Историческая безграмотность Стерлигова

Mar 27, 2015 18:53

Оригинал взят у o_apankratov в Историческая безграмотность Стерлигова:(
Благодарение Господу,МАриино стояние благополучно совершилось:)
Но продолжается, пожалуй, вечное противостояние Церкви и еретиков. В частности, недавно у меня уже была ссылка на видеовыступление нашего священника Михаила Родина ( http://mrodine.livejournal.com/ ) против новоявленного лжеучения небезызвестного Германа Стерлигова. Собственно, вот оно: https://youtu.be/15v3q4tFJ4Q
Герман Львович изволили ответить: https://youtu.be/2PaAjilPlEg
Возражение, как и следовало ожидать, аргументировано слабо, в стиле "вы всё врёте и вообще сами такие", без ссылок на серьёзные источники:(
Справедливости ради, источниковедческое обоснование слабовато и у о. Михаила.
Попробую хотя бы отчасти восполнить этот недостаток.
Итак, один из краеугольных камней стерлиговских мудрований - "Русская Церковь впала в ересь, так как в 1589 году вступила в евхаристическое общение с Греческой Церковью, приняв от Константинопольского патриарха Иеремии поставление первого Московского патриарха Иова, тогда как греки так и не отвергли Ферраро - Флорентийскую унию 1439 г. и по сути оставались в единстве с латинами".
Про то, что реально уния была всё же отвергнута, о. Михаил говорит, правда, упоминая в этой связи лишь один из нескольких бывших по данному вопросу Соборов XV столетия.
Аз же заострю внимание на бесспорных исторических фактах церковного общения Руси с православным Востоком в период 1439 - 1589 гг., когда, по Стерлигову, Русь якобы "разорвала духовные связи" с б. Византией из-за унии.
Простое перечисление некоторых событий (источник информации - в конце):
- 1441 и 1443 гг.: великий князь Василий Васильевич дважды письменно обращается к Константинопольскому патриарху Митрофану с просьбой благословить поставление нового митрополита всея Руси русскими епископами вместо изгнанного униата Исидора. У еретика просил благословения?:);
- 1452 г., июль, великий князь Василий Васильевич извещает грамотой последнего византийского императора Константина о самостоятельном поставлении русскими митрополита Ионы и просит у монарха прощения за это действие, совершенное без участия представителей Константинопольского Патриархата. Грамота сохранилась, там есть такие слова: "Церковь наша руская - святейшая митрополия руская от святыя Божия вселенскыя съборныя и апостольскыя церкви Премудрости Божия святыя Софея цариградскыя благословение требует и ищет,въ всем по древнему благочестью повинуется ей,и тот наш отец,Киевскый и всея Руси митрополит кир Иона, по томуж всяческы требует оттоле и благословения и съединения развие нынешних новоявлешихся разгласий". Перед еретиком извинялся?:);
- 1454 г., лето, в Москве принимают и награждают милостыней цареградского митрополита Игнатия, который привозит послание от Константинопольского патриарха Геннадия Схолария. В ответной грамоте митрополит всея Руси Иона пишет: "Да пожалуй,господине,еще покажи к нам свершенную свою духовную любовь:обошли сына моего,великаго князя послом, честным твоим писанием о всем и укреплении и в душевную пользу великому нашему Православию и за Божию Церковь и за святительскую нам честь".Так обращаются к еретикам?:);

