Новая система пенсионного обеспечения.

Nov 30, 2018 15:43

Эту статью я написал еще в 2011году
Всвязи с нынешней пенсионной реформой я вижу необходимость вновь вернуться к ее обсуждению.

Итак. В 2011году я писал о том что:
В настоящее время существующая в Белоруссии ,на  Украине и в России  система пенсионного обеспечения близка к краху. Несмотря на то, что в Пенсионный фонд перечисляется предприятиями значительная часть Фонда заработной платы пенсии большинства пенсионеров не обеспечивают выживания ,а бюджет ПФ дотируется за счет Бюджета.

Существующую систему сейчас критикуют все,кому не лень. И справедливо критикуют. Но когда речь заходит об альтернативах, на выходе получается также ерунда.


Все конструктивные предложения можно свести к следующему:
А) перейти от солидарной пенсионной системы к системе накопительной. Пусть каждый копит себе на старость.
Эти предложения я иначе как бредом назвать не могу. Знаете ,ли накопить за 40 лет средств достаточных чтоб прожить безбедно лет 20 хотели бы очень многие. Также как и разбогатеть. Только получается у немногих. Почему? Сами подумайте. Если не понимаете, можете дальше не читать. Боюсь что вы слишком тупы, чтобы понять дальнейшее.

Вы думаете,что если Вы лично неспособны распорядиться своими зароботками так чтоб разбогатеть, так вам помогут пенсионные фонды(варианты-государство, банки…). Они помогут…себе. Не верите? Мавроди вас ждет не дождется. Его как раз недавно выпустили.
(прим.К.М. Мавроди недавно умер. время идёт. Но таких как он по-прежнему хватает)

Еще один вариант
Б) Вообще отказаться от государственного регулирования в этой области .
Пожалуй можно. Только зачем нам тогда такое государство?

Что является причиной такого положения дел?
Помимо очевидных и общеизвестных причин - низких доходов населения и низкой эффективности менеджмента ПФ на мой взгляд ключевой является проблема обезличивания средств ПФ. Что имеется в виду? Действующая система начисления пенсий исходит из того, что пенсия начисляется исходя из зарплаты за время трудовой деятельности. Таким образом, текущий бюджет ПФ не соответствует поступлениям.
Государство с помощью ПФ пытается решить непосильную задачу: обеспечить необходимый СЕЙЧАС уровень расходов на каждого пенсионера исходя из поступлений которые имели место КОГДА-ТО в других реалиях. Такая задача, на мой взгляд не имеет адекватного и справедливого решения.
Кроме того, имеет место следующая несправедливость. Предположим два человека имели одинаковый заработок. Но один из них тратил заработанное исключительно на личное потребление , а второй растил детей. По действующему закону оба имеют равную пенсию. То есть первый на пенсии живет за счет детей второго.
Такая вопиющая несправедливость продолжающаяся длительное время в сочетании с совершенствованием противозачаточных средств и доступностью абортов в привела к тому что многие люди перестали связывать свое будущее благополучие с успехами в воспитании собственных детей . Что в свою очередь привело во-первых к спаду рождаемости. А во-вторых, к участившимся случаям безразлично-наплевательского подхода к воспитанию детей в семьях.
Кроме того обезличенное распределение средств ПФ приводит в наплевательскому отношению лиц работающих по найму и частных предпринимателей к наполнению ПФ ,что в свою очередь создает благодатную почву для всевозможных злоупотреблений. Лица, чьим трудом наполняется ПФ лишены контроля за плодами своего труда. А многие из них справедливо полагают, что до пенсии не доживут и, следовательно не смогут воспользоваться плодами своего труда.

Что же следует предпринять? Следует перейти от действующей солидарной системы пенсионного обеспечения к системе нового типа, который я назову солидарно-адресной.
В чем ее суть.
Первое. Система формирования информации о правах на пенсию должна быть существенно упрощена. Основанием для права на получение пенсии должны быть : 1)наличие гражданства,2)достижение пенсионного возраста. Информация о начислениях в ПФ более не нужна. Реестр получателей средств ПФ должен быть доступен в каждом отделении ПФ.
Второе. Перечисления в ПФ (далее ПЕНСИОННЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ) должны состоять из двух частей: адресной и безадресной (соответственно 15 и 5% ФЗП каждого работника).Примечание: данные суммы определены из расчета начислений 20%ФЗП, конкретная величина может быть и другой. Вообще, важным преимуществом данной системы является то, что при ней конкретная величина пенсионных отчислений и возраст выхода на пенсию являются второстепенными факторами).
Третье. При получении права на пенсию каждый пенсионер получает индивидуальный номер получателя средств ПФ и ему открывается особый пенсионный счет в Сбербанке РФ.
Четвертое и самое интересное. При поступлении на работу каждый работник предъявляет документ, который мы назовем индивидуальный ПОЛИС ПЛАТЕЛЬЩИКА средств в ПФ. Его он предварительно получает в территориальном отделении ПФ. При подаче заявления в ПФ о получении Номера плательщик САМОСТОЯТЕЛЬНО указывает в качестве получателя адресной части перечислений ПФ ЛЮБОЕ ЛИЦО (или несколько лиц) числящееся в Реестре получателей средств ПФ. Сотрудники ПФР проверяют наличие данного лица в РЕЕСТРЕ и, если информация указанная заявителем подтверждается, указывают реквизиты ПОЛУЧАТЕЛЯ в индивидуальном ПОЛИСЕ. ПЛАТЕЛЬЩИКА.
Пятое. Бухгалтерия предприятия снимает копию с ПОЛИСА и возвращает его работнику.
При начислении зарплаты сумма адресной части пенсионных перечислений отдельным платежным поручением на КАЖДОГО ПОЛУЧАТЕЛЯ перечисляется на его счет.

