Конструирование образа "настоящей армянки" в русскоязычной виртуальной среде

Apr 26, 2015 20:09

Вот, сделала доклад на Востфаке, выкладываю здесь
Конструирование образа настоящей армянки в русскоязычной виртуальной среде
Конструирование и поддержание образа настоящей армянки - один из важнейших механизмов формирования, изменения и поддержания армянской идентичности в условиях инокультурного окружения. Гендерные исследования позволяют нам выяснить, насколько важны для формирования культурного содержания группы, именно женские идеальные образы.
В нашем докладе речь пойдет, о русскоязычных социальных сетях, в частности, о соцсети «В Контакте», в которой имеется большое количество групп, посвященных армянской идентичности [1].


Наше исследование, как и практически все современные исследования этнической идентичности и взаимоотношений иммигрантских общин и принимающего общества проведено в русле конструктивизма, но с применением феминистской оптики. В случае с изучением виртуальной среды, дополнительным смыслом наполняется термин Бенедикта Андерсона «воображаемые сообщества» [2].


Армяне, составляющие аудиторию армянских русскоязычных групп в соцсетях, стараются узнать больше об армянской истории и культуре и тем как бы повысить, усилить свою армянскость. В условиях проживания в диаспоре, национальная идентичность нуждается в искусственной поддержке.


Среди важнейших качеств настоящего армянина нужно упомянуть стремление к моноэтничности браков, владение армянским языком или изучение его.
В этой связи особое значение приобретают гендерные аспекты социализации. Важную роль играет образ настоящей армянки, к соответствию которому должны стремиться армянские женщины.  В условиях патриархата [3], армянские мужчины становятся своеобразными экспертами, с помощью идеала нормирующими поведение реальных женщин. Они делают это с помощью образов доброжелательного сексизма, подчеркивая драгоценность (расчеловечивающая характеристика) настоящих женщин, правильных армянок.


Цитата из группы «Настоящий армянин»:
Девушка - это не дешевый товар, который должен выставлять напоказ все свое тело и ждать, когда его "оценят" озабоченные мужики. Девушка - это самый дорогой бриллиант на земле, который должен скрывать свое тело от посторонних глаз и беречь его для своего мужа.
Aрмянка - это украшение на вершине дома, это символ чести, это счастье, данное Богом, это целомудрие, это благочестие, это кротость, это изумительное творение со своим внутренним необыкновенным непохожим ни на что теплом.
Как водится, в случае недовольства женщинами, доброжелательный сексизм легко переходит во враждебный. Его пример - оскорбительные высказывания о женщинах


и целые сообщества, посвященные «недостойному поведению» женщин и гомосексуалов (демонстрирующих, в этих координатах, «немужественность»). Самый яркий пример такого сообщества - Мусор Арм. https://vk.com/musor_arm


В его описании сказано:
Данное сообщество является борцом с ассимиляцией Армянского народа!

Все материалы которые вы увидели, были получены абсолютно легально. Поскольку все выложенные фото и материалы на ваших страницах находятся в открытом доступе, исходя из закона о "Свободе Информации".
Все незаконные методы (включая взлом страниц) наше сообщество не использует. Лишь только то, что пользователь сети, сам выставил на всеобщее обозрения.
Кроме того, наше сообщество соблюдает авторские права. Фотографии и информация с публичных сайтов, будут сопровождаться ссылкой на ресурс.

И, наше сообщество не занимается унижением Армян, поскольку выставляемые здесь "экземпляры" не являются Армянами!
Цель предостеречь от погибели Армянство, призывая мужчин следить за собой и своими женщинами!


P.S

Так же если вы увидели здесь, подругу, сестру, брата... То удалять их никто не собираются.

Неприличных особ, подписчики группы могут отправлять в комментарии, администрация проверит.
Ссылку, переписку, интимные фото, историю, и другие данные будут проверяться администрацией.

Администрация гарантирует Вам анонимность.
Особую важность имеют такие сферы жизни, как материнство, сексуальное поведение (целомудрие до брака и верность в браке), скромность в поведении и манере одеваться, отказ от брака с инородцем, твердость в христианской вере и даже стремление готовить национальную пищу.
Материнство Материнство - безусловно, оценивается, как самая главная женская роль. То, что почти каждая женщина является действующей или потенциальной матерью, позволяет социуму (то есть, мужчинам и солидаризировавшимся с мужчинами женщинам), контролировать ее поведение.
В армянских соцсетях используют обычно имя Гарегина Нжде [4], написавшего, помимо всего прочего, воззвание «Армянской женщине», где призывает: «…Работай, работай, работай армянская женщина, дабы завтра Армения стала домом орлов!»