- 1462 г., Иеросалимский патриарх Иоаким направляет отпустительную (с разрешением от грехов) грамоту великому князю Василию Васильевичу. От еретика князь разрешения себе просил?:) ;
- 1464 г., митрополит всея Руси Феодосий направляет окружную грамоту новгородцам и псковичам с благословением собирать милостыню на храм Гроба Господня в Иеросалиме (еретикам что ли собирали?:));
- тот же год, 4 апреля, событие связано с предыдущим: митрополит Феодосий с собором русских епископов рукополагает в Москве в митрополиты Кесарийские Иосифа, родственника патриарха Иеросалимского. Сохранилась даже ставленная грамота, выданная Феодосием Иосифу. Еретика что ли поставили?:);
- 1480 г., Иеросалимский патриарх Иоаким направляет благословенную грамоту митрополиту всея Руси Геронтию. От еретика митрополит принял благословение?:);
- 1515 г., русский посол в Константинополе Борис Голохвастов получил от великого князя Василия Ивановича наказ посетить патриарха и просить его молить Бога о здравии князя и обо всем православном християнстве. От еретиков молитв просили?:);
- тот же год, великий князь отправляет послов на Афон с богатой милостыней во все тамошние монастыри, с просьбой прислать в Москву учёного старца Саву. Вместо него прибывает преп. Максим Грек, которого встречают с великой честью, поселяют в кремлёвском Чудове монастыре и питают из царской трапезы. Так относятся к еретикам?:);
- 1519 г., в Москве принимают и одаривают щедрой милостыней делегацию иноков Синайской горы во главе с греком старцем Климентом из рода Палеологов. Проживали они в Чудове монастыре в Кремле. Еретиков приняли и ущедрили?:);
- 1539 г., исповедание веры, произносившееся при поставлении митрополита всея Руси Иоасафа: "Во всем последую и по изначальству согласую всесвятейшим вселенским патриархом, иже православне дръжащим истинную и непорочную християнскую веру,от святых апостол уставленную и от богоносных отец преданную". В верности еретикам клялся?:);
- 1548 г., благословенная грамота Иеросалимского патриарха царю Иоанну Васильевичу. В ней, в частности, упоминается шуба отца государя, великого князя Василия, которую ранее царь послал в Иеросалим. Еретика что ли шубой одарил?:);
- 1558 г., царь Иоанн Васильевич принимает благословенную грамоту Александрийского патриарха Иоакима и Синайского архиепископа Макария;
- 1559 г., сентябрь, царь Иоанн послал на Восток софийского (вероятно,Софии Новгородской) архидиакона Геннадия и купца Василия Позднякова с тем, чтобы они побывали у всех восточных патриархов и во всех святых местах. С ними были посланы царские грамоты ко всем патриархам и милостыня. К еретикам послал?:);
- сентябрь 1562 г., царь Иоанн Васильевич Грозный через прибывшего в Москву митрополита Евгрипского Иоасафа получает благословенную грамоту Константинопольского патриарха, в которой признаётся законность венчания государя на царство. За этой грамотой в б. Цареград был специально послан суздальский митрополит Феодорит, с грамотой от царя и милостыней. От еретиков что ли просил подтверждения своего титула правитель, "Лицевой летописный свод" которого переиздал недавно г-н Стерлигов?:);
- 1571 г., царь Иоанн направил грамоту и милостыню Синайскому архиепископу Евгению, на помин души царицы Анастасии и брата царя. У еретиков молитвы просил?:)
- 1584 г., царь Феодор Иоаннович через посла Бориса Благого известил о своём вступлении на престол всех восточных патриархов. Еретикам сообщил?:);
- 1586 г., в Москву приезжает за милостыней Антиохийский патриарх Иоаким;
- тот же год, визит в Москву Охридского архиепископа (фактически болгарского патриарха) Гавриила, с ещё двумя епископами, архимандритами,архидиаконами и 12-ю слугами. Размещаются на подворье Богоявленского монастыря, получили богатую милостыню. Опять еретиков приветили?:)

Источники информации (там же масса ссылок на архивы и публикации):
Голубинский Е.Е. История Русской Церкви.Т.3.М.,"Общество любителей церковной истории",1997
Каптерев Н.Ф. Собр. соч. в 2-х тт., М., "Даръ",2008

Вывод из изложенного выше простой: поставление патр. Иова в 1589 г. от Константинопольского Иеремии было не каким-то "новшеством", как утверждает Стерлигов, а простым продолжением тех отношений Руси и б. Византии, к-рые сложились задолго до этого.
Конечно,с Германом Львовичем, как сектоначальником, спорить бесполезно (писал как-то в его блоге о праздновании Пасхи, результат был = 0), но для сведения более здравомыслящих, будет, полагаю, небезполезным ...

ереси

Previous post Next post
Up