Nov 03, 2012 10:34
О печальной судьбе Маршала Тухачевского известно всем.
Гораздо менее известно о том кто довел маршала до такого печального конца.
Этим человеком был...инженер Леонид Курчевский. Создатель печально известных динамореактивных пушек (ДРП) известных также как "пушки Курчевского".
Впервые о Курчeвском вспомнили в конце 1960 - начале 70-х гг. в период <оттепели>, но лишь журналисты - любители сенсаций. Фабула их статей была примитивна - <талантливый изобретатель создает супер-оружие, блестящий успех на испытаниях, однако злодеи из НКВД арестовывают изобретателя, а недалекое руководство прекращает все работы>. Далее следует пассаж - <а как пригодились бы пушки Курчевского в июне 1941 г.!> Спорить с любителями сенсаций - труд неблагодарный.Но разобраться необходимо.
Слово эксперту: А.Широкораду:
Чтобы разобраться в этой грандиозной авантюре XX века, придется сказать пару слов об устройстве безоткатных орудий. Формулу безоткатной пушки проходят в 9-м классе: Ft = m^Vi - m^v^. Чтобы сила отдачи Г была равна нулю, надо, чтобы произведение массы снаряда на скорость снаряда равнялось произведению массы на скорость другого тела, отброшенного в противоположную сторону. В противоположную сторону можно отбросить или пороховые газы, образующиеся при выстреле, или какое-то твердое тело, артиллеристы называют его инертным телом. Пушки с отбросом пороховых газов делятся на пушки со свободной трубой и нагруженным стволом. Самая простая система - это гладкая открытая труба. Система с нагруженным стволом имеет в канале высокое давление. Чтобы снизить его, применяется уширенная камора или система из двух камор высокого и низкого давления.
Пушки с инертной массой делятся на однокамерные и двукаморные. В первых при сгорании заряда в каморе снаряд летит вперед, а назад летит инертное тело, представляющее собой тяжелую гильзу, поддон или специальное вещество, быстро размельчающееся после вылета из сопла. А вторые представляют собой два классических орудийных ствола, синхронно стреляющих в разные стороны.
Во всех своих безоткатных (динамореактивных) орудиях Курчевский использовал только одну схему - нагруженный ствол. Для первых образцов Курчевский просто брал какую либо обычную пушку, отрезал казенную часть, а вместо нес вставлял сопло Лаваля (воронку). При этом внутреннее устройство ствола оставалось без изменений. Недостатками нагруженного ствола являлись большой вес и высокая стоимость. Кстати, после 1945 г. ни одна страна мира не приняла на вооружение безоткатное орудие с нагруженным стволом. Курчевским была разработана и система заряжания безоткатных орудий. В неавтоматических орудиях (ВПК, СПК, КПК и др.) заряжание вручную производилось с казны, затвор имел сквозные отверстия и сдвигался при заряжании заодно с воронкой. Гильза была штатная латунная от обычного орудия того же калибра, но с двумя отверстиями в дне для выхода газов в воронку и сбоку для воспламенения заряда.
Все автоматические пушки (авиационные, танковые, 152-мм морские и т. д.) были устроены одинаково. Заряжание производилось с дула унитарными патронами с. гильзами из нитроткани. Патроны перемещались к дулу по цилиндрическому магазину, расположенному над стволом, а далее попадали в лоток перед дульным срезом, оттуда специальным устройством досылались в канал ствола. Все операции производились пневматическим приводом, сжатый воздух подавался из специального баллона. Понятно, такая автоматика не могла обеспечить высокий темп стрельбы.
Гильза из нитроткани по проекту должна была полностью сгорать, но делать этого она не хотела, да еще и рвалась в магазине при подаче. В результате происходили систематические отказы при подаче и разрывы ствола.
От технических описаний перейде к истории создания ДРП.
Еще в 16 октября 1923 г. Курчевский направляет Главкому Каменеву проект 102-мм авиационной ДРП. Вес пушки с установкой 160 кг. В боекомплект входили 20 унитарных картечных выстрелов весом по 24 кг. Итого вес боекомплекта с пушкой 640 кг. Начальная скорость снаряда была невысока - 348 м/с. Картечь содержала 85 картечных пуль весом по 200 г. По расчетам Курчевского на дистанции 330 м площадь поражения должна составить 40 квадратных сажень. Проект был одобрен, и Курчевский приступил к созданию авиационной пушки, не прерывая, впрочем, работы над сухопутными орудиями.
Однако довести 102-мм авиационную пушку Курчевскому не удалось. 23 сентября 1924 г. ОГПУ арестовало Курчевского, но не за <политику>, а <за расхищение государственного имущества>. Сам Курчевский утверждал, что казенные деньги он потратил на проектирование вертолета. Так или иначе, но ни денег, ни вертолета в наличии не оказалось.
Коллегия ОГПУ осуждила Курчевского к 10 годам лишения свободы.
Постановлением комиссии ОГПУ от 3 января 1929 г. Курчевский был досрочно освобожден.За время отсутствия Курчевского многое изменилось. Безоткатными орудиями, независимо друг от друга, стали заниматься многие ученые и организации, например, Газодинамическая лаборатория под руководством Б. С. Петропавловского, коллектив <особой комиссии> под руководством профессора Беркалова и другие.В 1924-1929 гг. было испытано несколько десятков типов безоткатных орудий калибра 37-107 мм. Среди испытанных пушек было несколько 47-мм авиационных безоткатных пушек (ДРП)
Курчевский прибыл в Москву и немедленно начал проектировать целую систему безоткатных орудий. Одновременно Курчевский обращался в различные инстанции с рекламой своих ДРП и дискредитировал чужие разработки. Что ему в значительной степени удалось.
