Вятич по имени Люся
Кипит зелье в медийном чане. Варится адская стряпня. Всплывают по федеральным каналам слизкие, с неоновыми кислотными переливами пузыри:
«Спайсовая эпидемия»,
«Сожженый щенок», «Рыбный тухляк». Подмешал это варево, подбросив в него щепотку яда несмешной, но все равно глумливо ухмыляющий
Ургант. Продолжают старательно раздувать пузырь «Квасного журналиста». Маматова за глумливый пиар великие заслуги перед малой родиной показывают во всех шапито страны в разных юмористических
шоу. Всплывают пузыри и что-то говорят об этом зелье. О процессе «Регресс», который происходит в обществе, о векторе этого процесса, этапах процесса, мутациях, кондиции постсоветского вятского социума под воздействием этого процесса.
В прошлой статье я попытался проанализировать содержимое «квасного» пузыря. Но он не возникает сам по себе, как метастаза он вырастает из другого пузыря, который пока условно назовем «Вятич».
Наденем вновь противогаз, перчатки и погрузимся в изучение его содержимого, которое сочнее и ядренее.
Несколько лет назад фирма «Вятич» решила применить для продвижения и раскрутки своего бренда метод «агрессивного маркетинга» и запустила в общественное информационное поле вирусный порно-ролик, который мгновенно поразил и распространился в молодежной среде. Такое моментальное поражение, как мне думается, произошло из-за планомерного размытия нравственных норм через концепцию толерантности, разрушающий иммунитет общества, приводящий к неразличению человеческой низости и мерзости. Итак, этот ролик моментально набрал большое количество просмотров. То есть такой инфо-сигнал с заданной спецификой был подан обществу и дал определенные результаты. И на основе этих результатов, повидимому, были сделаны соответствующие выводы. С учетом этого опыта выстраивалась дальнейшая стратегия продвижения на рынке квасного бренда.
Вот этот самый ролик, который в комментариях именуют рекламой для быдла. Который своим выступлением Маматов возродил ко второй жизни.
Click to view
В числе тех, кто открывал вентили для слива этих отходов в рунет, была отечественная медиа - персона К.Собчак. Что говорится, поспешила поделиться с общественностью своей находкой.
Госпожа Собчак обладает каким-то исключительным нюхом на подобного сорта отходы жизнедеятельности. Скорее всего, духовный строй ее внутреннего мира резонирует на одной волне с сигналами такого рода. Что ж посочувствуем ей, ведь быть навозной мухой - доля не из самых приятных.
Теперь эта квасная малина гуляет по отечественному интернету, прославляя и Вятский край, и его жителей. А также знакомит всю страну с исконными вятскими традициями и обычаями, рассказывает об особенностях вятского менталитета, о базовых ценностях вятского провинциала: беспрестанная расслабуха, лесбос, квас, балалайка, православие ( крест на шее главного героя). Такой вот он - обновленный Хомо Вятикус, удачно сочетающий духовные скрепы и продвигаемые нашей элитой западные ценности.
Дальнейшую свою рекламную продукцию «Вятич» продолжает создавать в том же ключе. Конечно, формат значительно смягчен, дабы иметь возможность крутить свои ролики на местных и федеральных каналах, но по существу содержание осталось прежнее. И это более коварная манипуляция с сознанием общества.
В 2013 году стала выпускаться серия роликов под общей темой "Вятский квас - здоровье спас".
Click to view
Click to view
Click to view
В первую очередь отметим, как сюжет роликов конструируется из совсем разных, никоим образом не склеиваемых между собой фактов: вятские купцы, Мичурин, заезжие иностранцы с символичными именами Запивон, Ягуар, все превратилось в рекламное бессмысленное месиво. Такие грубые смысловые конструкты, замешанные якобы на патриотизме, чреваты варваризацией сознания, в котором реальность разорванная на куски, затем слепливается и интерпретируется самым неудобоваримым образом. Такая мешанина, на мой взгляд, просто опасна для умственного здоровья. К этому должно добавить, что эта серия дискредитирует такие замечательные качества русского народа, как любопытство, любознательность к иным культурам, восприимчивость к ним, и как следствие этого концепта - закукливание на своей местечковой самобытности, отчуждение народа от мировой истории.
Эти ролики очень напоминают старый анекдот из 90-х:
Привезли в заброшенную сибирскую деревню японскую пилораму
Собрались мужики на совет. Почесывают бороды, кряхтят.
