Алтай

Aug 13, 2008 13:21

Вернулись с Алтая :)
Отчёты, обсуждения и впечатления тута

День 0, 26.08
Добирались двумя поездами с пересадкой в Новосибе. Разница между поездами получилась аж 11 часов, но скучать не пришлось: в Нске мы успели сгонять в Альпиндустрию, в какие-то гаражи заварить багажник, сломавшийся еще до начала поездки, набрать большой мешок всяких нужных и не очень железяк, погонять на картах (наш кураж и веселые вопли сделали там неплохую рекламу :))
Особенно отожгла Бризка. На хорошей такой скорости она почти вписалась в поворот, но потом зачем-то зажмурилась, завизжала, вжала педаль газа в пол и поехала прямо в ограждение из покрышек.. После столкновения у нее слетел с головы шлем, разлетелись в стороны несколько покрышек, но все отделались легким испугом.
А, мы еще и в Новосибирский зоопарк успели сгонять
Словом, день прошел отлично, спасибо Васе :). Вечером погрузились в поезд, а утром были в Бийске, где нас уже ждал заказанный автобус.

День 1, 27.08. Онгудай - слияние Чуи и Катуни, 77км
Пока ехали в автобусе, наслаждались видами - горы, Катунь вдоль Чуйского тракта.. Так и докатили до Онгудая. Там выгрузились, упаковались и покатили. Вдруг кто-то остановился и закричал: «Смотрите, смотрите! Там горные козы!» Мы сразу похватали фотоаппараты, давай щелкать
Изображение
Потом этих горных коз, а также горных баранов, овец, коров и пастухов видели просто толпы :) Овцы, кстати, смешные такие: они очень упитанные, пушистые и круглые. Чтобы спуститься с крутого песчаного склона, они приспособились делать так: ложатся на пузо, растопыривают лапы (или ноги, что там у них) и потихоньку по песку сползают.. Всем стадом..
Так, глазея и удивляясь, докатили до перевала Чике-Таман. Перевал длинный, крутой, жара страшная.. Не знаю, кому как, но мне пришлось раза 4 останавливаться, чтобы не закипеть.. Но мы его сделали! Красивый такой перевал
Старая дорога на Чике-Таман
«Вороне как-то Бог послал кусочек сыра..»
С перевала летели как на крыльях, машины обгоняли! Еще немного - и выехали к Катуни
А на берегу такие вот песчанники
Уже вечером подкатили к поселку Иня, за ним был нужный нам подвесной мостик через Катунь
Слияние Чуи и Катуни
Подъехали к берегу, Фолко и Икс отправились на разведку и нашли лагерь собратьев по разуму - человек 5 парней из Москвы и Питера, они собирались той же тропой выходить наутро, но у них был план выехать в 6 утра и пройти ее за один день. Я их поспрашивала, узнала, что один из них уже третий раз едет этой тропой. Это меня очень успокоило - карты и выписки из отчетов у меня были, но лучше же если еще и по следам покрышек бывалых людей можно ориентироваться. Будущее покажет, что я ошибалась..

