Общественной палатой разработан законопроект «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием условий для деятельности самозанятых».
Указанным документом предлагается освободить не трудоустроенных лиц от необходимости регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. С одной стороны авторов проекта можно понять - если человек работает самостоятельно, не привлекая сторонних лиц (работников) для выполнения работ, оказания услуг, нет необходимости вставать на учет как профессиональный участник рынка.
Между тем, по всему видимо, это единственный положительный момент рассматриваемой инициативы.
На сегодняшний день при наличии обязанности регистрироваться в качестве ИП подавляющее большинство самозанятого населения так и остается в тени. Размеры их дохода остаются неизвестны государственным органам. Налоговый инспектор не имеет возможности исчислить налог на полученные доходы. В результате этого бюджет ежегодно недополучает суммы налогов. В итоге налоговое бремя в недоплаченном размере ложится на законопослушных налогоплательщиков посредством увеличения размера иных налогов.
Возникает закономерный риторический вопрос - если и эта обязанность отпадет, сколько нигде не учтенных граждан будут сознательно указывать действительно полученные доходы в декларациях и уплачивать налог с них?
Кроме этого, в результате отсутствия статуса индивидуального предпринимателя на таких лиц не будет распространяться Закон «О защите прав потребителей», который на сегодня является хорошим способом защиты граждан от некачественных товаров, услуг и работ. Предприниматели боятся больших штрафов и пеней, ведь подавляющее количество судебных тяжб выигрываются именно потребителями.
К чему это все ведет?
Что произойдет, когда предприниматели «выйдут» из сферы действия столь нужного закона? Расстроенный покупкой некачественного товара, потребитель хочет получить уплаченную сумму обратно или обменять товар на надлежащий. Однако, не известно куда подавать претензию, ведь нигде не закреплен адрес самозанятого лица.
Кроме того, гражданин «предприниматель» предпримет все средства доказывания, чтобы доказать разовость услуги потребителю и отсутствие с его стороны деятельности по массовому оказанию услуг. К чему это приведет?
Даже если известен адрес - подавать требование придется в суд по месту нахождения ответчика, а значит существует вероятность рассмотрения спора в крайне отдаленном от места жительства потерпевшей стороны, что исключит возможность защищать свои интересы в суде.
Никаких 50-ти процентных штрафов за отказ в удовлетворении законной претензии также не будет. Моральный вред компенсации без действия закона о ЗПП не подлежит, да и законная неустойка в сравнении с предпринимательскими нормами ничтожно мала.
Изложенное сводится к одному выводу - предложенные общественной палатой изменения в существующие правовые нормы носят существенные многочисленные минусы при всего лишь одном сомнительном плюсе.
Кто и что думает?