У Булгакова мораль перевернута, так и роман был написан в то время, когда в обществе все перевернулось с ног на голову и с тех пор, осмелюсь утверждать, все не слишком изменилось. Слаб ли Бог в романе? Честно говоря, однозначно не могу ответить, Хотя склоняюсь к мысли, что, во-первых «свет» у Булгакова настолько в тени, деяний и обаяния Воланда и его свиты, что читатель осознанно или не осознанно считает их сильнейшей стороной. Не говоря о том, что зло здесь кажется человечнее, во всяком случае, снисходительнее к человеческим слабостям. Во-вторых, прочитывается здесь вопрос, волновавший теологов не одно столетие, кто слаб свет или же человек, для которого критериям света соответствовать, мягко говоря, непросто.
В том-то и дело. Мы не задумываемся об этой вывернутости наизнанку. Мы в ней уже прижились. Да? Там, где Свет справиться не в состоянии, Зло - я бы сказала, не Зло, а Тьма, вершит свой суд - и весьма справедливый с точки зрения морали. Но и герои, и принципы в книге все аморальны... И как актуальна Маргарита для нашего времени, с её страстью к красоте и глянцу - аморальная любовница, венчаная жена другого, обратная сторона девы Марии, которой мы все сопереживаем в её аморальной любви. Странно. Даже страшновато, насколько современно... Насколько гениальная книга.
В таком изнаночном мире, жить не только привычно, но и большинству людей удобнее. Но все-таки так хочется порой верить в то, что есть сила, которая покарают недругов, и если человеку это не под силу, а в Божий суд верить уже не получается, остается суд Тьмы или уход к кардинально другим религиям. Полный атеизм для большинства людей все-таки не комфортен. Маргарита, действительно, похожа на героинь глянцевых журналов. В ее ли оправдание, в наше ли можно сказать, что она не первая героиня, чьей аморальной любви сочувствуют читатель на протяжении поколений. Хотя далеко не самая симпатичная. Желание же вечной молодости и вечной красоты давно чарует человечество, хотя последнее время приобретает черты массовой одержимости. А книга удивительная, такой, наверное, может быть только такая книга, являющаяся и последней исповедью писателя, и его последним разговором с Богом, Тьмой, миром.
Какие вы умные, дамы, Вас очень увлекательно читать! С ранней юности люблю этот роман, он гениален... Но мне, честно говоря, ни разу прежде не приходило в голову взглянуть на него с точки зрения морали. И христианской морали, в частности. Наверное потому что в душе я никогда христианкой не была
( ... )
Вероятно, писатель и задумывал показать свет и тьму равновеликими силами, равновесие которых и есть условия существования этого мира. И выбор между коими каждый человек совершает сам. Получилось ли это у него? Не знаю. Слишком часто мне встречались мнения о том, что «злые силы» здесь привлекательнее и сильнее.
ИМХО, тут проблема, скорее, в читателях, чем в романе. Зло у Булгакова сильнее? Привлекательнее? Смотря что они (читатели) считают силой. Наверное, просто слишком многих людей во все века влекло к себе то, что иногда называют "романтикой зла". Но в романе-то духовная сила Иешуа, пусть она тиха, ничем не слабее яркой как фейерверк силы Воланда. Они просто имеют разную природу, разное назначение и смысл.
А если присмотреться, в самом романе главные, казалось бы, антагонисты - Воланд и Иешуа - отнюдь не воюют между собой и не пытаются друг друга уничтожить. Проклятия и жажда положить конец существованию оппонента - это, скорее, прерогатива их так называемых "учеников". Для которых возможно или белое или черное.
В читателях, хотя симпатия автора к «темным» персонажам очевидна. Видимо, это и сбивает с толку. Но, возможно, я необъективна. Поскольку, фигура Иешуа видится мне наиболее цельной в романе. Удивительный образ, в котором соединились, чистота души, мудрость и сила характера. И, пожалуй, для меня именно этот образ олицетворяет гениальность Булгакова, поскольку здесь для писателя был наибольший риск ошибиться с интонацией. Впасть в нравоучительность, сентиментальность и тд. Согласна, Иешуа и Воланд понимают и принимают необходимость существования оппонента. Ведь исчезновение одного сделает бессмысленным существование другого, а их «ученикам» по тем же причинам никогда не суждено договориться :).
А я рассуждаю по- другому. Мы не должны ничего и ни у кого просить, ведь мы в какой-то мере славяне ( славящие бога). И этим все сказано. Ведь у родителей мы ничего не просили, они сами знали что нам надо, а что нет. Так и с богом. Если он Всевышний, то он сам знает, что нам надо, а мы должны благодарить его за это, и прославлять. А какой он : Иисус или Моисей или Ра все едино. Ведь все они олицетворение одного бога - Солнца. А теперь попробуйте про себя прочесть молитву Отче наш. И сразу все встанет на места
Comments 15
Слаб ли Бог в романе? Честно говоря, однозначно не могу ответить, Хотя склоняюсь к мысли, что, во-первых «свет» у Булгакова настолько в тени, деяний и обаяния Воланда и его свиты, что читатель осознанно или не осознанно считает их сильнейшей стороной. Не говоря о том, что зло здесь кажется человечнее, во всяком случае, снисходительнее к человеческим слабостям. Во-вторых, прочитывается здесь вопрос, волновавший теологов не одно столетие, кто слаб свет или же человек, для которого критериям света соответствовать, мягко говоря, непросто.
Reply
Там, где Свет справиться не в состоянии, Зло - я бы сказала, не Зло, а Тьма, вершит свой суд - и весьма справедливый с точки зрения морали. Но и герои, и принципы в книге все аморальны... И как актуальна Маргарита для нашего времени, с её страстью к красоте и глянцу - аморальная любовница, венчаная жена другого, обратная сторона девы Марии, которой мы все сопереживаем в её аморальной любви. Странно. Даже страшновато, насколько современно... Насколько гениальная книга.
Reply
Но все-таки так хочется порой верить в то, что есть сила, которая покарают недругов, и если человеку это не под силу, а в Божий суд верить уже не получается, остается суд Тьмы или уход к кардинально другим религиям. Полный атеизм для большинства людей все-таки не комфортен.
Маргарита, действительно, похожа на героинь глянцевых журналов. В ее ли оправдание, в наше ли можно сказать, что она не первая героиня, чьей аморальной любви сочувствуют читатель на протяжении поколений. Хотя далеко не самая симпатичная. Желание же вечной молодости и вечной красоты давно чарует человечество, хотя последнее время приобретает черты массовой одержимости.
А книга удивительная, такой, наверное, может быть только такая книга, являющаяся и последней исповедью писателя, и его последним разговором с Богом, Тьмой, миром.
Reply
Reply
Reply
А если присмотреться, в самом романе главные, казалось бы, антагонисты - Воланд и Иешуа - отнюдь не воюют между собой и не пытаются друг друга уничтожить. Проклятия и жажда положить конец существованию оппонента - это, скорее, прерогатива их так называемых "учеников". Для которых возможно или белое или черное.
Reply
Согласна, Иешуа и Воланд понимают и принимают необходимость существования оппонента. Ведь исчезновение одного сделает бессмысленным существование другого, а их «ученикам» по тем же причинам никогда не суждено договориться :).
Reply
Reply
Leave a comment