Теперь посмотрим ,что из этого выйдет.

Большинство ПЛАТЕЛЬЩИКОВ в качестве ПОЛУЧАТЕЛЕЙ естественно, укажет своих родителей (если они уже достигли пенсионного возраста). Это будет логично и справедливо. Те кто вырастил детей имеют право на получение средств от них. Но могут и не получить. Если дети сочтут их недостойными своей заботы. Таких будет немного. Но они будут.
Многие ПЛАТЕЛЬЩИКИ не смогут указать родителей в качестве ПОЛУЧАТЕЛЕЙ в силу того, что родители либо еще не достигли пенсионного возраста либо уже умерли. Но они смогут указать таким деда, бабку, тетку и вообще любого пожилого родственника либо знакомого либо просто достойного по мнению ПЛАТЕЛЬЩИКА . Лица достигшие пенсионного возраста смогут указать ПОЛУЧАТЕЛЕМ самих себя или быть освобожденными от пенсионных сборов.
Таким образом, кто имеет шансы остаться вне данной системы?
Те, кто детей не растил. А также те, кто, безответственно относился к воспитанию детей (например алиментщики-летуны ,лица лишенные родительских прав и т п)
Что будет с ними? Остается безадресная часть пенсионных перечислений. Эти суммы должны распределяться поровну между всеми пенсионерами, то есть и теми кто получает средства из адресной части перечислений (за вычетом тех средств которые пойдут на содержание аппарата ПФ). Это будет значительно меньше, чем сейчас, поскольку функций у ПФ станет намного меньше и для их выполнения будет необходимо намного меньше персонала. Кроме того ПФ должен будет обеспечить доступ к списку таких лиц , чтобы те кто не желает перечислять адресную часть пенсии никому из знакомых стариков мог бы выбрать кого-нибудь из этого списка.
То есть даже лица столь недостойные совсем без средств не останутся. Те же чьи совершеннолетние дети трагически погибли при заслуживающих уважения(?) обстоятельствах (на военной службе или от производственных травм) должны получать содержание за счет МО или ФСС соответственно . Или просто за счет лиц признанных судом виновными в их гибели. Но не за счет ПФ
Таким образом бюджет ПФ станет сбалансированным.То есть сколько заработала трудоспособная часть населения столько же получит нетрудоспособная. В среднем если каждый пенсионер выйдя не пенсию в 60 лет доживет до 80 лет , то на каждого пенсионера будет приходиться по 2 трудоспособных плательщика, то в среднем на каждого пенсионера придется 40% средней з/п. При этом доходы выше среднего окажутся у наиболее достойных с нашей точки зрения людей. А ниже -у проходимцев ,бездельников и прочих малоуважаемых нами личностей. По-моему это будет очень справедливо.

Данная система также будет способствовать сокращению теневых доходов. Поскольку основная часть пенсионных отчислений теперь будет перечисляться близким лиц работающих по найму ,то есть по сути реально станут частью их зарплаты работники не будут столь безразлично как сейчас относиться к теневым схемам выплаты зарплаты . Кроме того данная система будет препятствовать утечке из страны капитала(средства ПФ в настоящее время инвестируются за рубеж. И это в то время когда в стране инвестиций недостаточно) . Также данная система будет препятствовать эмиграции трудоспособного населения.

Возможные вопросы
1 .Почему такая система в настоящее время нигде не применяется?
Дело в том, что в то время когда внедрялась солидарная система состояние банковской системы делало невозможным солидарно-адресную систему. Тогда для огромного большинства населения даже счет в банке был чем-то заумно-фантастическим. Сейчас с этим проще.
2.Как избежать некоторых злоупотреблений?
Ограничить сумму которую может снимать со счета ежемесячно пенсионер некоторым пределом(например 10МРОТ).

Данная статья не является исчерпывающим описанием пенсионной системы нового типа ,но преследует цель начала ее обсуждения. По мнению автора статьи система данного типа в обозримом будущем будет принята многими странами ввиду её неоспоримых преимуществ перед существующими системами. Украина ввиду того что именно её пенсионная система близка к краху могла бы стать в этом вопросе первопроходцем и даже указать путь другим странам.

И еще один момент. Всех кому небезразлична данная проблема и кто считает предложенные принципы ее разрешения верными просьба давать ссылки . Конструктивные дополнения приветствуются.
А кто несогласен тоже пишите. Если вы почему-то считаете что это не сработает то объясните почему.

ред.2014г. ноябрь

Всё это я писал еще в 2011году.
жизнь показала что реформа таки неизбежна. И вот она начинается.

Разумеется она идет не тем путем какой я предлагал. Но возможности свернуть на него по-прежнему остаются.

яна политру, лучшее, пенсионная реформа

Previous post Next post
Up