отделения Ленинградского областного совета Союза воинствующих безбожников.
Ленинград, 1932 год.
Судя по "ломящемуся от явств столу", жрать безбожникам тогда было особо нечего, зато литературки
наиздавали, небось, на миллионы. Ей вот, родимой, и "окормлялись". :))
Колокола, снятые с киевских церквей для переплавки, на свалке завода "Знамя труда".
Ленинград. Сентябрь 1930 года.
Автор фотографии С. Лаптев.
"Согласно личной договоренности 15 [числа] сего месяца с тов. Клюсеком, в президиуме облисполкома должен уже был разбираться вопрос, но до сего дня еще не разбирался, о предоставлении нам права снятия золоченых куполов с ленинградских дворцов; золоченых фресок со Смольнинского собора, смывки золота с куполов б. Новодевичьего монастыря и т.д., а также о возможности смывки позолоты с [куполов] Исаакиевского собора, кроме того, согласно постановления СТО от 12.IХ.-30 г. должен был разбираться вопрос о предоставлении нам права на изъятия ряда иконостасов уже закрытых церквей более года тому назад, но иконостасы до сего времени закреплены или за Музеем города или за Главнаукой, которые до сего времени зачем-то хранят их в закрытых помещениях.
Имея в виду важность дела сбора в настоящее время зо-лоченки для извлечения валюты, просим этот вопрос поставить на обсуждение по всей его широте перед президиумом облисполкома"
(из письма уполномоченного хозяйственного отдела ОГПУ по г. Ленинграду и области в президиум облисполкома.
30 мая 1930 года).
Сбор утиля для красных обозов (иконы, оклады и т.д.)
Ленинград, 1930 год.
Автор фотографии С. Магазинер.
Интересно, сколько уникальных произведений искусства и просто старинных предметов погибло во время таких рейдов?
Полагаю, что несметное количество.
Вот ещё интересный документ:
"Наряду с очевидным уменьшением количества верующих и церквей наши наблюдения фиксируют заметный рост фанатической преданности церкви, выражавшийся в увеличении количества предпасхальных "исповедующихся и причащающихся", в увеличении доходов церкви, и проявления пассивной озлобленности по поводу закрытия ряда
храмов и ареста церковников.
В кафедральном обновленческом соборе на Сенной в шестую неделю поста и на «страстной» неделе количество
причащающихся доходило до 1 500 чел. в день, причащали одновременно из 3-х чаш.
В "Красненькой" сергиевской церкви на Каменном острове количество исповедывающихся доходило до 800 чел. в день.
Такие же факты отмечались и во Владимирском соборе на Петроградской стороне, в Николо-Морском соборе,
в Знаменской церкви и в ряде других церквей.
Вследствие значительного сокращения количества духовенства, наличные кадры, "обеспечивая себя на голодное
лето", "работали" по 18-20 часов в сутки; бывали случаи, когда священники после окончания "работы" теряли сознание от переутомления (из отчета сектора административного надзора облисполкома. 11 апреля 1934 года)".
Не подлежит оглашению.
Сообщаю, что на 5.IУ-38 г. по гор. Ленинграду всего 1| (сорок) зданий культа, из них:
Костелов - 5
Синагог - 1
Еврейский дом омовения - 1
Мечеть - 1
Финская - 1
[Итого]: 9 зданий культа.
Следовательно, православных зданий культа - 31.
Из этих 31 зданий культа без служителей культа на сегодняшний день - 17. Служба в некоторых из них не проводится
в течение нескольких месяцев"
(из справки инспектора по административному надзору председателю Ленсовета
5 апреля 1938 года).
Красный обоз утиля.
Ленинград, 1930 год.
Фотограф С. Магазинер.
.