Москва. Час пик.
Переговоры сотрудников ГИБДД
в радиоэфире:
- На Нижегородской возле моста Мазда с Инфинити столкнулись. На тротуаре.
- А, ну пусть пока стоят. Там они никому не мешают…
Я сейчас скажу очень не толерантную вещь, и пусть потом меня назовут расисткой…
Водить машину в Тегеране белый человек практически не в состоянии (за очень редкими исключениями). Машину здесь самостоятельно водят арабы, индийцы, негры и другой цветной народ, привыкший к беспределу на дорогах, поскольку у себя дома они тоже так ездят.
Именно по этой причине вожу машину в Тегеране и я.
Долго откладывала эту тему, но сегодня наконец
anoushe меня на это дело сподвигла. Итак...
Сразу оговорюсь: если бы последние три года я не ездила в Москве в ежедневном режиме - вряд ли бы в здравом уме согласилась сесть за руль в Тегеране. (Кроме российского, имеется опыт вождения в Штатах в течение четырех лет, а также на всяких южноевропейских курортах, но они не в счет).
И хотя изначально предполагалось, что я буду самостоятельно ездить в Иране, приехав и увидев, что у них тут творится, я откровенно засомневалась.
Добили меня таксисты, точнее, таксистки (в Тегеране есть сервис - женское такси, то есть тетка везет тетку).
Во-первых, неудобно по нескольку раз в день звонить иранским сотрудникам мужа и просить, чтобы они на своем фарси заказали мне такси в такое-то место и к такому-то часу (ловить машину на улицах иностранцам категорически не рекомендуют сами аборигены - небезопасно).
Во-вторых, неудобно зависеть от прибытия такси - ни пошляться по базару подольше, ни замешкаться перед зеркалом, пристраивая на голове платок.
Но окончательно меня доконала милейшая драйверша, которая всю дорогу улыбалась, дружелюбно лопотала и хвалила мои первые робкие слова на незнакомом языке, а затем содрала плату, в ТРИ раза превышающую то, что было на счетчике. Исключительно пользуясь моей растерянностью, неумением противостоять такой наглости да еще на чужом языке. (Кстати, тетку потом сотрудники мужа разыскали, прибили пристыдили, она рвалась деньги мне вернуть, но очень не хотелось с ней встречаться и опять смотреть в лживые глаза).
Ладно, отвлеклась.
Так вот, когда мне уже сильно осточертело зависеть от посторонних водил, а также ужасно не хотелось становиться пешеходом и ежесекундно рисковать жизнью, наконец иранская таможня выпустила на свободу мой автомобиль, купленный за четыре (!) месяца до этого в Эмиратах.
И мое знакомство с особенностями вождения по-ирански началось.
Как они ездят? А как хотят! Линий или рядов для иранского водителя просто не существует. Обычно он старается втиснуть свое устройство на колесах в любую мало-мальски пригодную (или непригодную) щель, нередко обдирая и свои, и чужие борта.
Если автомобилю, стоящему на светофоре, надо повернуть налево, само собой разумеется, он встанет в крайний правый ряд - потому что там машин меньше. И ведь, что интересно, повернет!
Сейчас, уже зная эти фишки, я обычно тоже встаю в крайний правый ряд, если мне надо ехать прямо. Потому что всех остальных чуть придержит этот наглый парень впереди меня.
Правда, бывает неприятно, когда тебе надо прямо, а чел слева от тебя поворачивает направо. Но иногда об этом можно догадаться по еле заметному сближению ваших автомобилей и успеть уйти из-под удара заранее.
Поворотников иранцы не признают. Мне кажется, половина из них вообще не догадывается, зачем в машине существуют эти странные рычажки…
Справедливости ради стоит отметить, что в Тегеране очень много водителей-афганцев (беженцы) или персов из отдаленных аулов, приехавших в столицу на
заработки. Они обычно водят синие грузовички-пикапы, и делают это точно так же, как у себя в горном афганском (иранском) ауле, где нет никаких линий, светофоров и прочей дребедени.
Например, они понятия не имеют, что обозначает прерывистая полоса вдоль мостовой. Некоторые, конечно, догадываются, что она призвана разделять потоки машин, однако очень многие считают ее осевой. Ну типа как у самолета. И едут соответственно, пропуская ее ровно посередине между колесами.
Еще у иранских водителей мне очень нравится так называемая «остановка по требованию». Это когда автомобиль внезапно останавливается в ЛЮБОМ месте, чтобы высадить-посадить пассажира. При этом никаких упреждающих сигналов автомобиль не подает, а остановиться может как справа у обочины в переулке, так и слева на оживленном хайвэе.