День 2, р.Барбыш (ферма), 43км
В этот день нам предстояло пройти один из самых красивых и интересных участков веломаршрута - тропу Иня-Тюнгур. Частично эта тропа вполне проезжаема даже на автомобилях, но участок посередине можно пройти только пешком, или на велах-лошадях-мотоциклах (и то не на всех). Группа питерцев-москвичей выехала часов в 10, видимо, время выезда (6 утра) сказали московское. Мы стартовали примерно через час.
Вот это - начало тропы. Дорога узкая, местами прорублена в скале, но вполне проходима автомобилями, там при нас трактор проехал
Виды
После поселка Инегень поехали немного ниже, чем следовало, но все равно вышли на нужную тропу. А вот потом была такая хитрая развилка.. Причем она и на карте была, там две эти дороги потом сходились. Поэтому, сильно не задумываясь, глянули на следы покрышек питерцев, которые явно вели вправо, и ушли по правой дороге. На следующей развилке одна тропа привела к крутому спуску и перешла в козью, а вторая, накатанная, пошла в подъем. Мы проехали по второй, залезли в крутую горку в надежде, что за холмом тропа уйдет вниз - но она там тоже потерялась. По следам покрышек было бесполезно ориентироваться - питерцы, похоже, сами там поплутали. В итоге вернулись к предыдущей развилке. Левая дорога привела к вполне проезжаемому спуску к Катуни и горке байков (мотоциклов) с задумчивой девушкой рядом. Выяснилось, что они тоже попытались проехать этой тропой, но не смогли. А по дороге обратно один из мотоциклов не заехал в подъем, так что его пришлось толкать вручную. Байкеры, бедолаги, тащили байк метров 5, потом садились и задумчиво курили бамбук. Парни наши не могли не помочь братьям двухколесным, и вместе они так шустро закатили байк - только пыль столбом
Тот самый спуск к Катуни
А вот это уже тропа и скальные прижимчики
Слияние Катуни и Аргута. Аргут несет серую воду с ледников, и выше него Катунь становится почти бирюзовой
Еще немного проехав, притулились на полочке перекусить
и покатили дальше
После прижимчиков начался довольно крутой и долгий подъем. Гружёные байки закатывали вдвоем
Но зато потом были вознаграждены отличным спуском к р.Казнахта
Перебрались через Казнахту
и встали пообедать и отдохнуть. Некоторые даже поспать успели :)
Такое вот Чудо-Юдо грозило нам из речки
После Казнахты дорога начала понемногу забирать вверх и вышла на склон холма, довольно высоко над Катунью
Обалденно красивые места, просто дух захватывало! Хотелось иметь 8 глаз, как у паука, чтобы видеть сразу все и еще и на дорогу чем-то смотреть. Но было только два, и те глядели в одном направлении, так что приходилось только периодически косить глаза по сторонам.
Смеркалось. Люди уже начали уставать, но мест для стоянки не было, поэтому мы двигались дальше и дальше. По карте вот-вот должен был начаться спуск к ферме, поэтому решено было отправить вперёд развед-отряд, дабы начинали соображать костер и ужин. Спуск действительно скоро начался, дорога пришла на небольшую полянку. Совсем рядом шумела речка Барбыш, решено было лагерь ставить там. Вторая группа отстала совсем немного и вскоре мы уже обустраивались на ночлег, ждали ужин и любовались на звезды..

День 3, 29.08. за п.Катанда, 43км
Утром шустро спустились к Катуни и по хорошей автомобильной дороге покатили в сторону Тюнгура. Точнее, поползли, т.к. останавливались постоянно, глазели и фотографировали. Проехали буквально с километр и увидели классную стоянку на берегу Катуни. Тут надо маленькое отступление: в первую нашу ночевку на слиянии Чуи и Катуни мы потопали купаться. Но Катунь - речка горная, холодная, течение сильное.. Пальцем воду потрогали, поежились.. Некоторые забрели по колено, а самые стойкие даже смогли присесть и поплескаться. Так вот на третий день, после жаркого предыдущего дня и перехода по горам, мы в эту же самую Катунь попадали с радостью! И дальше уже спокойно валялись и плескались во всех попадавшихся речках. Вдоволь накупавшись, покатили дальше.
Впадение Аккема, он бежит от самой Белухи, выше него Катунь необыкновенно бирюзового цвета
Брод через р.Турунда
Вот такая «бирюзовая Катунь»
Ближе к обеду добрались мы до Тюнгура, там пообедали в кафе. Потом отправились на берег, купаться и отдыхать. Lynx поехал на разведку в Кучерлу, чтобы договориться оставить там велы, Folko, Brizka и Kay поехали закупать недостающие продукты на пешку. Уже ближе к вечеру все собрались наконец, раскидали продукты по уходившим в пешку.. Скупые слезы, объятия - и 5 человек под руководством Lynx’а покатили в сторону Кучерлы, а мы вчетвером - обратно в Тюнгур на трассу. Сейчас очень жалею, что не сбегали на перевал Кара-Тюрек посмотреть на Белуху.. И погода была отличная, и проехали мы маршрут шустро, так что время позволяло.. Ну да ладно, есть за чем туда вернуться :)
Дорога за Тюнгуром
Проехали п.Катанда и встали на ночевку на берегу Катуни. Ромик и Ирбис отправились рыбачить, Кэй и Фолко - варганить ужин. Вот тут-то и выяснилось, что мы нечаянно отдали обе пачки гречки пешникам.. На завтрак предполагалась кукурузная кашка, решили варить ее же и на ужин, только с тушенкой. Тут вспоминаем, что мы еще и банку консервированной кукурузы прихватили (хотели с гречкой съесть). Словом, без кукурузы в тот день у нас был только чай..
Наутро Ирбис пошел проверять сети. На всякие хитроумные уловки рыба почему-то не соблазнилась, так что на завтрак пришлось опять жрать кукурузу.

