Один органно-гастрольный день

Sep 23, 2011 20:03

Я решила повесить в сообщество odin_moy_den рассказ о моем дне в Твери. Не знаю, опубликуют или нет - но для моих друзей делаю копию :))




Один мой день - 13 сентября 2011 года в Твери с концертом «Истории Любви».



1) Принято считать, что день начинается с пробуждения. В гастрольной поездке день, по-настоящему начинается, когда заканчивается репетиция. А заканчивается она далеко за полночь (обычно), или раньше - что случается реже. Пару часов до сна - это и есть момент жизни: можно погулять, сходить в кафе, или просто посмотреть телевизор, что я и собралась сделать в гостиничном номере.




2) Сон пролетел незаметно, его не хватило, поэтому взбодрил по-настоящему только прохладный душ.




3) При том, что игра на органе требует большого количества энергии - физически непросто играть и руками, и ногами одновременно, в день концерта нельзя серьезно наедаться. Иначе уйдет и концентрация внимания, и сложнее будет играть. Поэтому, несмотря на то, что в артистической будет находится поднос с бутербродами, я всегда покупаю себе то, что утолит голод, но не приведет к «сытому блаженству»: фрукты, йогурты...




4) Я давно уже редко выступаю одна в концерте. В этот раз гость - московский кларнетист и мой хороший знакомый Сергей Шитов. С ним мы встречаемся у Филармонии. Я уже видела афишу, он - нет (приехал только сейчас), поэтому веду его полюбоваться.




5) Как бы не был хорошо подготовлен концерт, все равно в душе «напряженка»: ничего с этим не поделаешь, поняла за годы. Поэтому, как-то самопроизвольно, вместо того, чтобы идти на репетицию (а с нее начинается марафон, который заканчивается уже с аплодисментами зала), мы начинаем еще минут пять травить байки.




6) Кстати, рядом с Филармонией между ларьками забавная растяжка:




7) А еще (я не рискнула присесть) - забавные лавочки в виде каменных изваяний:




8) Беда всех гастрольных поездок в том, что сыграть роль «руссо-туристо» невозможно: посмотреть город, обойти достопримечательности не получается. Почти все время посвящено Ему: органу. Каждый орган индивидуален, и, прежде, чем выходить на сцену необходимо сделать т.н. «регистровки» - выбрать, в какой момент какой набор труб (т.е. тембров, регистров) должен звучать. Это кропотливая работа, и то, что сделано для одного органа, неприемлимо для другого.
На фото слева набор регистров (каждый ряд соответствует одному из мануалов (клавиатур) или педали), включенные - это те, что будут звучать, когда я начну играть.




9) Задача ассистента органиста не только переворачивать страницы нот, но, самое главное, включать вовремя нужный набор регистров. Для этого делаются пометки на нотах. Обычно я все прописываю, но что-нибудь обязательно упускаю или неясно пишу цифры. Поэтому во время репетиции, ассистент делает свои пометки.




10) Я не играю академические классические концерты, мои концерты идут в формате шоу - со светом, с разными инструментами, с синтезированной музыкой. Когда-то несколько лет назад я выходила одна на сцену, меня объявляли «Выступает лауреат международных конкурсов, солистска Московской Филармонии», и световые репетиции были постольку-поскольку, то теперь, я вынуждена сидеть окруженная приборами, в клубах дыма и отдавать световой репетиции не меньше сил, чем моей, основной. Вот этот прибор время от времени предательски светит мне в глаза.




11) Мы решили с ассистентом все вопросы, она уходит. Теперь очередь Сергея.




12) Особенность органа - ножная клавиатура. Она называется «педаль». Тот, кто говорит «педали» - к органной профессии отношения не имеет.




13) У органистов неписанное правило - прежде, чем сесть за орган, необходимо переодеть обувь. Кроме того,
органные туфли, лучше всего, делать под заказ - обычные не подойдут.




14) Головы, сканнеры, - названий осветительных приборов я уже «нахваталась». Но мне больше всего нравятся LED-приборы, они дают красивый, неоновый свет. Насыщенный. И - не слепят в глаза.




15) У меня есть черта, с которой боролись и борятся все - от моего декана в Королевской Академии Музыки в Лондоне до режиссера сегодняшних проектов: я часто не записываю ноты своих транскрипций, сочинений. Вот и в этот раз я вместе с Сергеем Шитов буду играть несколько произведений, пользуясь партией кларнета, а остальное - в голове.




16) На потолке что-то нарисовано светом. Органный исполнитель почти всегда сидит спиной к зрителям. И я ничего не вижу, кроме нот перед глазами. Поэтому урывками заглядываю на потолок.




17) Исподволь, незаметно началась проверка световых партитур. Во время репетиции свет меня не отвлекает, даже забавно, как вокруг все разом меняется.




18) Только краем глаза удается подсмотреть изменения - обычно, что происходило на сцене я просматриваю уже потом: на фотографиях или на видео.




19) Во многих местах (но не везде) есть правило: мотор органа должен отдыхать (быть выключенным) через некоторое время. В Малом зале Московской Консерватории даже есть таймер, который автоматически отключает мотор. В Тверской Филармонии таймера нет, но органу нужно давать «передышку» и мы с Сергеем Шитовым перемещаемся в артистическую, где продолжаем наши обсуждения.




20) Орган - коварный инструмент. Несмотря на то, что в Москве мы репетировали программу, на месте оказалось, что кое-что надо поменять: сочетание именно звучания тверского органа и кларнета в отдельных случаях не очень выигрышно (а в других - наоборот, что опять же особенность каждого органа: двух одинаковых органов в мире не существует).




21) И, наконец, - концерт. 2 часа я играю без перерыва. Но время пролетает мгновенно.




22) Наша программа - об историях любви: Ромео и Джульетта, Кармен, Призрак Оперы и др. Немного странно выглядит наша пара: мужчина + женщина. Говорят, многие спрашивали: а если у них (то бишь нас) любовь?




23) Проклятие органиста - всегда спиной к залу (за редким-редким исключением).




24) Я совершенно не замечаю, как проносятся эти два часа. Без антракта, без паузы. Вроде только начала - и вот уже последний аккорд, и аплодисменты. Особенно приятно, когда собирается аншлаг.




25) Когда ушли зрители, когда я пообщалась с друзьями из соцсетей, кто приходил на мой концерт, я возвращаюсь в артистическую. Невольно начинается «разбор полетов». На самом деле все проходит доброжелательно, но почему-то камера ухватила у меня «зверское» выражение лица




26) По традиции - после концерта общаемся с директором Филармонии: Художественный руководитель-директор
Тверской академической областной филармонии Владимир Боярский.




27) Сергей уезжает в Москву - вернется на следующий день, когда состоится 2-ой концерт, а я остаюсь в Твери: с утра надо еще порепетировать на органе. Есть немного времени передохнуть и я иду в кафе, где решила позволить себе немного вина. Все было хорошо и весело, пока я не подняла глаза:




28) ... и не увидела, что сижу напротив галереи пыточных устройств:




29) ... из которых самым безобидным был пояс верности. Впрочем, надо признать, все ж немного в тему моих концертов - как никак, тоже истории любви.



Previous post Next post
Up