Интересно, что все остальные - поймут. И терпеливо будут стоять ждать, пока пассажир выползет из битком набитого такси, расплатится с водителем и пожелает здоровья и ему, и всем его многочисленным родственникам. А также попрощается с оставшимися пассажирами, потому что в Тегеране существует такое такси, которое возит сколько угодно народу по определенному маршруту. Вроде нашей маршрутки, только у иранцев это обычный, хоть и довольно потрепанный седан.
Отдельная песня - разворот. Этот незамысловатый маневр иранский водитель осуществляет В ЛЮБОМ удобном лично ему месте, если, конечно, встречная полоса не отделена серьезной бетонной преградой. Две сплошные полосы преградой не являются.
Помню, однажды в самом начале моей жизни в Персии воительница водительница из «женского такси» встретила меня у выхода из универа (в крайнем правом ряду), тут же, помахав рукой, резко вывернула налево и развернулась через две сплошные, перекрыв четыре потока автомашин, ровно под носом у полицейского «регулировщика». Что сделал полицейский? А он возмущенно сказал примерно следующее: «Женщина! Что же ты творишь! Как тебе не стыдно!» И мы помчались дальше.
Полицейских на улицах много. И они бдительно вглядываются в хаотичное уличное движение. Что они там видят - известно только им и, может, Аллаху. Говорят, что сейчас полиция старается не вмешиваться в происходящее по той простой причине, что нередко остановленные ими водители полицейских бьют. Про эти случаи даже в местных газетах писали. Как бьют - я видела. Правда, при мне били не полицейских, а друг друга, водители, каждый из которых полагал, что именно он самый крутой и имеет право первоочередного проезда.
Видела, как несколько молодых парней били старика-водителя, зацепившего своим стареньким пайканом их сияющий пежо. Видела, как монтировкой разбили заднее стекло девушке, не уступившей в пробке дорогу наглому внедорожнику. Как били мотоциклистов - тоже видела…
Впрочем, мотоциклисты - это отдельная песня. Если автомобилисты иногда хоть как-то пытаются соблюдать подобие правил, то для двухколесных всадников правил не существует вовсе. Они едут на зеленый и на красный, по мостовой и по тротуарам, по встречной полосе и против движения на односторонней улице… Они успевают быстрее тех, кто на четырех колесах. В том числе и на тот свет. Ежегодно в Иране в дорожных авариях гибнет 70 тысяч человек. Подавляющее большинство из них - пешеходы и мотоциклисты.
Кстати, шлемов иранские мотоциклисты не признают. И очень часто, помимо главного всадника без головы, на мотоцикле восседает все его семейство, включая маленьких детей, которые, разумеется, едут тоже без всяких там шлемов.
Детей жалко. Поэтому, пересекая улицу с односторонним движением, я всегда заранее смотрю в ОБЕ стороны: мотоцикл может выскочить под мои колеса именно оттуда, откуда его совершенно не ожидаешь.
Впрочем, выскочить может и автомобиль. В Тегеране очень много улочек с односторонним движением. Именно улочек, потому что они обычно очень узенькие и кривые. К тому же забиты запаркованным автотранспортом. И вот ползешь, обдирая зеркала, по такой улочке, а навстречу тебе пробирается на своем четырехколесном друге абориген. И еще мигает фарами - уступи, мол, дорогу!
Интересно, что если не уступаешь и пытаешься объяснить человеку, что улица - односторонняя, он тебе всегда найдет, что ответить. Однажды такой вот водитель на неплохом английском уверял меня, что живет на этой улице уже двадцать лет, и она всегда была с двусторонним движением. Когда же я ему ответила, что там, откуда он движется мне навстречу, висит «кирпич», он лишь с огорчением покачал головой - ничего-то эти хареджи не понимают!
Еще один такой же с жаром кричал, что у меня нет сердца, что ему невыносимо больно объезжать по другой улице, если он живет тут буквально в двух шагах!
Фары. Их большинство иранцев включают, только если уже совсем ночь, темно и ничего не видно. Да и то за городом. А в городе добрая половина вообще на этот счет не заморачивается - фонари же кругом!
Дистанцию никто из иранских автомобилистов не соблюдает (за редким исключением). Любимое занятие - сесть на хвост впереди идущему и заставить его нервно вздрагивать при каждом торможении. Кончается обычно, увы, плачевно.
Кстати, ежедневно в Тегеране я вижу три-четыре небольшие аварии. Как правило, кто-то кого-то подрезал или пытался обогнать на повороте, считая всех кругом дураками и себя одного - единственно умным.
Почему-то практически у всех автомобилей в Тегеране все время открыты окна - не важно, зима ли это или удушающая жара летом. Это тем более странно, что в среднем автопарк в иранской столице - еще шахских времен, и выхлопные газы порой просто режут глаза.