День 4, 30.07. п.Красноярка, 84км
Утром выехали в сторону Усть-Коксы. Перед Уймонской степью начался асфальт - ну просто халява! Идеально прямая дорога в обоих измерениях, безветрие.. Степь да горы вокруг. Смотрели, катили.. так и доехали до поворота на п.Верхний Уймон, где, по данным разведки, находился музей Рериха. Мое предложение зарулить в музей (крюк 12 км) энтузиазма на лицах мужской части группы не вызвало. Но потом все-таки решено было заехать туда, о чем, вроде, никто не пожалел :). Тетенька-гид нам рассказала много любопытного и про Центрально-Азиатскую экспедицию Рериха, и про некоторые легенды и обычаи алтайцев.. В музее мы провели часа 3, оголодали. Решили закупиться в Уймоне и встать на обед за ним, на Катуни. Однако колоритная наша группа привлекла внимание какого-то местного не очень трезвого гопа на машине. Чтобы не распалять конфликт, постарались максимально спокойно ответить, затем сели на байки и уехали. К слову сказать, это было единственное столкновение с аборигенами. В той же Хакасии нам разные встречались люди, и от коренных алтайцев мы ничего хорошего не ждали. Но все оказалось наоборот - алтайцы очень и очень доброжелательны, всегда улыбнутся, подскажут. Гоп, кстати сказать, был русской национальности, и в машине их было трое - еще один русский и алтаец. Те были трезвее и всячески первого урезонивали. Может, такое отношение местных связано с тем, что ехали мы в основном по весьма посещаемым туристами местам, но все равно это порадовало.
Так или иначе, но пришлось прижать желудки к спине и ехать до Усть-Коксы. Зато там мы были вознаграждены вкусным обедом и холодным пивом… Пока ели в кафе, разговорились с двумя дальнобойщиками, они нам подсказали очень хорошее место для стоянки на р.Кокса рядом с д.Красноярка. Туда мы и покатили.
Место действительно оказалось очень уютным. На ближнем к трассе берегу уже стояли новосибирцы, мы перебрались по ржавому мостику на другой берег, повалялись в реке, поели и спать завалились.

День 5, 31.07. За Усть-Каном, 101км
В этот день жара стояла такая, что под нами плавился гудрон в асфальте, и в рюкзаке сварилась сгуха
Изображение
К тому же у меня сильно кололо бок - разогнуться не могла. Сожрав все запасы ношпы, поехала потихоньку. В п.Сугаш заехали в магазин купить продуктов. В магазине какая-то тетенька с большой камерой брала интервью у продавцов. Продавцы мялись, смущались и щемились под прилавок. Увидев нас, она радостно на нас накинулась: «Что для вас затмение?!! Это нечто особенное??!!». Мы ее разочаровали, сказав, что у нас каждый день особенный, выяснили, что все они «из разных городов, Жаанн, например, из Фрааннции», приехали специально на затмение. Мы им помахали ручкой и укатили. Заехали в Кырлыкский перевал, слетели с него по отличной гравийке. В Усть-Кане наконец нашли аптеку, бок начало отпускать. Там же закупились на ужин и поехали дальше в поисках места под ночлег. К этому времени мы уже были избалованы обилием чистых горных рек, и степь за Усть-Каном нас не вдохновляла. Но был уже вечер, поэтому встали на ночлег за холмом, а за водой съездили к речке Кан. Вечером Ромик сказал, что темп покатушки для него слишком медленный, в пещеру ему неинтересно, так что он решил вломить вперед, обменять билеты и вернуться раньше. Каждому свое, нам было интереснее сходить на водопады и в пещеру. Карты, горелка и котелок у него были, держать его насильно смысла особого не было. Ирбис все-таки решил ехать с ним за компанию. Они встали с утра пораньше, я им помахала белым платочком, и они уехали.

