Последний, наверное, пост основной части весеннего марафона, это ответ на вопрос от
mishemplushem Объясните, что вы понимаете под «хорошим вкусом», и насколько он важен или неважен в искусстве.
Я еще с начала марафона хотела что-то на эту тему написать, но все не решалась взяться за столь скользкую тему. Да и сейчас, пообещав медведям написать что-нибудь, не знаю, что выйдет в конечном итоге. Скорее всего немного бредовый поток мыслей.
Для начала я попробую объяснить, что подразумевается под хорошим вкусом. Мне кажется вкус держится на трех китах. Гармоничность, уместность, естественность (ниже объясню, что подразумеваю пож этим).
С первым все более менее понято. Общие законы гармонии никто не отменял. И в большинстве случаев они должны присутствовать, если только их нарушение не является неким выразительным средством. Иначе нам сложно воспринимать данные творения. Так уж мы устроены.
На фото Айрис Апфель / Iris Apfel - американская предпринимательница, дизайнер интерьеров, модельер и актриса. Одежда в стиле китч, но на этой даме наряды - настоящие произведения искусства. Чтобы так одеваться надо обладать тончайшим вкусом.
Кроме того в этот пункт я бы записала еще и знание меры. Тут я скорее консерватор, по мне лучше меньше, чем больше. И тот больший мастер, кто меньшими средствами добьется большего результата. Но мера отчасти зависит от пункта номер 2 - уместности. Т.е. например короткая юбка на дискотеке - это нормально, а вот в офисе уже стоит задуматься о длине, даже если фигура позволяет. (Грубый конечно пример, но лень придумывать что-то более изысканное). Впрочем, помните, я показывала отремонтированный дом на Петроградской с ужасными колоннами в греческом стиле у мансарды. Вот это как раз тот случай, когда прекрасные колонны сами по себе тут совсем неуместны. Это явно перебор. Уместность может быть обусловлена и социальными веяниями, когда эстетика является проводником социальных правил. Сейчас в этом плане все стало более демократично, а вот раньше это был серьезный фактор.
Дом где-то в Греции (
источник) На мой взгляд, образец безвкусицы.
Уместность, как мне кажется, еще и связана со стилем. Работать в рамках стиля полезно на первых порах любым творцам, потому что стиль дает некие правила и диктует законы. Не важно строишь ли ты здание, создаешь модный образ, пишешь стихи. Это прекрасное упражнение для учебы: сначала проанализировать в чем суть стиля, затем попытаться это воссоздать. В основах художественных стилей заложена гармония и некоторые правила. Это база, фундамент. Сейчас, в эпоху постмодернизма со стилем сложно, потому что чистый стиль сейчас не найти ни в какой из видов искусств, все работают на стыке всего со всем. Чтобы не утонуть во всем этом, не переборщить основы знать стоит. Мне кажется, что чтобы не заблудиться, хорошо брать в работе один стиль, брать его как базу и вносить уже в него дополнения из других. Это как в суп добавлять разные приправы. о надо всегда помнить, что бы было со вкусом, надо точно понимать зачем и что ты добавляешь, и не перебарщивать.
И третий пункт - естественность. Важно быть, а не казаться. Иначе может выйти пошло. Мне как-то попалось чудесное определение пошлости. Пошлость - это когда низменное выдает себя за высокое. Например когда какая-нибудь популярная певица выходит на сцену в изящном наряде, при этом ходит по сцене походкой гренадера - это пошло. Особенно если она при этом преподносит себя как даму изящную, причем на полном серьезе. Вот если тоже самое делается с самоиронией - тогда это другое дело. В песенном жанре полно примеров и того и другого. И опять таки, вернемся к стилю. Есть серьезная музыка, есть легкая. Но не вся легкая музыка - это пошло. Большинство поп-музыкантов прекрасно понимают, что они артисты легкого развлекательного жанра. Да притопа, три прихлопа. Песни для дискотеки. Ну или молоденьким девочкам пострадать на тему красивых мальчиков. И вот ровно пока все эти "глупые песенки о любви" находятся в своей нише - ничего страшного в них нет. Другое дело, когда примерно при том же музыкальном содержании и уровню поэзии в тексте все это преподносится с особым пафосом, выдается за истину в последней инстанции и т.п. - вот тут беда. И, кстати, также нелепо и пошло порой смотрятся представители классических жанров, пытающиеся пойти в народ.
По этому поводу я вспоминаю совет, который нам когда-то дала преподаватель эстетики, был у нас такой курс, жаль маленький. Она рассказывала об украшениях. И затронула тему бижутерии. Как она объяснила, бытует мнение, что бижутерия - это только для детей. Но на самом деле это не так. Неприлично носить подделку, когда из дешевых материалов сделаны копии драгоценных украшений. А вот хорошую качественную бижутерию носить можно, но она и должна выглядеть как бижутерия, а не как золото - бриллианты.
Если порассуждать на тему "хороший вкус и искусство", то мне кажется, искусство это немного про другое. Высокое искусство опережает вкусы своего времени, оно над ними. Потому что вкусы меняются, а настоящие произведения искусства понятны вне времени их создания. При всем при этом, они являются проводником эстетики и вкусов своей эпохи, источником наших знаний о ней, хотя порой современники и недооценивали их.
Произведения высокого искусства не предназначены для сиюминутного потребления. Они - вещь в себе, и не рассчитаны на массового зрителя, это что-то такое элитарное.
Работы Пармиджанино (Франческо Маццола) - типчные образцы итальянского маньеризма
Хотя, порой, мне кажется, что в этом заключено некое лукавство. Это такая игра для избранных. Ведь если задуматься, то до недавнего времени живописцы, скульпторы, композиторы и т.п. редко создавали произведения искусства не на заказ. Так что все равно должны были исходить из массовых вкусов, кушать то всем хочется. Все они так или иначе были прикладниками. Просто многие были очень талантливы. А сейчас у художников появилась возможность творить что им хочется, и при правильной раскрутке оно на выставку попадет. Главное побольше инфоповодов вокруг создать. И если у тебя есть имя, то "знатоки" искусства всем объяснят, что это произведение образчик вкуса :).
С другой стороны, часто произведения искусства, которые в эпоху создания не считались чем-то "высоким" со временем обретают большую ценность за счет своей "вековой пыли". И чем пыли больше, тем больше ценность. Это касается не только материальных произведений искусства. Например в популярной музыке лет через 20 народ вспоминает хиты своей молодости, и поскольку на тот момент этот самый народ переходит в возрастную группу, которая как бы знает как надо, которая уже все видела и, как ей кажется, определят, что есть классика, то вызывающие ностальгию песенки переползают в разряд классики популярной музыки. И становятся основой для переосмысления новыми поколениями. Не все, но многие. Фактически за 20 лет уже проходит первый музыкальный отбор. Также и со многими произведениями прикладного искусства. И мне кажется, что в первую очередь сохраняются те вещи, которые были сделаны со вкусом. Либо нам уже из ностальгических эмоций кажется, что эти вещи верх совершенства.
Ну и подытоживая все: вкусы меняются, произведения настоящего искусства остаются интересны не зависимо от сиюминутных вкусов в обществе. Но при условии, что они гармоничны и содержательны. Фактичски произведение искусства не должно откровенно соответствовать сиюминутным вкусам общества, хотя и должно быть выразителем тенденций и идей своего времени.
#веснаестьвесна