Здесь гений воплотился Людовика.
Счастливый камень сей подобьем стал
И красоты исполнился великой.
(Мати)
Bust of Louis XIV
1665
Marble, height 80 cm
Musée National de Versailles, Versailles
В книге Филиппа Боссана " Людовик XIV , король-артист" об этом бюсте написано довольно много. Позволю себе несколько цитат:
Бернини хотел "поймать модель в движении, и совершенно очевидно, что именно это позволило ему создать самое живое и самое мастерское из всех изображений Людовик XIV . Это не портрет короля: это портрет королевского желания. Да, "желание славы", о котором Людовик говорит в своих "Мемуарах", - здесь "похищенное" в живости мгновения. Это портрет Людовика, который видит себя Александром". (Александром Македонским, разумеется. (мое прим.)
"Когда довольствуются обыкновенным правдоподобием, короля изображают таким , каким Людовика XIV видели многие придворные - благородным, чопорным и холодным. ... именно это и видно на большинстве посредственных статуй в Версале и других местах. В данном случае король не желает следовать внешней, поверхностной правде... Бернини , именно он, угадал, постиг, почувствовал и передав мраморе то, что врожденная застенчивость Короля-Солнца, таившаяся в нем и скрывавшая даже от него самого то, что он желал бы увидеть в себе, из осторожности изображаемом в виде другого: Александра, например. Робкий Людовик XIV ? Несомненное: он сам в этом признается в отрывке "Мемуаров" : "Эта первоначальная робость, которую всегда рождает нерешительность и которая поначалу причиняла мне затруднения всякий раз, когда следовало выступать перед публикой с речами, более или менее пространными... Именно робость заставляла принимать его ледяной вид. ...
Бернини изваял желание славы и просто-напросто желание Людовика, с внутреннего представления о себе самом, которое было у короля в возрасте двадцати восьми лет... и которое некоторые разгадали. Не разгадавшие не есть великие художники."