День 6, 01.08. Денисова пещера, 50км
А мы решили подольше отдохнуть, чтобы у меня отпустило бок. Фолка пока подшаманил велики. Проехать нам в тот день предстояло немного совсем, дул сильный попутный ветер. До Усть-Муты долетели как на крыльях! А вот потом заехали в ущелье, сильный ветер стал конкретно встречным и таким и оставался до самой пещеры. Велики оставили под присмотром в лагере и отправились к пещере наблюдать затмение. Оно уже вот-вот должно было начаться. Денисова пещера разочаровала.. Везде, куда можно было залезть, стояло ограждение
Изображение
А вот затмение впечатлило
Изображение
Налюбовавшись и облазив окрестные горы, спустились на трассу, где увидели парня на Иже, из Новокузнецка, кажется.. Он нас расспросил про тропу Иня-Тюнгур. Фолка, задумчиво разглядывая байк, посоветовал не пытать счастья и рассказал, как они выкатывали не проехавший там мотоцикл. В свою очередь, парень рассказал нам про водопады в долине Чулышмана (заметка на будущее..) и укатил на Шинок. А мы проехали еще немного и нашли очень укромное местечко прямо на берегу р.Ануй, водрузили палатку на куст акации и замышились на ночевку
Изображение

День 7, 02.08. Шинокские водопады, 30км
С утра, уточнив дорогу у встреченных на трассе аборигенов, точнее, аборигенок, покатили на водопады. Аборигенки, задумчиво косясь на наши рюкзаки, сказали: «А вы с этим туда хотите забраться? Лучше бы их оставить внизу на базе..» Но ворона - птица сильная и т.д., к тому же мы предполагали, что можем на водопадах и заночевать, так что решили карабкаться наверх со всем скарбом. Свернули на нужную нам дорогу, пообщались с алтайцем, чей домик стоял возле дороги, решили на обратном пути купить у него мёд и потащились в гору. На середине первого крутого подъема увидели подозрительно знакомую фигуру, которая мееедленно скреблась вниз. Это оказался наш вчерашний знакомец. Он тоже покрутил нам пальцем у виска, сказал, что еле заехал, до дальнего, самого высокого водопада засветло дойти не успел и поскребся дальше. Пока тащились в первый подъем, я сама успела несколько раз засомневаться в здравости наших рассудков, но дальше все оказалось гораздо веселее, местами даже спуски попадались. Проползавшие мимо машинки через одну говорили что-то вроде: «Ну вы блин даёте!», а мы упрямо ползли/ехали/скреблись наверх. Так и добрались до верхнего лагеря, дальше которого дороги нет, только пешком. В принципе, на велах до верхнего лагеря вполне проезжабельно, особенно, если ехать налегке. Обратно так вообще красота! А вот машинки заезжают далеко не все.. Велики оставили под присмотром живших в лагере ребят и потопали наверх.
Р.Шинок, очень красивая
первый водопад, 10метров
второй водопад, 30 метров
и последний, 72 метра. От второго до него нужно пройти еще минут 20-30
Искупались в верхнем водопаде (вода там даже для нас, уже привычных и плюхавшихся во все попадавшиеся речки, была ощутимо холодной) и, постукивая зубами, поскакали вниз, к солнышку. На ночевку опять замышились в акациях на берегу р.Ануй, немного дальше водопадов.

