О балете «Лебединое озеро» написано больше, чем о любом другом танцевальном спектакле в мире.... Так начинается глава в балетной энциклопедии и это, наверное, правда. Но, очевидно, театр не смог бы жить столько времени, если бы не был пусть маленьким, но открытием. В общем, со мною случилось чудо - я посмотрела новую премьеру ЛО а ля Мариинка в Ростовском Музыкальном. Картина сошлась как кусочки пазла. Первый акт, второй и, вполне объяснимо, что такой разный - третий.
Жуткий город: девок нет, в карты никто не играет. Вчера в трактире украл серебряную ложку - никто даже не заметил: посчитали, что её вообще не было.(с)
Зигфрид Дениса Сапрона совсем не принц королевских кровей, это просто мальчик с любящей мамой. Разве для любой мамы ее сын не принц априори?) Она хочет передать любимого ребенка в надежные руки - женится, остепенится и заживет как человек. Только одного мама явно не учла, мальчик вырос только внешне, а внутри он все еще в таком мучительном для окружающих и довольно-уютно-сказочном внутри себя протуберантном периоде. И девочки вокруг милы, приятны, но слишком обычны. Не увлекают... Не трогают... Книжки надоели, пить и веселиться - душа не лежит.
- Сходил бы искупался или окуньков бы половил.
- Что вы говорите такое, тетушка! Река жизни утекает в вечность, при чем тут окуньки? (с)
Казалось бы Сапрон - стопроцентный Базиль из "Дон Кихота", увольте, какие принцы с такой ярко выраженной мужской харизматичностью? И оказывается случайно, что это и является той самой недостающей чертой, открытием нового в давно всем надоевшем старом. Исполнители с внешностью "сахарного принца" слишком инфантильны в роли Зигфрида, слишком далеки от реальных и легко узнаваемых человеческих эмоций.
Впрочем, внезапно найдена новая игрушка. Новоиспеченный отпрыск каких-то там кровей с азартом приобретения модного гаджета бросается навстречу манящему неизвестному.
Сердце подвластно разуму. Чувства подвластны сердцу. Разум подвластен чувствам. Круг замкнулся. С разума начали, разумом кончили. Вот и выходит, что всё мироздание это суть игра моего ума. А если вы со мной согласитесь, то и вашего тоже. (с)
О, скажите мне, сколько мальчиков мечтали встретить девушку-мечту. Как часто она мучила их своими приходами в утренние часы, а потом исчезала невесть куда, словно растаяв в воздухе. Сколько уже давно не молодых мальчиков, обрюзгших и обзаведшихся большим семейством, иногда бояться проснуться, чтобы прекрасная фея не бросила его на целый рабочий день, не пообещав вернуться с наступлением темноты.
Уже много лет юная волшебница являлась ему во сне. И если другие видели в нем только Джорджи Бэббита, для нее он был молод и отважен. Она ждала его в полутьме сказочных рощ. (с)
Одетта - Екатерина Кужнурова не просто девушка-лебедь. Она скорее некая пугливая, беззащитная экзотическая птица, робко и с любопытством выглядывающая из под крыла. Ее немой вопрос звучит не как: "Кто ты?", а скорее: "Можно ли тебе доверять?". Все следующее действие это скорее полусон-полуявь Зигфрида, который только и твердит : "Я добрый, я честный...". В его руках одновременно и немного горячечная трепетность, и твердость - чтобы не упустить. Конечно, он клянется.... Ну а как же без этого? В первый раз все по настоящему! Это потом он научится поднимать руку в клятве привычным жестом.
Сегодня мне было видение. Галатею будут звать Лоренция (с)
Наверное этой цитатой можно было бы и обойтись, попытавшись описать "черный" акт и появление Одиллии. У каждого мужчины, как считают классики, в жизни должно быть две женщины. Одна научит его чувствовать, другая - быть мужчиной (вот почему так ослепительно технично и прописано это па де де!). Те, кому повезет, обходятся одной. Те же, кого миновало - ищут всю жизнь в каждой встречной. Белый акт был сон, черный - явь. Мне кажется, оправдание Зигфрида : "Он просто ошибся" было бы слишком простое. Не то, чтобы ошибся... Просто мальчикам, пока они не стали взрослыми и сознательными, важен импульс, порыв. На чем, собственно он и погорел, получив брошенный в лицо букет роз с шипами.
Тут, мне думается, всю сказку можно и закончить.
Третий акт, говорите... Ах да, музыки ведь еще много. Ну тут уж нафантазируйте сами как могла бы сложится жизнь Зигфрида. Конец истории не имеет никакого значения: "Жили они счастливо и умерли в один день". Возможно не жили, не счастливо и даже не умерли, жизнь слишком многобразна, чтобы заведомо иметь определенный финал.
В любви мы наслаждаемся лишь иллюзией, порождаемой нами самими.(с)
Использованы цитаты из фильма "Формула любви" , романа "Беббит" Синклера Льюиса и "О любви" Стендаля