Продолжаю свой рассказ об истории игральных карт. Сегодня я расскажу и покажу вам несколько довольно затейливых колод, как старинных, так и современных. Часто такие колоды даже и не существуют в полном объеме, а есть лишь изображения нескольких отдельных карт, которые публиковались в книгах, календарях и альманахах. Сведения об таких колодах довольно скудные, на русском языке я ничего не нашла, пришлось собирать по крохам из английских источников. Советую посмотреть картинки даже тем, кто не интересуется картами, попадаются весьма изящные рисунки.
Уже в 18 веке, а может быть и раньше издатели карточных колод стали придумывать для них разные украшения, когда на свободное место между значками мастей на картах. А в начале 19 века впервые появляются карточные колоды , которые по-английски называются Transformation Playing Card Decks. Русского термина для них я не нашла пока. Суть в том, что на картах обозначения мастей становятся частью какого-то сюжетного рисунка или узора.
Вот два примера
Вначале появилась не целая колода, всего лишь 8 карт были опубликованы в немецком альманахе в 1801 году. Опубликовали их Friederich Gentz, Jean Paul Voss и Johann Heinrich Voss в Брауншвейгском немецком издании Hudibras.
Так вот это выглядело. (4 листа из 8)
Почти в тоже время карты появились и в Британии. В своих воспоминаниях мастер фехтования Henry Angelo упоминает, что что его друг карикатурист John Nixon славился умением из обычных рисунков мастей карт делать забавные карикатуры ( “had the reputation of introducing through his inventive faculty, the most amusing species of caricature, thus converting spades, hearts, clubs and diamonds into grotesque figures and groups”. В 1803 году он опубликовал 9 рисунков своего друга, потом были опубликованы и другие работы.
Мода на подобные карты пошла после того, как несколько таких карт было опубликовано в 1804 году в альманахе издатель ( J. C. Cotta изf Tubinga, Wurttemberg), где каждая карта была изображена на отдельной страничке. Каждая станица приходилась на 1 неделю года. К сожалению, изображений из этого альманаха я не нашла. Но зато я вам покажу другую чудеснейшую колоду. 1818 Ackermann “Repository of Arts, Literature, Fashion etc”. Не поленитесь, и раскройте превьюшки!! Пожалуй это одна из самых изящных колод такого типа, с тонко прорисованными рисунками.
Вот еще одна весьма популярная колода Nursery Rhyme Transformation Playing Cards - John Galloway. Каждая карта тут соответствует какому-то стишку. Я не настолько знаю английскому поэзию, чтобы определить, к какому именно. Выходить эти колоды начали в середине 19 века, были разные варианты, отличавшиеся рисунком нескольких карт.
Вот карта 4 пик (увы, пока единственная) из колоды Baron Louis Athalin (published in Paris 1832)
Мода на подобные карты дошла и до Голландии. Правда, колод там было выпущено не много. Вот три карты из колоды - 1885 Leliman J H W. Возможно, что это единственная колода такого рода, вышедшая в этой стране в 19 веке.
А вот детская голландская колода карт. Точнее сказать это иллюстрации из детской книге, которую можно было бы назвать по-английски "Something for Everything" и вышедшей в 1935 году
Над подобной колодой карт работал в свое время William Makepeace Thackeray, котрый был не только писателем, но и рисовал карикатуры. Правда работу свою о не закончил, листы с эскизами опубликовала после смерти писателя его дочь в 1876 году .
Ну и несколько современных колод такого типа. Над дизайном таких колод часто работают известные художники. Такая колода в первую очередь предмет коллекционирования. Иногда колоды выходят крохотными тиражами , каждая пачка имеет свой номер. Если в старинных колодах соблюдалось правило расположения знаков масти на карте, то современные художники довольно свободно распологают их внутри рисунка.
Pete Wood's 'Teddy Bears' Transformation pack of playing cards (1994).
Tony Meeuwissen колода 'The Key of the Kingdom', 1980е.
2005 Under The Sea для Marine Stewardship Council. Над дизайном этой колоды работали Damien Hirst, Dame Elizabeth Blackadder, Anish Kapoor, Quentin Blake, Maggi Hambling and Paul Simonon.
1995 Wild Semi , дизайн - Peter Wood.
Название этой колоды не знаю.
1988 Circus
Пока мне не встречалось подобных русских колод, хотя, я так думаю, что-то подобное уже есть.
Очень рекомендую открывать превью, тут есть что по рассматривать.