Зимне-весенний Байкал, или стотыщ фото льда и снега

Mar 17, 2024 19:54

Мысль о зимнем Байкале засела в моей голове года 2 назад. Зрела, формировалась и вот наконец превратилась в маршрут: самолет до Улан-Удэ - самолёт до Хужира - Листвянка - вылет из Иркутска домой.
Вылетали 7.03 сразу после работы/школы/концерта. Хитрая логистическая схема + жёсткий тайминг + немного приключений - и мы в самолете.

Из Улан-Удэ в Харанцы (рядом с Хужиром, Ольхон) летает небольшой самолёт L410, лететь всего 40 минут над Байкалом на небольшой высоте, это прям отдельный пункт программы. 1 взрослый билет стоит 1100 р, но надо мониторить, мест мало. Стыковки 2 часа нам хватило за глаза, чтобы забрать багаж, сдать багаж и заново зарегистрироваться.

Внизу видна Шаманка, дорога по льду и даже торосы

В Хужире остановились на базе, всяческие рекомендации - никаких перебоев с водой или светом, бойлер в домике, хозяйка готовит вкуснейшую шаурму.
Сразу отправились на Шаманку.
На берегу стоят 13 столбов - сэргэ, в переводе с бурятского "коновязь". Считается, что сэргэ связывают три мира: основание столба уходит в нижний мир, верхушка - в небеса. В каждом столбе вырезаны 3 канавки, чтобы путник любого мира мог привязать лошадь.
На сэргэ много разноцветных лент - это бурятские платки, хадак. Их привязывают, обращая свою просьбу к богам.

Скала Шаманка или мыс Бурхан - место сакральное, в период шаманизма тут проводились религиозные обряды, а с приходом буддизма был обустроен алтарь Будды. Считается, что в пещере в скале жил хозяин Ольхона, в эту пещеру не рекомендуется заходить и сейчас.
Походили вокруг, полюбовались Шаманкой, наплесками, торосами и ледяными туриками.

Вечером отправились на Olkhon ice fest, это ледяные скульптуры и фигуры, вырезанные в причудливых наплесках и вписанные в их рисунок так аккуратно, что мы днём даже не все нашли.
Ходили второй раз вечером и смотрели уже с подсветкой, совсем разные впечатления.
Фигуры протянулись по берегу от бывшего Рыбзавода почти до Шаманки.

На следующий день гоняли на коньках, доехали от Рыбзавода через Шаманку за Сарайский пляж.

На третий день пребывания на Ольхоне у нас была запланирована экскурсия на буханке на север Ольхона, бронировали заранее. Александр, гид и водитель, рассказал легенды и интересные факты, все показал, очень вкусно накормил.
Остров Харанцы:

Мыс  Хобой:

Мыс Саган-Хушун, или Три брата:

С нами ездили 2 девушки китаянки, по-русски не говорили, пришлось поработать толмачом. На второй остановке нас привезли к торосам, аттракцион такой, лед ломать, антистресс типа.
Ну я им так и перевела - лёд ломать. Я такого ужаса в глазах людей никогда не видела) добавила "ну если хотите, конечно", но лучше не стало. Всю поездку они от машины почти не отходили, может, боялись потеряться, а может - что под ними сломается лёд. Впрочем, лёд в тот день действительно ломался, было очень тепло, и из-за разницы температур появлялись трещины, или становые щели, одна прямо при нас на Хобое, очень громко! Лёд в месте трещины все равно очень толстый, особенно если скол вертикальный, а не под углом, но трещины коварны тем, что могут расползаться. Если ее перепрыгнуть, вернуться обратно может быть уже сложнее.
Щель на Хобое:

Под конец нас отвёзли на красивый лёд кататься на коньках.

А вечером снова кататься - зря мы, что ли, везли с собой чемодан коньков?

Под Шаманкой тоже в тот день образовалась трещина:

На следующий день нам нужно было перебраться в Листвянку, 360 км. Ольхон-экспресс - отличный вариант, но нам на четверых такси было ненамного дороже, к тому же не нужна стыковка и пересадка в Иркутске.
Накануне меня посетила мысль доехать до переправы, оттуда до Сахюрты на коньках, заодно посмотреть юг Ольхона, а из Сахюрты уже взять такси. Предложение было встречено немым недоумением и разбито Сашиной короткой фразой: "С чемоданами?". Нда, с чемоданами на коньках через торосы - так себе идея, хотя было бы эпично.
Заселились к квартиру и отправились на камень Черского. Ян Черский - это учёный геолог, который внёс большой вклад в изучение Сибири и особенно Байкала. Наверх можно подняться пешком или на канатке, рядом горнолыжный склон. Мы на канатке забрались.
Виды с камня шикарные, на Байкал, устье Ангары и хребет Хамар-Дабан.
Устье Ангары не перемерзает зимой, теплая вода из глубины Байкала понимается наверх, и ещё пару километров на Ангаре льда нет.

На следующий день мы с Галей отправились по музеям.
Байкальский музей СО РАН большой, интересный, провели там часа 3. В музее живут 2 нерпы, они невозможно милые. Сотрудники подбирают слабых или раненых и выхаживают их.
Потом хотели в музей самоцветов, но по телефону нам сказали, что он закрыт на школьные каникулы, жаль.
Погуляли по Листвянке, по Ангаре, сходили в нерпинарий

Кафе "Прошлый век", интерьер как в музее, очень вкусная еда:

Наутро отправились на горнолыжку. Погода шикарная, снег, солнце и тепло, просто сказка.
Давно хотела Галю на лыжи поставить, а тут такой удачный момент. Галя занималась с инструктором, а мы с Саней погоняли по горе. Она небольшая, но приятная.

На следующий день отправились на хивусе до бухты Песчаной. Недешевая экскурсия, долго колебались, но всё-таки поехали. Посмотрели на пузырьки в Большом Голоустном, покатались на огромном зеркале льда, погуляли по бухте Песчаной.

Льдинка, похожая на агат

Бухта Песчаная:

Знаменитые ходульные деревья:

Зимняя Байкальская забава - катание на льдине:

В последний день опять на горнолыжку, а вечером отправились на закат, попрощались с Байкалом.

Все, пора домой.
Летний Байкал я видела много лет назад, но зимний - он совсем другой, не прекращаешь удивляться, какие чудеса вытворяет природа.
Нам повезло, все, что хотели, мы увидели. Не съездили в порт Байкал и на КБЖД, т.к. паром из Листвянки ходит 3 раза в день, и по времени с электричкой не совпадает, а пешком далеко не ушли бы. Можно взять экскурсию, туда катают на хивусах. Ну и в Аршан не поехали, хотя была такая амбициозная мысль, на Аршан надо дня 2-3.
Но впечатлений нам и так хватило)