День 8, 03.08. Березово, 90км
Утром вернулись к уже знакомому алтайцу, купили мед, поговорили.. От него в очередной раз услышали про озеро Ая и подумали: «Почему бы и нет?» 200 км не крюк для бешеной собаки, запас времени у нас был, так что мы решили сгонять и посмотреть на это самое озеро. Навьючились и поехали. Всю дорогу нас сопровождал выматывающий сильный встречный ветер, к обеду мы проехали километров 40, съехали с трассы, упали в траву перекусить и нечаянно уснули часа на два. Проснувшись, увидели два комбайна, пиливших по трассе, но мы тогда им не придали должного значения, собрались и поползли дальше. Через некоторое время комбайны мы обогнали - один из них ремонтировался. На р.Солоновка, которая больше напоминала болотце, мы сели над картой и вафлями, подыскивая место для ночлега. Тут мимо нас опять проезжают эти комбайны. Вдруг Фолка радостно подскакивает: «Поехали!!!» и рукой машет куда-то вслед уходящему комбайну, у которого сзади красуется знак «ограничение 20км». Вот оно, наше спасение от уже доставшего встречного ветра! Ехавший следом за ним второй комбайн, который к тому же оказался Енисеем, мы встретили радостными прыжками и криками. Водитель, вероятно, удивился такому приему, но виду не подал, и мы быстренько сели ему на колесо. Вот это была лафа!!! Правда, эти собаки везде ехали 20км/ч, и прямо, и под гору, и в гору.. Поэтому мы то лениво подкручивали педали, то жали на тормоза, то лупили изо всех сил. Это был тот еще аттракцион, встречные водители и жители деревень, которые мы проезжали, сворачивали головы: эти два ползущие по трассе комбайна и сами по себе любопытны, а у них на хвосте еще и кортеж из двух безмерно счастливых байкеров :) Пропедалили таким макаром еще километров 20, а затем комбайны остановились перед Березово возле загадочного знака «комбайнам въезд запрещен». Пока они чесали репу, мы их обогнали, показали офигевшим комбайнерам водительское «спасибо» и покатили вперед. Прямо за Березово вставать на ночевку не хотелось, а за ним дорога ушла в перевал. Смеркалось. Мы решили с перевала уже не ехать, там и до следующей деревни уже было рукой подать, и встали на ночевку на перевале посреди поля в оазисе из зарослей крапивы и ивы, уповая на то, что вряд ли какой комбайн приедет эту крапиву скашивать.

День 9, 04.08. Озеро Ая, 140км
Наутро нас накрыл дождь. Точнее, даже ливень. Но стоять в крапиве не хотелось, еда-вода заканчивалась, так что мы завернулись в дождевики и покатили. На очередной развилке я с тоской посмотрела на указатель «Белокуриха - 10 км, Ая - 1Х0 км», но Фолка был непоколебим. Ветер был то боковым, то попутным, то встречным, периодически шел дождь.. В Ая мы приехали уже ближе к полуночи, подъехали к какому-то ларьку купить воды и уточнить дорогу у стоявшего там парня на велике. Пока выясняли, подъехала вполне приличного вида машина с вполне приличного вида парнем за рулем. Он некоторое время прислушивался к разговору, а потом вклинился: «Знаете, у меня интереснее вопрос.. Я вообще где??!!!»
Парень на велике вызвался нас проводить до нужного поворота с трассы, а мы ехали и офигевали от количества отдыхающих, света, музыки и травящего душу и желудок запаха шашлыков.. Обещанный крутой подъем к озеру нам после Шинка показался какой-то обманкой, и скоро мы уже стояли перед въездом на базу. Зарегистрировались, отдали 300р за место под палатку, оставили велики и потопали в палаточный лагерь. Долбившая по ушам музыка становилась все громче, стало ясно, что направляемся мы как раз к ее источнику. Но отступать поздно - проехать 140 км за день и не взглянуть на озеро?! Ну уж нет.. В скудном свете дискотечных огней подыскали место поровнее, поставили палатку и оглушенные, офигевшие, легли спать.