Один: А елку осилит?
Срубили елку, приладили к пилораме, нажали на кнопку:
В-ж-ж-ж-ж-ж-ж. Елка распилена.
Мужики: О!
Другой: А березу осилит?
Срубили березу, приладили к пилораме, нажали на кнопку:
В-ж-ж-ж-ж-ж-ж. береза распилена.
Мужики: О-о!
Третий мужик: А дуб осилит?
Срубили дуб, приладили к пилораме, нажали на кнопку:
В-ж-ж-ж-ж-ж-ж. Дуб распилен.
Мужики: О-о-о!
Четвертый : А рельсу осилит?
Открутили рельс, приладили к пилораме, нажали на кнопку:
В-ж-к-ррр-т-ррр-трах-бах. Сломалась пилорама.
Мужики довольно: А-а-а-а!
Так подспудно прививаются дремучесть, косность, оторванность народа от прогресса и развития
Особо пакостно включение в эту серию русского биолога и селекционера, заслуженного деятеля науки и техники, почетного члена АН СССР Ивана Владимировича Мичурина. Походя, авторы ролика поглумились над нашим выдающимся человеком, извратив его до глупого и недалекого естествоиспытателя. С помощью глумежа уничтожается еще один герой нашей истории и культуры, с которого последующие поколения могут брать пример.
Click to view
После чего пивзавод
победно рапортует о своих пиар- достижениях:
Компания "Вятич" продолжает серию забавных роликов о приключениях квасовара Ивана Хлебушкина.
Напомним, что ролики стали настолько запоминающимися и яркими, что их высоко оценили профессионалы в области рекламы, признав " лучшим, что было по кировскому телевидению за 2013 г". Но самая приятная оценка, конечно, от детей- мультик разошелся на цитаты!
Внимание! Смотреть только за кружкой "Вятского кваса"!!!
Мифологизация сознания детей - налицо.
В рекламных щитах, распространенного по городу прошлым летом, через языковые анахронизмы также делается упор на варваризацию сознания
В 2014 году был состряпан следующий ролик:
Click to view
В ролике явно фиксируется вторичная смысловая линия - квасному продукту наделяются необыкновенные эректильные качества. Образ героев вырисовывается сочный: вятские полукрестьяне - полукупцы , вытащенные из 19 века, сведенные в своей сущности к животным инстинктам. Есть квас - плодимся, нет кваса - все валится из рук. Спрашивается, надо ли так умножать смысловых сущности квасного напитка? Спору нет, квас - отличное изобретение русской кухни для утоления жажды. Ни менее, но и не более. А наполнение таким содержанием - это продолжающаяся коварная манипуляция низшими потребностями.
Вообще странный выбор смыслового тандема: квас и секс. Что хочет фирма этим сказать? Ведь логично, что квас никакой подобной реакции не дает. То есть исподволь навязываются другие смыслы? Такое раскрепощение низа возможно только после приема алкогольных напитков. Может быть, тогда на самом деле имеет место реклама другого продукта - пива «Вятич»? Говорю квас, имея ввиду пиво? Но это же выверт сознания, имеющий далеко идущие последствия. Приведет ли такое инакомыслие к конструированию социума вполне сравнимое с обществом из произведения Д. Родари «Джельсомино в стране лгунов»? Вижу собаку, говорю что это кошка. Покупаю хлеб, говорю что это «клякса». Только такое общество возможно в сказке , в жизни такой разрыв с реальностью приведет к нарушению взаимопониманию людей, и как следствие разрушению социальных связей в обществе. Хороший разбор таких процессов проведен в цикле статей
"Легкое летнее чтение".
Итак, после анализа этого ролика напрашиваются два вывода: либо идет скрытая реклама пива, либо идет навязывание обществу низших животных инстинктов. Что пакостнее - вопрос открытый.
Осенью 2014 года фирмой «Вятич» была проведена рекламная
акция « Люся, дай и мне». Отмечу, что в плане оригинальности она была как минимум «второй свежести».
