Введение
Многие из тех, кто общался со мной во время игры и после неё, интересуются религией Эйотеода и тем, во что у нас играли жрецы. Здесь я постараюсь развернуто ответить на эти вопросы.
Легенды
Почти все легенды Эйотеода - моего авторства, и я считаю, получилось достойно. Я писал сценарии мифов, а моя супруга облекала их в художественную форму, иногда добавляя интересные детали и внося небольшие изменения. Конечно, мы рассказывали легенды по памяти, и эта финальная форма не использовалась на самой игре, но помогала придавать легендам определенный стиль при пересказе. Все это согласовывалось с Вар, которая, помимо этого, предоставила нам примерный план работ.
Многое можно было бы проработать лучше, возьмись я за это дело раньше, кое-что было дописано «на коленке» прямо на полигоне, но в итоге мы получили довольно стройную мифологию с аллюзиями на Сильмариллион, Библию и другие мифы.
После того, как сценарий сформировался, пришлось несколько видоизменить предложенный мастерами миф о творении, чтобы подогнать его под новый канон. Это, несомненно, символизирует сплетение эльфийского и человеческого опыта общения с Творцом (всадники Эйотеода - потомки людей, общавшихся с эльфами еще в Первую Эпоху).
С результатом наших трудов можно ознакомиться по следующей ссылке:
Легенды Эйотеода. Некоторых легенд там нет, так как они существуют только в виде сценариев и почти не рассказывались на игре.
Зароки и гейсы
Мастера решили реализовать у нас зароки и гейсы, которые должны были стать двигателем игры в героику в Эйотеоде. Концепция хороша сама по себе, но реализовывалась достаточно вяло. Отчасти из-за тяжелой судьбы нашего народа, когда люди больше думали о сохранении рода, а не о личных подвигах (важен был каждый человек), отчасти из-за того, что среди нас не было правильно прогруженного на эту тему человека, который заражал бы окружающих идеей всю игру, или хотя бы первые пару дней.
Я был слишком занят, чтобы заниматься еще и этим, но периодически гейсы накладывались, а зароки брались. Как это влияло на дальнейшую личную игру, я не знаю, кроме пары случаев невыполнимых зароков, которые, скорее, немного деморализовали и выбивали людей.
Обряды
Увлекшись сочинением легенд, я совсем не занимался обрядами. Когда за несколько дней до моего отъезда Вар выложила основные обряды, я был так завален работой, что смог только прочитать их по диагонали. В обрядах не было отсылок к написанной нами мифологии про богов, но были отсылки к мифу о творении от мастеров, со своеобразной стихийной алхимией. Я решил ничего не менять, т.к. эта часть меня не сильно волновала, и отсылки к богам там были не принципиальны.
Тут хочу еще раз сказать огромное спасибо Тени за то, что взяла большую часть ритуалов на себя. И Ксюше, как ее преемнице - за то же.
Инициация
Несколько озадачил меня только обряд инициации. Инициируемому предлагалось дать некий зарок по своему усмотрению, провозгласив «мертв я, пока не…», после чего уйти в ночь и выполнить зарок. Дешево и сердито, но меня смущало то, что такой обряд мог выполнить не каждый. Предполагалось что это некое достойное, героическое действие, но в ночном лесу не так много мирных героических дел. А значит, очень скоро начнутся повторения. А значит, такой ритуал давно был бы формализован, и все небоевые персонажи плели бы венки у ночной дороги, напевая песенки.
Поэтому, доехав до полигона и отойдя от суеты, я решил попробовать перекроить инициацию во что-нибудь более мистериальное, в чем мне сильно помогли Пропп, которого я читал в прошлом году перед «Злато Градиште» и Лора, которая толкнула нам вдохновенную телегу про обряд подготовки к смерти.
В итоге, за полчаса до игры, в священной роще, у ворот в мир мертвых, сооруженных и украшенных под нужды вышеупомянутого обряда ухода в мир иной, буквально на коленке вырисовалась простенькая, но очень играбельная концепция:
Суть инициации по Проппу - это смерть ребенка и его перерождение в качестве нового человека с новым именем, которого даже родные не узнают по возвращении. Этот новый человек прошел через смерть и совершил подвиг. Это своеобразная подготовка к смерти и посвящение в сакральные знания народа. При этом, несмотря на то, что всё действо совершается «понарошку» и ставится жрецами и другими уже взрослыми людьми, к инициации со всей серьезностью относятся даже её организаторы, поскольку в процессе они уподобляются богам и тем самым соприкасаются с потусторонним миром.