День 10, 05.08. Дневка на озере Ая, п.Платово, 35км.
Утро было удивительным. В том смысле, что мы очень удивились. И не только мы. Вылезши утром из палатки, обнаружили, что в потемках поставили ее прямо на тропе, причем не куда-нибудь, а в туалет. В метре слева стояла еще одна палатка, а в двух метрах справа стоял чуть ли не банкетный стол с креслами. Обитатели палатки озадаченно разглядывали гостей, возникших как чертик из табакерки прямо посреди их лагеря. Впрочем, они все равно уезжали, так что палатку мы переносить не стали, а принялись греться и сушиться на солнышке. Днем, без всей этой долбящей музыки, озеро понравилось, хотя для нас, с гор спустившихся, было несколько перенаселённым.
Фритайм :)
Попытались уточнить у местных расстояние до Бийска, но они хором назвали жуткую цифру 170км, хотя по нашим прикидкам должно было быть километров 100-110. Позвонили Варнаку, он посоветовал, как лучше проехать, избежав Чуйского тракта, и сказал, что до Бийска всего около 120. Так что мы весь день отъедались, отдыхали и купались, а ближе к вечеру выехали в сторону Бийска и встали за Платово.
Ночная Катунь

День 11, 06.08. Бийск, 100км
В этот день нам предстояло проехать около 100 км асфальта и успеть к 9 вечера на поезд. На всякий случай поставили будильник пораньше, чтобы иметь запас времени. Проснувшись по будильнику, я поняла, что мы вряд ли куда-то в тот день поедем: Фолка накануне чем-то очень сильно отравился и с 5 утра пугал по окрестным кустам местных зверюшек. Мои предложения возвращаться на Чуйский тракт и уезжать на автобусе были отметены, затолкав в себя активированный уголь и поспав пару часов, жертва отравления нацепила бодрый вид, и мы покатили. Ну, ессно, опять встречный ветер, куда ж мы без него. Ехали мы ужасно.. Каждый час-два Фолка останавливался и падал в кусты. Я, как неумолимая инквизиция, его будила через какое-то время, периодически предлагая все ж таки поймать машину. Так и ползли. Ближе к Бийску выехали на ремонтируемый кусок трассы. Объезд был сделан по полю, но с поля мы вылетели не на новенький асфальт, а на заботливо политую гудроном старую разбитую дорогу. Успели намотать гудрон на колеса и съехали на обочину. К этому времени сил у Фолки уже почти не осталось (за весь день он смог только немного сока затолкать в себя, а бананов мы в деревнях не нашли), его качало, слова не складывались в предложения, а только в витиеватые трехэтажные маты. Ко всему прочему его покусали две осы и муравей. Это были какие-то бесконечные 40км.. Но до Бийска мы-таки добрались. Возле понтонного моста через Катунь нас встретил Варнак, провел по городу до вокзала. Там Фолка упал на скамейку, зажевал банан и начал постепенно розоветь и оживать, а мы с Варнаком делились впечатлениями об Алтае. Всего наколесили по Алтаю около 800км.

День 12, 07.08. Новосибирск
В Нске нас встретил Вася, мы бросили у него лишние вещи, заехали в музей РЖД полюбоваться на всякую диковинную и старинную технику
и отправились батониться на Обское море. Море обалденное, песок, вода теплющая, лепота..
На следующий день мы залезли на 100-метровую вышку на заброшенной старой радиоточке и посмотрели на Нск с высоты птичьего полета
Ну, короче, пока мы лазили на эту вышку, чуть не опоздали на поезд. По городу неслись 30-36 км/ч, на вокзал влетели все в мыле. Конечно, выехали к другому концу поезда и пронеслись по перрону вдоль всего состава. Проводница уже подняла лестницу, когда перед ней со шлейфом и разворотом затормозил Фолка, рявкнул: «Первый?!» Она от неожиданности чуть не присела: «Да..» «Открывай!!» Пока спешно кидали велики и рюкзаки в тамбур, проводница немного отошла: «Вы хоть билеты-то покажите, а то столько усилий, вдруг все зря..» Но все оказалось не зря, и утром мы уже были дома. Но на Алтай, надеюсь, еще вернемся, там столько вкусного осталось ;)
Previous post Next post
Up