Мне тут Саша дала почитать "Дети с небес" Джона Грэя.
Так как интересного немного, но оно есть, то я решила просто выписать некоторые моменты.
А так как решила, что это может быть еще кому-то интересно, то выкладываю сюда.
Итак.
----------------------------------------------------------
Читаю (точнее, листаю) «Дети с небес».
Много-много совершенно обычного, понятного и давно известного. Слегка раздражало страниц на семьдесят объяснение, какой это замечательный и новый подход и как он нам поможет. Умиляли доводы страниц на пятьдесят, почему нам необходимо отказаться от применения физических наказаний.
На идею «тайм-аутов» мы с Ромой пофыркали. Помимо того, что это «дисциплина через отчуждение», так еще и трогательные рекомендации типа: «Находиться ребенку одному в комнате по одной минуте на каждый год жизни».
Но были там интересные, а местами даже хорошие мысли. Я решила их записать. Из немного, но они вправду стоят того. Над чем-то хочется поразмыслить, а что-то - и воплотить.
1. Мальчики с Марса, девочки с Венеры (с)
Мальчиками нужно больше любви, внимания и признания в ответ на то, что они делают, на их способность действовать без посторонней помощи и на результаты их действий.
Девочкам нужно больше любви, внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.
Мальчикам требуется больше одобрения и мотивации их деятельности.
Девочкам требуется больше помощи и одобрения.
Мальчик или мужчина счастлив, если чувствует, что в нем нуждаются, и он может оказать кому-то необходимую поддержку. Мальчик приходит в уныние, когда чувствует, что никому не нужен или не в силах выполнить поставленную перед ним задачу.
Женщина или девочка счастлива, если чувствует, что может получить необходимую ей поддержку. Она приходит в уныние, когда чувствует, что помощи ей ждать неоткуда и придется все делать самой.
Типичная ошибка отцов состоит в том, что когда ребенок расстроен или испытывает потребность проявить сопротивление против жизненных неурядиц, они предлагают решение проблем, вместо того, чтобы просто проявить сочувствие.
Для мужчин непонятно и даже непостижимо, почему женщины предпочитают делиться своей болью.
Мужчина, для того, чтобы отпустить стресс, забывает о неприятностях, женщина - вспоминает их.
В стрессовом состоянии мальчики склонны блокировать любые стрессовые послания извне. Если мама что-то требует от мальчика или придирается к нему, это - стрессовое послание, и мальчик склонен его забывать.
Обычно мальчики выплескивают боль и беспокойство наружу, а девочки обращают внутрь себя.
2. Стыдить ребенка нецелесообразно. Малыши до девятилетнего возраста еще не способны винить себя, когда их стыдят. Только после девятилетнего возраста нужно понемногу предлагать ребенку брать на себя ответственность за ошибки и исправлять их. В первые девять лет жизни он должен развить в себе ощущение невинности, а в следующие девять лет - научиться ответственности.
Промахи ребенка.
Когда малыш, например, разбивает вазу, расстраиваться поводу испорченной вещи нормально, но родители должны стараться, чтоб их недовольство не было направлено на ребенка или на себя. Родители должны служить примером того, как прощать ошибки детей и собственные оплошности.
Представьте себе, что у вас был удачный день, вы хорошо отдохнули и испытываете оптимизм относительно своего будущего, - как бы вы отреагировали на то, что ваш малыш разбил вазу?
Представьте себе, что ваш ребенок внимателен, всегда прислушивается к вам и охотно идет на сотрудничество, - как бы вы отреагировали на то, что он разбил вазу?
Представьте себе, что ваш ребенок протирал вазу, помогая вам прибираться в гостиной, но тут внезапно у него над ухом зазвонил телефон, малыш вздрогнул и уронил вазу, - как бы вы отреагировали?
Представьте себе, что вазу разбил президент вашей компании или, допустим, слепой человек, - как бы вы отреагировали?
Представьте себе, что это была уродливая дешевая ваза, и вы давно собирались купить другую, - как бы вы отреагировали в этом случае?
Представьте себе, что вы позволили пятерым мальчишкам играть в футбол в вашей гостиной, и они случайно разбили вазу, - как бы вы отреагировали?
В каждом из этих случаев вы, вероятно, не стыдили бы виновника и без труда простили бы его. Естественно, вы бы беспокоились не столько о вазе, сколько о чувствах ребенка, начальника или гостя.. Такая позитивная снисходительная реакция уместна и в других случаях.