Традиционно, мы видим, что в культуре региона женщина, вышедшая из репродуктивного возраста и не ставшая матерью, пользуется несколько большей свободой поведения (может, например, курить, ругаться, не полностью соблюдать дресскод) и передвижения. Это как-бы является частичной компенсацией за безрадостный статус старой девы или бездетной жены.
Женщина - мать в этом дискурсе, не только главная воспитательница своих детей, их моральный авторитет итд, но и хранительница чести дочерей, обеспечивающая их целомудрие.


В этой, хоть и черно-белой фотографии, мы видим явные намеки на обычай кармир хндзор - проверки девственности невесты. В случае благоприятного результата этой проверки, свекровь символически благодарит тещу за сохранение «чести семьи» [5].


Перевод надписи - "Проснитесь армянские матеря, не дайте им [армянкам] пропасть" (орфография сохранена).
Cексуальное поведение


Целомудрие до брака и верность в браке. Ответственность за эти материи, как и в любом патриархатном обществе возлагается на женщину.


«Настоящий армянин к достойной армянке относится как к сестре», то есть, с уважением, и без сексуального интереса. Но для этого она должна быть «достойной армянкой», то есть выполнять условия этнического клуба.
Скромность в поведении и манере одеваться.


Скромность в поведении именно женщин, намус как кротость и целомудрие девушки играют важную роль в кодексе чести армян диаспоры. Образ «настоящей армянки» предполагает взаимоисключающие черты. Настоящая армянка должна, с одной стороны, проявлять мягкость и уступчивость характера.


Цитата из группы «Настоящий армянин»:
Кротость и уступчивость - это первые признаки благовоспитанной армянки.

Умение сдержать гневный порыв,
умение отдалить от себя зависти.
Великодушие. Скромность. Честь.
С другой стороны, в деле защиты своего целомудрия «настоящая армянка» должна проявлять чрезвычайную твердость, предпочитая смерть так называемому «позору» (изнасилованию). Так создается характерный для всех патриархатных обществ double bind - система взаимоисключающих требований к женщинам, позволяющая закрепить их неравный статус, найти возможность обвинить жертву в насилии, совершенном против нее итд.
Манера одеваться - важнейшая часть способа саморепрезентации женщин. В последние годы в определенных кругах Армении возрождается интерес к таразу - традиционному армянскому костюму.
В случае с конструированием образа «настоящей армянки» особую роль приобретает скромный, но женственный наряд - длинное закрытое платье по фигуре. В армянских соцсетях публикуются многочисленные примеры подобных нарядов, причем у модели, чаще всего, отрезают голову, оставляя только среднюю часть туловища. Подписи к подобным картинкам:
Скромность - черта , развивающаяся с детских лет, по-настоящему скромная армянская девушка с детства должна одеваться и вести себя достойно.
Сохраним Армянку - сохраним народ.
Армянская культура - часть народа. Сквозь века являлась ключевым фактором в сохранении нации.
Умей идти в ногу со временем, уважая традиции своего народа.
Красота - это внутренняя скромность и внешнее соответствие. Современность - не препятствие.
Естественно, «нескромно одетые» и в целом, «неправильно себя ведущие», женщины, выводятся за рамки риторики «защиты» (доброжелательный сексизм), объявляются «ненастоящими армянками», по отношению к которым не работают нормы этнического клуба и общечеловеческой морали.


Жена, дочь и сестра - хранительница семейной чести. Скромность «настоящей армянки» приобретает такую важную роль потому, что согласно традиционной (то есть, патриархатной), морали, женщина отвечает за «честь» всей семьи.
Жена


и дочь


и в целом, женщина - член семьи, продолжают нести ответственность за честь семьи.


Переходя из одного статуса и социальной группы в другую, женщина как бы меняет покровителей и контролеров.


Отказ от брака с инородцем


Традиционно для патриархата, именно женщина непоправимо роняет себя и связью, и браком с инородцем. Это часто объясняют тем, что в патриархатной системе координат, мужчина - глава семьи, он несет ответственность за религиозное и национальное воспитание детей. Однако, упомянутый нами идеолог Гарегин Нжде отмечает, что воспитание детей больше зависит от матери, так как она уделяет ему больше времени и усилий. Здесь так же образуется необъяснимое, на первый взгляд, противоречие. На самом деле, с феминистской точки зрения запрет на браки с инородцами служит не только противодействием размыванию этничности


но сохранению более полного контроля мужчин над женщинами в диаспоре. Подвергающиеся национальной дискриминации мужчины получают «отдушину» в виде сексизма.


Твердость в христианской вере


Женщина, в патриархате подвергающаяся более жесткому социальному контролю, становится для мужа и сыновей, своеобразным моральным камертоном, с которым они (при желании) могут сверяться.