Убрав формальные элементы (придумать сложившуюся традицию за час было нереально, да и не очень нужно), мы решили пока что делать индивидуальные сценарии, из которых особенно удачные ходы можно будет потом повторять. Чуть ниже я постараюсь описать использованные сценарии.
Все участники действа кроме инициируемого обычно надевали маски смерти, так кстати заменяющие на игре хайратник. Это, разумеется, символизировало принадлежность данного лица к потустороннему миру, к миру мертвых. Будем считать, что это аналог грима :).
Чего не хватало
Помимо описанных ниже косяков при проведении инициации, хочу сказать, что нам очень не хватало человека, который занялся бы небольшим ликбезом на тему инициации: по игре объяснил бы ее смысл (я сделал это в самом начале обряда в первую ночь, но вряд ли многие запомнили), торжественно объявлял бы о том, что появился новый человек, о его новом имени, со скорбью говорил бы о потерпевших неудачу и вообще занялся бы формальной стороной вопроса и организацией праздника.
Такого человека мы не успели подготовить из-за спонтанности принятого решения. У организаторов самого процесса на это не хватало времени и сил.
По той же причине я не успел сообразить, что на определенном этапе загробный мир должен явить в себе элемент уюта и счастья, т.к. мы имеем дело с подготовкой к смерти. На будущее запомню.
Сценарии инициации
"Ходить за знаниями в царство мертвых - быстрее, дешевле и надежней, чем к живым экспертам."
© Здесь я опишу три сценария, которые мы использовали в первую ночь. В них всех проводником выступает бог веселья, вина и плутовства Рунвин (здесь и далее - огромное спасибо Леахтору (граф Гриша) за абсолютно эпичного Рунвина, развлекавшего инициируемых всю дорогу разными историями и комментариями), и инициируемые идут в царство мертвых за некими знаниями, но позже у нас бывали и вариации, когда в роли проводника был Эктигерн в моем исполнении, или Изенхиг (на самом деле - замаскированный Рунвин) в исполнении Дэмлиоза. Цель тоже могла отличаться.
Названия путей условны.
Путь воина
По этому сценарию в первую ночь у нас шли по очереди два воина с одной и той же сюжетной завязкой. Оба они хотели узнать, кем была мать одного из них, приходившаяся второму теткой. Из живых этой информацией вроде бы владел только ее бывший муж, который не хотел им этого рассказывать. Ответ на вопрос нам был не важен, важен был мотив.
- Снарядив в дорогу, героя провожает за ворота крепости наставник из рода, который напоминает ему о волнующем вопросе и говорит, что ему никогда не узнать ответа на этот вопрос.
- В поле героя встречает Рунвин. Он предлагает ему сходить в царство мертвых, чтобы узнать ответ там. Получив согласие, Рунвин берет с посвящаемого зарок вести себя тихо и не тревожить богиню смерти Гримдис, после чего ведет посвящаемого к царству мертвых, роль которого играет наша священная роща с теми самыми вратами.
- Оказывается, что этот вход в царство мертвых сторожит ужасный змей Атрентунг, который требует поклониться ему, чтобы пройти дальше (роль исполнялась Фестрейд, матерью конунга). Инициируемый должен отказаться, как сделал это бог солнца Эктигерн. (Тут один из воинов поклонился, за что был немедленно оглушен Леахтором и отнесен к воротам крепости как проваливший инициацию. После этого он весь день играл раба без имени, которого все звали «эй ты» и запрягали всякой работой. Наставник посадил его учить легенды, которые он, похоже, в итоге знал лучше всех воинов.)
- Если воин не кланяется змею, Рунвин вынимает дудку и усыпляет змея. Путники проходят сквозь врата. Рунвин говорит, что в царстве мертвых все мертвы, и потому никакие раны не могут остановить посвящаемого.
- Некий дух-страж (жрец из рода красного коня) выходит навстречу инициируемому на свет костра и говорит, что для того, чтобы взглянуть в глаза правде, нужна крепость духа. Призывает продемонстрировать её, сразившись с ним и выдает тимбар. Следует поединок на износ, когда не важно количество ударов, а важна стойкость. Когда дух решает, что вымотал противника достаточно и тот проявил настойчивость, он отступает.
- Рунвин говорит, что здесь есть окно в мир живых, через которое можно увидеть того, кого ищет посвящаемый, и тот слышит женский голос, поющий что-то (это опять же Фестрейд, на этот раз в роли матери). Рунвин говорит, что это та, кого он ищет. Когда инициируемый приближается к силуэту на краю освещаемой костром области, жрец в кустах (это был я) создает шум и свет фонарика, которым мы на всякий случай подсвечивали область сражения, начинает метаться туда-сюда.