Click to view
Сюжет ролика имеет некоторое сходство с приключенческими фильмами, например посвященных похождениям Индианы Джонса, пускающего в таинственные и опасные путешествия в поисках сокровищ. В нашем случае - Люся выступает в роли посвященной. Чем она обладает, можно вычленить из плохопрожевываемого слогана: « Люся дай и мне…». Конечно, авторы ролика будут утверждать, что они имели ввиду кружку пива. Могут утверждать, что- де каждый думает в меру своей испорченности. Но четко и постоянно отслеживается маркетинговый отсыл к низшим инстинктам. И вытекающая из этого логика интерпретации. Поэтому этот слоган понимается таким образом, что Люся это не просто продавщица пива, а элементарная шалава. Не случайно акцентирование на союзе «И». «Люся дай И мне». То есть этот проситель у этой Люси не первый, и раз уж так, то и не последний. В свете этого « И» Люся превращается из шалавы в конвейер предоставляемой специфической услуги, продавщицы пропускающей через себя потоки искателей приключений. «Дай и мне»… Люся - жрица любви, обладающая недоступным другим качеством своих то ли услуг, то ли познаний.
Здесь важно не упустить из виду свойства человеческого разума, как проведение параллелей, выделение качеств, обобщение, присвоение качеств на основе одного представителя всей социальной группе. То есть вся социальная группа работников пивных, баров и прочих питейных заведений «Люсизируется»? Согласны ли эти работники, чтобы их исподволь, подсознательно их наделяли подобными качествами? Думаю, что вряд ли.
Но двинемся в нашем анализе дальше. Кто такая эта Люся? Нужно понимать, что Люся это не вещь в себе, это некий Образ. Образ, который продвигают и рекламируют. Рекламирует кто? Пивзавод «Вятич». То есть пивзавод наделяет себя таким образом? Не только ассоциирует себя с женщиной, но и детализирует этот образ до шлюхи? Впрочем, любое предприятие вправе выбирать свою стратегию продвижения. Только наша задача выводить таких «предпринимателей» на чистую воду, называя их своими именами.
Не надо также упускать из виду само название «Вятич». Ведь вятич - это создаваемая нынче идентичность, которую усиленно прививают населению Кировской области. Так что, будем «Люсиизироваться»?
Большую роль в распухании этой заразы, по моему мнению, сыграло отсутствие здорового стыда. Отсутствие стыда у Маматова, отсутствие стыда у «Вятича» производящего подобный рекламный продукт. Ведь по существу стыд - это не якобы вбиваемое системой в человека качество, для его тотального контроля и управления. Стыд - это рамка созданная культурой для восхождения человека. Когда есть стыд, человек способен на саморефлексию, способен оценить свой поступок по шкале « Добро и Зло» и, устыдившись своих поступков, начать самосовершенствование, начать свое личностное человеческое восхождение. Нет стыда как рамки, человек как конструкция перестает существовать и превращается в жидкую, кишащую животными инстинктами плазму.
Какой образ теперь намертво прилепится к столь сложно возводимому кировской элитой бренду «Вятка»? Из слагаемых образов - Маматова, олицетворяющего развязность и хамство; квасного порно, где доступные девахи, вожделеющие пенный напиток, готовы на все за кружечку напитка - получается совсем неприглядная картина.
Хотят ли наши девушки и женщины, сестры и матери, чтобы страна ассоциировала их с дармовой квасной клубникой ? Хочет ли население города Кирова, чтобы конструируемая Вятка стала новой Меккой для секс - туризма? Что скажет на это наша
бизнес
- элита, которая столь надеется на коммерческий туризм, как мощный экономический импульс развития области.
Вообще, допустимо ли гражданину любого государства подобным образом относится к своим согражданам? Если допустимо, то в следствие каких качеств? Или прав? Что это за качества? Что это за права? Это такие взаимоотношения между элитой и народом? Какова цель такого воздействия элиты на остальное общество? Воздействия безответственным агрессивным маркетингом, порождающее разрушительные последствия в сфере общественной морали. Воздействий, гораздо тотальное в наше время, когда рынок имеет все возможности и рычаги формировать потребителя под себя. Каким должен быть этот потребитель, чтобы «хавать» такую непотребщину? Каково общество, слагаемое из такого потребителя?
Что это за предпринимательское сообщество, которое подобным образом относится к своему покупателю, к своим согражданам? Какова окончательная позиция: общество для
экономики, или экономика для общества? Готовы ли предпринимателя сделать выбор и взять на себя ответственность за качество продвигаемой информации? Пора бы нашему
бизнес
- сообществу, если оно желает будущего нашей стране и народу , очертить для себя этические рамки и прекратить подобное разрушительное информационное воздействие на наше общество.