Павана мавра. Ф. Рузиматов

Jan 07, 2015 00:17

В связи с тем, что Фарух Рузиматов теперь художественный руководитель балетной труппы Ростовского Музыкального тетра, мне часто задают вопрос: Ну как? И вот, собственно, как...

Сначала на нашей сцене прошла премьера "Болеро" с нашими ростовскими же танцовщиками, потом случилась "Павана мавра".

Но хочу рассказать о второй...

Одноактный балет "Павана мавра" на сюжет шекспировского "Отелло" и музыку английского композитора Генри Перселла поставил танцовщик и хореограф Хосе Лимон. Этот, давольно короткий, балет иногда высокопарно называют шедевром стиля модерн. На сцене нет декораций; все внимание приковано к четырем танцовщикам и пятым, по задумке авторов, становится тот самый злополучный платок. Так же пишут, что оригинальная световая концепция призвана абстрагировать действие, вынести его за рамки шекспировского сюжета. Еще из истории - в 1985 году был снят фильм в постановке Никиты Долгушина, где партию Жены Друга Мавра исполнила Габриелла Комлева ( как интересно иногда пересекается жизнь. В прошлом сезоне именно она с нашей труппой репетировала Лебединое озеро).

Смотреть эту постановку очень сложно, первый раз ее понять без подготовки вообще почти невозможно - мы сегодня уже привыкли к другим ритмам, жестам, мимике. Неистовость темперамента Фаруха такой силы, что кажется еще минута и он просто испепелит взглядом все и всех. Не человек - глыба!



Если по мысли авторов история была о дружбе и предательстве, то Мавр Рузиматова кажется огромной и непредсказуемой личностью в окружении... обычных людей. Именно Мавр их собрал вместе, именно он назвал их своими друзьями, именно он хотел им доверять. Они просто подчинились. Но не стали. Наверно поэтому невинная, с их точки зрения, шутка с украденным платком должна была стать забавой, а не закончится убийством.



Дездемона Анастасии Кадильниковой милая, непорочная девочка с жертвенной готовностью принимающая смерть от руки мужа. Ведь она так любила и так была уверена в том, что ее тоже любят той самой любовью, в которой неотличима любовь мужа и отца.





Зачем потребовалось Другу (Константин Ушаков) завлечь всех в такую интригу? Против кого был направлен удар? В этой трактовке, видится мне, именно против Дездемоны. Это ведь так забавно -  обвести вокруг пальца безащитного. Того, кто не может ударить в ответ.



Но как то получается, что Ушаков сам, очевидно, не способен на подобную подлость, поэтому и его Друг кажется простаком, который не до конца понимает, что он делает. Вот, вроде бы, выманил он у Офелии платок, вот, вроде бы, нашептал что-то Мавру хитрое и жестокое, но взгляд так кристально правдив...

А кто же жертва? Все. Мавр, у которого оказался полностью разрушен так старательно выстроенный мирок, где есть друзья и любовь, Дездемона, которая приняла смерь без сопротивления, Жена Друга (Юлия Вяхирева), которая не вдумываясь, выполнившая все фаназии супруга...



Так о чем этот спектакль? Совсем не об исинуациях. ведь по сути, мы им подвергаемся каждый день. Это история про доверчивость одних и безразличие другой. Ведь искушать всегда есть кому... Другое дело, насколько к этому можешь быть готов, даже если ты Мавр.

балет, Рузиматов

Previous post Next post
Up