Что будет, если девочка проснется?

Feb 12, 2015 08:07

Задание два. Рецензия на балет "Алиса в стране чудес".

Совершенно непонятно, как относится к этим балетам, которые, по собственным убеждениям, и быть ими никак не могут.  Вот, почему-то, балеты Спящая красавица или тот же Щелкунчик,  мы воспринимаем правильным образом - хороший такой, добротный балет - как для взрослых, так и для детей. Возвышенный в чем-то. Пришел, увидел, прикоснулся к духовным скрепам.  Восприятие остального обычно представляется туманно. Более того, именно  эта первоначальная «туманность» и определяет категоричную оценку: от «Великолепно!» до  «Боже мой, это ужасно!».

В разряд вот таких, неоднозначно оцениваемых, попал и балет «Алиса в стране чудес», , премьера которого состоялась в 2011 году в  Королевском театре Ковент-Гарден.
Надо сказать, что автор  истории -  английский писатель Льюис Кэрролл - был тоже личностью более чем загадочной. Библиографы всего мира ломают себе головы, чтобы понять, о чем он думал, да и, по сути, кем на самом деле, был.  Единственное, что мы знаем о нем наверняка, так это его любимую фразу: «Life, what is it but a dream?», которую, по признанию тех же библиографов, он часто записывал на страницах своего дневника.

И вот, можно сказать, в одночасье, хореограф Кристофер Уилдон решает ставить по обоим книгам об Алисе (Алиса в стране чудес и Алиса в Зазеркалье) балет. Спектакль сразу заслужил положительный отзыв, рецензенты назвали постановку яркой, озорной и смешной. Попутно выяснилось, что постановщик зачитывался книгами Кэррола еще с детства. И тут, конечно, опять хочется процитировать этого автора. Впрочем…

- Тут уж ничего не поделаешь, - сказал Кот. - Мы все здесь со сдвигом. Я со сдвигом, ты со сдвигом. Иначе тебя бы здесь не было.

На сцене все «вверх дном», визуальные эффекты со скоростью перчаток морозной зимой сменяют друг друга.  С помощью анимации старый дом, в котором произошла семейная ссора, быстро меняется на таинственно-фиолетовое подземелье, а многочисленные двери изменяют размеры.  Все это превращается в королевство червей, где играют в крокет с живыми фламинго и ежами, Шляпник отбивает чечетку, а Соню засовывают в чайник.  Тут же периодически выскакивает сюрреалистичный и слегка всклокоченный белый кролик или появляются громадные части Чеширского кота,  который становится самим собой при помощи аж пяти танцоров.  Как тут не вспомнить  балет все той же английской королевской труппы «Сказки Беатрис Поттер»?  Сама Алиса девушка вполне зрелая и, любезно пообщавшись с Гусеницей в виде полуголого негра, немедленно влюбляется в типичного метросексуала Валета червей ( Уилдон использовал внешнюю привлекательность Сергея Полунина, практически ничего не дав ему в замен в техническом плане)  У зрителя возникает чувство, что он попал в Диснейленд ,  где идет психоделическое представление Петрушек - фриков.  Неизвестно, как мог бы отнестись к такому повороту событий Кэролл, который, как известно, любил именно маленьких девочек и их особый внутренний мир.

Очевидно, хореограф все делал от «противного» - классического балета.  Образы персонажей прорисованы карикатурными намеками, чего  истинные русские балетоманы, уподобляясь Андерсеновской «Принцессе на горошине»,  априори вынести не могут - куда, прикажете, девать несколько томов, описывающих каждое душевное колебание настроения Одетты, например?  Опять таки, стоит напомнить, что до  Алисы  в Ковент Гардене был показан своеобразный пандан - Mad Hatter's Tea Party на основе хип хопа, где каждый артист  был очень в образе,  прежде всего,  пластическом.

И апофеоз насмешки хореографа над устоявшимися клише - сцена с жадно поедающей пирожные Королевой червей, повторяющая адажио роз из Спящей красавицы. Ну…  кто-то смеется над проделками Рыжего клоуна, такое тоже бывает. Но, с другой стороны, мы ведь все еще о Кэрроле, правда?



Проходит все действие под симфоническую музыку Джоби Тэлбота, которая  хороша и, одновременно, ее абсолютно невозможно запомнить. Только-только осознал, что вот это уже слышал, как все меняется и ты признаешься сам себе, что нет, это совсем другое.  И тут же кажется, что и артисты на сцене периодами теряют ритм, запутываясь ногами и руками.  Одна путаница сменяет другую до того момента, пока Алиса не просыпается, а декорации не разрушаются прямо на сцене. Да, хаос это всего лишь легкая степень безумия.  Нет так уж это и плохо, как считают некоторые. И вы не поверите, я знаю таких людей!

Но вы как хотите, а мне три часа показались нестерпимо длинными. А еще больше всего на свете я не люблю терять собственную голову, хотя откровенно признаю: зрелище впечатляет!

Отсюда мораль: что-то не соображу...

Москва, балет, танец

Previous post Next post
Up