Художник: Frank Cadogan Cowper
Много веков назад жил святой Франциск Ассизский - основатель нищенствующего монашеского ордена, который оказывал помощь страждущим и гонимым, в том числе и братьям нашим меньшим. Франциск считался покровителем зверья. День его смерти - 4 октября 1226 года отмечают как День защиты животных во всем мире.
В 1979 году Папа Иоанн Павел II официально назвал святого Франциска Ассизского патроном экологов.
Решение о праздновании Международного дня животных было принято в 1931 году на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы, проходившем во Флоренции. Общества защиты животных многих стран заявили о своей готовности ежегодно отмечать эту дату и организовывать разнообразные массовые мероприятия.
В России День защиты животных отмечается с 2000 года по инициативе Международного фонда защиты животных.
На Руси покровителями и целителями домашних животных почитают святых мучеников Флора и Лавра, чьи имена содержат в себе то, что принято называть природой: Флор - от латинского floros - цветущий, Лавр - название дерева, ветвями которого принято украшать победителей. Почитание этих святых возникло еще в древние времена. День памяти святых празднуется 18 (31) августа. По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан - родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. Согласно иконописному канону святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре». Предание, послужившее основой для иконописного сюжета, повествует о том, как святые братья явились на помощь пастуху, потерявшему коней, и помогли найти пропажу. Ранние из сохранившихся икон с этим сюжетом относятся к ХIV веку.
В Москве, на Зацепе, есть храм Флора и Лавра (нынешнее здание построено в 1778 году, но известен храм с 1625 года). В подмосковном селе Старый Ям находится церковь святых мучеников Флора и Лавра. Одни из ворот Московского Кремля, построенного святым князем Дмитрием Донским, назывались Фроловскими, по названию надвратной церкви в честь святых мучеников. В старой Москве было еще три храма Флора и Лавра. Эти храмы были построены в местах, рядом с которыми находились лошади, а также скот для продажи или хозяйственных нужд, - на Покровской улице и у Мясницких ворот.
Существовал на Руси удивительный народный обычай: на «лошадиный праздник», как называли день памяти Флора и Лавра, пригоняли к церквям лошадей со всех окрестных сел и деревень. В расчесанные гривы и хвосты коней вплетали ленточки и куски кумача и ситца самых ярких цветов, наряжали их в расшитые попоны и сбрую, украшенную лентами и бубенцами. Животных водили для купания к водоемам, подводили к храмам, где совершались торжественные молебны святым мученикам Флору и Лавру. После молебна тут же перед церковью лошадей окропляли святой водой. Это происходило повсюду на Русской земле. Прежде святые Флор и Лавр были известны всем, их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме.
Покровителями, целителями и ходатаями о домашнем скоте также являются святители Спиридон и Власий. Спиридон (епископ города Тримифунта) с детства был пастухом овец, ему также была дарована власть над стихиями. Власий (епископ города Севатия) до принятия сана был врачом, а в детстве - пастухом. К нему приходили дикие звери и кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их; больных животных святитель исцелял, возлагая на них руки. Молятся о домашней живности и святителю Модесту, архиепископу Иерусалимскому, по преданию однажды оживившему отравленный домашний скот.