Многие родители ошибочно полагают, что дети способны быть предусмотрительными.
3. Если родители не приемлют ошибок, дети реагируют на свои промахи нездоровым образом. Вот, например, четыре типичные реакции детей, когда им внушают, что делать ошибки - это ненормально:
- скрывают ошибки и не говорят правду,
- ставят для себя планку слишком низко и не хотят рисковать,
- защищаются, оправдывая свои ошибки или сваливая вину на других,
- демонстрируют склонность к самоуничижению.
Ребенку легче жить, если он знает, что в случае ошибки он всего лишь уберет за собой осколки.
4. Делиться чувствами с ребенком - ошибка.
Например, если родителя говорят ребенку: «Я боюсь, как бы ты не поранился» или «Меня огорчает, что ты не позвонил», - в нем может постепенно зреть ощущение, что взрослые манипулируют им при помощи негативных эмоций. Вместо этого родителям следует сказать: «Будь осторожен!» или «Я хочу, чтобы ты в следующий раз позвонил».
5. Спрашивать ли ребенка, что он думает по определенному поводу.
Вместо того, чтобы спрашивать у малыша, что он чувствует, родитель может просто выразить свое сопереживание словами: «Я вижу, ты расстроен». Таким образом, вы стимулируете его чувства и желание говорить об этих чувствах.
6. Дети - как губки.
Если вы полны любви и сочувствия, они впитывают вашу любовь, и она помогает им исцелять собственные раны и избавляться от печалей. Если вы полны тревоги, напряжения, гнева, уныния, страха, обиды и разочарования, - они впитывают именно эти чувства. Они буквально наполняются этими негативными эмоциями, а затем выплескивают их.
7. Существует такая вещь, как страх перед желаниями.
Если вы дарите ребенку любовь и учите управлять собственными чувствами, то, получив позволение просить большего, он не станет капризным или неуправляемым (как многие боятся). Желая большего и не получая, ребенок учится самодисциплине и искусству откладывать удовлетворение своих желаний на потом.
При этом совершенно нормально, если ребенок убедит вас изменить свою позицию. Это - не то же самое, что уступить, опасаясь скандала. Одно дело - пойти на поводу у капризного ребенка, и совсем другое - внять доводам блестящего дипломата. Однако в процессе любых переговоров стоит контролировать ситуацию, твердо устанавливая момент, когда переговоры окончены.
Право хотеть большего жизненно необходимо детям.
Очень часто для того, чтобы закончить переговоры, особенно с маленькими детьми, можно использовать перенаправление. Мама может сказать: «Я понимаю твое разочарование. Жаль, что у меня нет волшебной палочки, - тогда я взмахнула бы ею, и твое желание исполнилось бы. А сейчас давай займемся вот чем…»
8. Как моделировать просьбы.
Чтобы научить ребенка этому важному искусству, лучше всего моделировать соответствующее поведение. Если малыш начинает требовать или командовать, смоделируйте более приемлемый способ выразить ту же просьбу. Вместо того, чтобы говорить ему, что он ведет себя неуважительно.
Если четырехлетний ребенок говорит: «Папа, дай мне это!» - просто скажите в ответ: «Папа, дай мне, пожалуйста, вот это. Конечно, я с удовольствием тебе дам». Затем дайте то, что просил малыш, как будто он сам произнес эти вежливые слова. Таким образом мы демонстрируем ребенку, как нужно попросить, чтобы просьба возымела действие. Говорить: «Не дам, пока не попросишь вежливо! Не смей так со мной разговаривать» - пустая трата времени и сил. Такой подход только усугубляет сопротивление.
Очень многие современные женщины не получают того, что им требуется, поскольку им никогда не позволяли желать большего. Их учили заботиться прежде всего о желаниях окружающих и стыдили, когда они расстраивались, не получая желаемого или необходимого.
Если девочкам, как правило, необходимо само позволение хотеть большего, то мальчикам нужна особая поддержка, когда они не получают того, что хотят. Им важно не столько достичь задуманного, сколько научиться мириться с разочарованием, чтобы вставать и двигаться к своей цели снова.
Девочек нужно поощрять к тому, чтобы они просили о желаемом, а мальчиков нужно особо поощрять, чтобы они идентифицировали свои чувства и отпускали их.
10. Если задать конкретный вопрос, общение налаживается гораздо легче.
Пример: «Как прошел твой день?» или «Как прошел бейсбольный матч?»
п.с.На всякий случай - возможны опечатки, так как я не перечитала то, что написала.