- Рунвин говорит, что поединок привлек мертвых и надо убираться, пока не потревожен покой Гримдис, напоминая о зароке. Посвящаемый, естественно должен выполнить зарок и покинуть царство мертвых.
- Рунвин провожает героя домой, говоря, что он вернулся из царства мертвых достойным человеком.
Путь целителя
Этот сценарий мы разыграли с нашим лекарем Дэмлиозом (до инициации - Фэахва), который очень любил своих близких и хотел помочь всем.
- Бабушка (глава белого роха, бронебабушка ^.^) провожает путника за ворота крепости.
- Рунвин встречает его и предлагает узнать тайные знания о лечебных травах у мертвых. Берет с инициируемого зарок, что тот не выйдет из царства мертвых без Рунвина.
- Когда они заходят в священную рощу, Рунвин велит не касаться веток, так как они наполнены смертельной отравой (гениальная идея Гриши, которую он сочинил на ходу, без согласования).
- Тут они слышат крик за спиной и идут посмотреть, что это. Оказывается, что это та самая бронебабушка, и она почти буквально находится у порока в царство мертвых. Рунвин говорит, что знает цветок, способный спасти её.
- Рунвин подводит инициируемого к вратам. А врата у нас украшены душицей и каким-то белым цветком (вроде бы пустоцветом). Рунвин указывает на душицу и говорит, что это тот самый цветок.
- На обратном пути Рунвин «случайно» цепляется за ветку, и теперь смертельно отравлен. Поднимается шум и Рунвин комментирует, что мертвые встревожены и они не могут вернуться к вратам.
- В итоге перед инициируемым выбор: спасти бабушку, или спасти Рунвина. Ожидается, что он выберет Рунвина, ибо связан зароком.
Путь тайны
По нему провели двух близняшек, отец которых был принят в Эйотеод из другого народа, но предал нас и был среди убивших предыдущего конунга. Более того, он убил их мать, хоть и сам пал от ее руки. Они, разумеется, не верили, что он сделал это по собственной воле.
Этот сценарий они проходили вдвоем, ибо сил уже не было и шел дождь. Позже мы еще один раз нарушили правило инициации по одному, но сделали это ради того, чтобы быстрее ввести персонажей в игру, и получилось, в целом, неплохо.
- Инициируемых провожают за ворота. Бабушка дает в дорогу нить и бусинки.
- Их встречает Рунвин, предлагает узнать правду об отце в царстве мертвых.
- У ворот в царство мертвых они видят две стоящие фигуры (разумеется, обе в масках смерти). За вратами, загораживая костер и повернувшись к инициируемым спиной, стоит фигура в тяжелом плаще (верховный жрец, то есть я).
- Рунвин поясняет, что перед ними души их родителей, но чтобы оживить их, нужно надеть на них что-то связанное с ними. (Тут девочки вынули какие-то амулеты и надели на «родителей», хотя предполагалось, что после подсказки они сплетут небольшие фенечки и посвятят их родителям)
- Фигуры оживают и разыгрывают сцену их последней встречи, известную нам со слов очевидца. При этом говорят только общие фразы, вроде «как ты посмел?!» и «а ты что здесь делаешь?!». Убивают друг друга.
- Рунвин предлагает теперь задать им вопрос. Мать говорит только «он предал нас», в то время как отец отвечает вопросом на вопрос: на «Ты правда нас предал?» спрашивает «А что, если так? Что тогда вы сделаете?». Ожидается любой ответ, не ведущий к предательству Эйотеода ради отца.
- Жрец за вратами внимательно слушает. Когда все нужное сказано, говорит: «Я слышал достаточно. Вы можете идти, теперь вы готовы к любому ответу».
- Рунвин уводит посвящаемых.
В этом сценарии игравший отца жрец недостаточно ясно намекнул, что его ответный вопрос - не риторический. Пришлось вмешаться мне и задать его прямо. Но вышло в итоге все равно неплохо.
Если кому-то будет сильно интересно, я могу вспомнить и остальные сценарии, но в принципе и так все должно быть ясно.
Веселые картинки ^_^
Напоследок выложу изображения наших прекрасных богов, за авторством
Ксюши. Из восьми богов нарисовать успели шестерых. Эйфина мы решили вообще не изображать, ибо враг же. До Дерфела просто не дошли руки. Рунвин и Эктигерн тоже не вполне докрашены.
Нормальных сканов пока нет, так как картинки оторвали с руками после игры :). Обещали сканы прислать. Ждем-с.
Эктигерн Хемфрид
Изенхиг Гримдис
Финнавар Рунвин