Из открытых окон автомобилей в Иране перманентно торчат руки. Чаще всего водительские, но бывает, что машина растопыривается волосатыми лапами из всех четырех окон.
Руками (вместо поворотника) иранский водитель может объяснить тебе все: куда он собрался поворачивать, откуда он едет, куда желает, чтобы ехал ты... Хотя вообще-то торчащая рука - неослабный риск ее потерять, учитывая, как тесно порой толпятся авто на улицах тегеранской столицы.
Женщину за рулем иранцы откровенно не уважают (впрочем, как и большинство россиян). А уж если эта женщина еще и хареджи (который по определению - недочеловек), то это вообще писец! Они будут сигналить в спину по поводу и без, пытаться втиснуться в полуметровое расстояние между мной и тротуаром, чтобы показать, что я слишком медленно и тупо еду.
Я раньше всегда останавливалась при виде пешеходов. Теперь этого не делаю, потому что супермен сзади обязательно решит, что дура-хареджи тупит за рулем, рванет в обгон по тротуару и убьет несчастных.
По мнению среднестатистического иранского водителя, тот, кто не мчится сломя голову, бесконечно виляя, сшибая зеркала и подрезая окружающих - тот откровенный отстой и делать ему на дороге просто нечего.
Именно по этой причине мой муж (досконально изучивший технику экстремального вождения в американской полицейской академии) машину в Тегеране практически не водит. По всем служебным надобностям его возит водитель-иранец.
У меня водителя нет, поэтому довольно скоро я научилась всяким таким иранским штукам (плюс опыт вождения в Москве) и иногда даже умудряюсь поучить аборигенов уму-разуму.
Скажем, вдоль мостовой в Тегеране проходит арык - канава разной глубины, где-то огражденная парапетом, где-то нет. По ней обычно бежит грязная вода. Однажды я поворачивала из небольшого переулка на оживленную улицу и, опасаясь свалиться в эту канаву, увеличила радиус поворота. Тут же ушлый таксист, заметив брешь в обороне, решил этаким четырехколесным ужом туда проскользнуть. Я ушлого тоже заметила и слегка повернула руль… Уходя от столкновения, иранский шумахер обоими правыми колесами оказался в канаве и фактически перевернулся на бок. Уезжая, я видела в боковое зеркало, как он орал и размахивал руками.
Кстати, у арыка проблематично припарковаться, если он не огорожен парапетом. Потому что ни в какое зеркало не разглядишь, где там под колесом асфальт обрывается…
Впрочем, парковаться иранцы тоже не умеют. Там, где стоят две иранские машины, средний американец вполне разместил бы четыре. (Впрочем, русские тоже не умеют парковаться - это хорошо заметно на паркингах у московских гипермаркетов).
Про пешеходов много и хорошо написала
anoushe. От себя добавлю, что броуновское движение двуногих вполне уравновешивается аналогичным броуновским движением четырехколесных. В обшем, они друг друга стоят. Правда, мне однажды сказали, что за убитого пешехода водитель в Иране обязан заплатить примерно 40 тысяч долларов. Думается, поэтому водители все же изредка притормаживают, завидев на мостовой человека.
Еще одно отличие вождения в Тегеране от московского: иранцы практически все время ГОТОВЫ. Они знают, что ездят кошмарно. И поэтому всегда готовы к любому неожиданному маневру - то ли внезапному старту машины от обочины, то ли внезапной остановке, то ли повороту через весь поток. Поэтому большую скорость никто не развивает и практически у всех нога все время приплясывает на тормозе. Очень многие иранские штучки на дорогах Москвы могут закончиться весьма печально - наш водитель гонит со всей дури и вокруг себя практически никого не видит (не хочет видеть).
Поэтому опыт тегеранского вождения в Москве (и других сумасшедших городах), конечно, помогает, однако далеко не все иранские навыки имеет смысл применять в российской столице.
P.S. Зато теперь я умею с разлету проскакивать пространство, превышаю
щее ширину моего автомобиля (с зеркалами) всего на пять сантиметров. И нагло встраиваться в тот ряд, в который мне вздумается, причем в любой момент. Еще я легко могу пересечь под прямым углом оживленную улицу (две полосы в каждуюсторону) без всякого светофора. Про развороты на 180 градусов посреди проспекта и не говорю - детский лепет!
P.P.S. С картинками беда. Отсюда не могу зайти ни на какой ресурс, чтобы разжиться чем-то действительно живописным. Поэтому все иллюстрации - исключительно мои. А когда одной рукой рулишь, а другой платок придерживаешь, чтоб не свалился - не до съемок!