Сохранение армянского языка Во многих армянских группах публикуются пламенные воззвания:
♡☞ Армянка, только для Армянина !!! ☜♡☞
Es Sirumem Qez..=*
Описание:
Армянки !
Что с Вами происходит?.. Почему Вы начали терять себя, терять свою культуру, забивать на свои обычии?.. Вы забываете, что такое ЧЕСТЬ АРМЯНСКОЙ ДЕВУШКИ !!! Где те армянки, те будущие матери, которые во времена геноцида 1915 года, в пустыне Тер-Зор, с ребёнком на руках, обречённая на жажду и голодную смерти, под палёным солнцем, вылив последние капли воды на палящий песок пустыни, обучала своего ребёнка армянскому алфавиту!
ОЧНИТЕСЬ ПОКА НЕ ПОЗДНО !

Стремление готовить национальную пищу. В условиях диаспоры, национальная кухня - последний оплот сохранения этноса.


Женщина, как полностью ответственная за обслуживающий труд в семье, обязана обеспечить семью национальной пищей.




При этом в виртуальном пространстве, традицией могут объявляться практики или представления, значительно отличающиеся от тех, что можно наблюдать в Республике Армения. На первое место выходит стремление к моноэтничности браков. Поиск партнеров для создания семьи - одна из наиважнейших целей существования общины, так как здесь моноэтнические браки рассматриваются как успешное (и порой единственное) средство борьбы с ассимиляционными процессами. В армянских соцсетях в этих случаях ссылаются либо на высказывания Гарегина Нжде, либо на слова героев исторических романов Раффи [6] и прочих.
Мы можем видеть неоднозначность процессов. Борьба за сохранение армянского алфавита в данном конкретном случае прекращена, но борьба за сохранение армянского разговорного языка еще продолжается.




Более частные предметы также обсуждаются. Например, для различных групп армян «традиционными» становятся общехристианские, или, напротив, древние армянские имена, связанные  с дохристианским периодом существования Армении. «Традиционным» объявляется тот или иной фенотип внешности, в общем, идет активное «переизобретение традиции».
В целом, приемы конструирования образа настоящей армянки в русскоязычной виртуальной среде являются интересным примером подхода к гендерным и этническим идентичностям в постсоветском пространстве. Доскональное изучение этого вопроса позволяет сделать широкие обобщения об общности целей и методов патриархата и о специфической роли женщин в нем [7]. При этом, конкретные подробности, безусловно, представляют антропологический интерес.


Библиография:
1.     Спивак Гайятри Чакраворти. Могут ли угнетенные говорить? // Введение в гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001
2.     Наоми Вульф Миф о красоте: Стереотипы против женщин (2013)
3.     Симона де Бовуар. Второй пол.
4.     Anderson, Benedict. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism.
5.     Crenshaw, Kimberle. 'Intersectionality: The Double Bind of Race and Gender. Perspectives Magazine, 2004.
6.     Бэтти Фридан. Загадка женственности.
7.     Нона Шахназарян. В тесных объятьях традиции. Патриархат и война. 2011.

[1] http://vk.com/iskakan_hay, http://vk.com/the_true_armenian_women, http://vk.com/true_armenian_girl, http://vk.com/armenia_rus , http://vk.com/armsch и многие, многие другие.
[2] B. Anderson. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism.
[3] Патриарха́т (букв. власть отца) - форма организации общества, в которой мужчина является основным носителем власти и авторитета, производителем смыслов в культуре, пользователем мужских привилегий. С точки зрения феминизма любая культура является в разной степени патриархатной.
[4] Гареги́н Нжде (настоящее имя - Гареги́н Егише́вич Тер-Арутюня́н; 1886 - 1955) - армянский военный и государственный деятель https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BD_%D0%9D%D0%B6%D0%B4%D0%B5 Дата обращения - 19 04 2015.
[5] 8 марта 2009 года в Ереване группа феминисток провела акцию «Похороны красного яблока», призывая армянское общество отказаться от устаревших обычаев. Общественный резонанс и, особенно, развернувшаяся по этому поводу в сети Интернет дискуссия показала, что представители самых разных политических взглядов не готовы давать право голоса в этом вопросе группе женщин. Были продемонстрированы типичные постколониальные опасения, разрушить культуру целиком, отказываясь от  каких-либо ее элементов. Особо системообразующими были признаны элементы традиционной культуры, угнетающие женщин.
[6] Раффи, (настоящее имя Ако́п Мели́к-Акопя́н, 1835 -1888) - выдающийся армянский писатель и поэт, автор исторических романов, художественно-этнографических очерков.
[7] Гайятри Спивак (Gayatri Spivak) в работе "Могут ли угнетенные говорить?" ("Can a Subaltern Speak?"), ставшей классикой как постколониальной, так и феминистской теории, показывает, что индийские женщины являются "низшим классом" с экономической и расовой точек зрения, и демонстрирует, что помещение женщин внутрь изобретенной мужчинами "национальной традиции" (основы идеологии национальной независимости и создания независимого государства) означает, по сути дела, лишение их собственного голоса, права (публичной) речи и возможности участия во власти.

новости культуры, проекты, гендер, арменистика

Previous post Next post
Up