Святочные духи немецких и австрийских земель.

Dec 11, 2009 13:25

Все думала с чего бы начать этот пост. Решила начать вот с этой фотографии.



На ней мы видим мужчину, который дует в рог над колодцем. Для чего он это делает, спросите вы. Традиция эта есть в Голландии. Музыкальный инструмент этот называется рождественским рогом.( Midwinterhoorn ). Этот длинный изогнутый рог (он достигает в длину метра, а то и полутора) сделан из дерева (чаще всего ольхового) или из металла.



Раньше в рог трубили на протяжении всех святок - от сочельника до крещения. Делали это для того, чтобы отпугнуть участников Дикой охоты. У рога очень характерные протяжные звуки. А над колодцем музыкант стоит для того, чтобы усилить звук.
Что же такое Дикая охоты и почему ее так боялись.

Дикая охота (Wild Hunt, Die Wilde Jagd, Wilde Heer) представляет собой проносящееся по небу группу призрачных всадников - охотников и собак. Мифы об это охоте распространены почти у всех народов имеющих германское или кельтское происхождение. Однако, скорее всего корни у легенды скандинавские.



The wild hunt: Åsgårdsreien (1872) by Peter Nicolai Arbo

Согласно скандинавской легенде, бог Один со своей свитой носится по земле, собирая души людей. Если кто-либо встретится с ними, то попадет в другую страну, а если заговорит, то погибнет. В поздних версиях этого мифа возглавлять эту охоту могли как мифические существа, так и реально существовавшие когда-то люди (Например король Артур или Наполеон).



Die Wilde Jagd by Franz von Stuck

На эту легенду в разных землях наслоилось большое количество местных верований и реалий, так что сразу что и как не разобрать. Подробно на этом мифе я не буду останавливаться
Нас будут интересовать сейчас в первую очередь жители немецких и австрийских земель. Тут , правда , все тоже не просто. Германия была догие вка больше похожа на лоскутное одеяло:в кажой области страны были свои обычаи и правила. У большинства германцев считалось, что Дикую охоту можно увидеть в районе Дня зимнего солнцестояния.



Они считали, что возглавляет охоту либо Водан, либо фрау Холле (Frau Holle), либо богиня Перхта (Perchta). Вот на последнем персонаже мы и остановимся подробнее. Впрочем часто черты фрау Холле и Перхты смешиваются, они выполняют похожие функции.

Хольда, фрау Холле, Перхта, Берта, в германской низшей мифологии рождественский персонаж. Старуха-ведьма (у южных немцев, австрийцев), проносящаяся в новогодние ночи по небу во главе дикой охоты или, напротив, добрая женщина в белых одеяниях, разносящая подарки хорошим людям и наказывающая плохих, особенно нерадивых прях X.- покровительница младенцев, умерших некрещёными.

Реликты древнего образа божества природы - связь X. с источниками, где, по некоторым поверьям, она обитает, и атмосферными явлениями: когда X. выбивает перину - идёт снег, когда после долгих дождей появляется солнце - X. сушит своё покрывало и т. П (Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г)



С Фрау Холле мы все встречались в сказках про Матушку Метелицу
Имя Перхты связано с германским корнями beraht, bereht. Они имеют отношению к огню.

Предстает Перхта в двух ипостасях.



Иногда это прекрасная дама в белом, иногда страшная старуха имеющая зооморфные черты: куриную ногу, клюв. В руках она держит метлу. Перхта как и фрау Холле разносит подарки детям, но может и наказать непослушных. Кроме того, она является покровительницей прях и прочего женского рукоделия. Нерадивых работниц она тоже может наказать.



Ряженый в костюме Перхты. Обратите внимане, что к юбке прикреплено изображение птичей лапы.

В некоторых немецких землях 5 января бывает ночь Перхты. Ей в гумне оставляют миску со специальным молочным кушаньем Perchten Milch. На тарелку кладут ложки все члены семьи. Если утром находят ложку упавшей, то это плохой знак, а вот чья ложка оказывается в молоке - того ждет богатство: именно его ложкой ела Перхта.

Уже из этого обычая видно, чо Перхту нельзя отнести к зловредным существам, но и лишний раз с ней встречатся тоже не стоит.

Попалась мне одна сказка про Прехту и ее призрачную свиту. Сказка эта тирольская. Я ее персказываю в несколько сокращенном варианте.

В святочные ночи на улицу крестьяне не выходят, но вот один мужичок выпил лишнего на празднике и пошел во двор подышать воздухом. Вдруг он услышал в небе голоса и увидел призрачное войско, которое состояло из душ некрещеных детей. Маленькие фигурки кувыркались в воздухе и тоненько щебетали что-то. Потом они приземлились недалеко от него. Вдруг он заметил, что одно маленькое привидение отстало ото всех. Оно запуталось в полах своей длинной рубашонки, и падало, сделав всего несколько шагов. Крестьянин поднял малыша на руки, подпоясал его своим ремнем, чтобы рубашка не свешивалась до земли, и подтолкнул в сторону предводительницы. Когда малыш дошел до нее, она ласково посмотрела на мужика и сказала: « Добрый человек, мое благословление твоим собственным детям. Пусть никогда не будут они в нужде!». Так оно и вышло: дети крестьянина всегда жили в достатке.

В Австрии есть еще один интересный обычай. В святочные ночи устраивается шествие перхтов. Вероятно они изображают свиту богини. Напоминают они наших ряженых. Хотя, судя про фотографиям, они очень очень страшные. Точнее сказать есть ряженые красивые schonen и ужасные - schiachen.



Первые одеты в народные костюмы, вторые - в страрашные маски и шкуры.





А вот так выглядят современный перхты. Жуть!









На следующей неделе я расскажу про еще одно святочное австрийское чудовище.

Материалы взяты из:
Брендон Лейан "Книга Рождества" 1996
Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Зимние праздники. "Наука" 1973 г.
Википедия

new year, мифология, history_of_christmas, Австрия, Германия

Previous post Next post
Up