Ознакомившись с докладом Курчевского, будущий маршал Г.И. Кулик ходатайствовал об организации опытов конструктора на Московском орудийном заводе. Курчевский прибыл в подмосковный поселок Калининский, неподалеку от железнодорожной стации Подлипки, на артиллерийский завод № 8 им. М.И. Калинина, где организовал Особое конструкторское бюро № 1.
Примерно в это время с работами Курчевского знакимится еще один будущий маршал.Уже в ноябре 1929 г. М.Н. Тухачевский, будучи командующим Ленинградским военным округом, "настоятельно ходатайствовал о принятии на вооружение батальонной артиллерии пушки ДРП". Правда, председатель РВС СССР А.И. Корк и начальник артиллерийского управления РККА Г.И. Кулик рекомендовали воздержаться от принятия ее на вооружение. Спор военачальников разрешился весной 1931 г., после назначения Тухачевского заместителем Наркомвоенмора - начальником вооружений РККА.
И вот с этого момента деятельность Курчевского начинает выходить за рамки разумного. Чтобы читатель представил себе общую картину, скажем, что Курчевский никогда не сосредотачивался на одной пушке, а параллельно занимался многими, в том числе батальонной, дивизионной, особой мощности, береговыми, корабельными, танковыми, мотоциклетными, горными и др. В 1930-х гг. в годовом плане Курчевского никогда не было менее 10 новых орудий (в среднем 15-20).
В 1932 г коллектив Курчевского преобразовали в Особое конструкторское бюро ГАУ РККА.
В начале 1934 г. в составе НКТП появилась новая организация УУСР - управление уполномоченного специальных работ, а этим самым уполномоченным стал Курчевский.
Вскоре в заводских цехах стали изготавливать ДРП, предназначенные для установки на автомобили, легкие танки, корабли и самолеты.
НИИ ВВС разработал соответствующие требования, которые выдали в конструкторские бюро Д.П.Григоровича и А.Н.Туполева. В этих коллективах под ДРП калибра от 37 до 100 мм разработали истребители И-Z, И-12, И-14 и ДИП (АНТ-29), устанавливали их на И-4.
ДРП пытались приспособить для мотоциклов, автомобилей, танков и кораблей.Так, в 1932 г. появились 76-мм пушка МПК с дальностью стрельбы до 5,5 км для мотоцикла "Харлей-Девидсон" и автомобильная гаубица калибра 152 мм.
Для танков Т-26 и Т-27 разработали 76-мм пушку, а для бронеавтомобиля БАИ - калибра 37 мм.
Для пехоты были созданы легкая мортира - ЛМК, горновьючная 76-мм - ГВПК, 37-мм противотанковое ружье 14-К, весившее 25 кг и стрелявшее 500-граммовыми бронебойными снарядами на расстояние до 5,5 км, батальонная БПК и 76-мм СПК для самоходной артиллерийской установки.
В октябре 1934 г. пушки Курчевского, в частности, 76-мм КПК (катерная пушка), испытывались на бронекатерах Г-5 и подводной лодке АГ Морских сил Черного моря. С эсминца "Петровский" и сторожевого корабля "Шторм" стреляли из 152-мм пушек.
В том же году на полигонные испытания поступила 305-мм мортира Курчевского СПГК-12 с дальностью стрельбы до 6 км снарядом массой 250 кг. Это орудие могло устанавливаться на шасси автомобиля Я-6 или трактора "Коминтерн". По сравнению с гаубицей образца 1915 г., состоявшей тогда на вооружении Красной Армии, СПГК-12 была в восемь раз легче.
Все орудия отличались нарезными стволами, но на одной пушке БПК установили гладкий ствол и испытали оперенные снаряды. В 1933 г. разрабатывался и вариант самоходной гаубицы большого калибра СГК-305.
К концу 1935 г. промышленность передала военным свыше 840 орудий различных систем .Самой массовой была пушка БПК. В 1935 г. сдали заказчику 134 пушки БПК. А всего было изготовлено около ПЯТИ ТЫСЯЧ ДРП различных образцов.Для того чтобы оценить значение этой цифры скажу.что в 1939году намного более мощная по сравнению с 1936м годом советская промышленность выпустила 11 807 полевых орудий. Фактически бОльшая часть артиллерийской промышленности обслуживала авантюры Курчевского.
Оценить вред который нанесла обороноспособности страны деятельностьКурчевского очень тяжело. Сосредоточившись на создании ДРП с нагруженным стволом Курчевский добился прекращения работ по другим видам ДРП которые вели его конкуренты . в результате возможность создания безоткатных орудий типа нынешнего СПГ-9 была надолго уничтожена.
Еще более тяжелые последствия имела деятельность Курчевского по внедреню ДРП в авиацию. Поспешная но безуспешная деятельность по созданию самолетов вооруженных ДРП привела к тому что было "изгажено"(по выражению Алскинса) читыре типа самолетов. А возможность создать советский аналог "Ме-109! была упущена. самолет Поликарпова И-17 проектирование и испытания которого были начаты одновременно с испытаниями у немцев прототипа будущего Мессершмита были затянуты из-за отсутствия финансирования. Конструкторы были заняты срочным внедрением сырых поделок Курчевского. Работы по созданию полноценной скорострельной авиапушки были затянуты. В о Вторую мировую РККА вступила с неполноценной ШВАК, Отвечающая требованиям современного воздушного боя ВЯ-23 поступила на вооружение уже перед самой войной.
Естественно столь бурную деятельность приведшую к огромным и безрезультатным затратам Курчевский никогда бы не смог развить если бы за его спиной не стоял могущественный покровитель в лице Тухачевского. Завороженный перспективой перевооружить РККА не имеющими в мире аналогов орудиями всех типов маршал активно лоббировал финансирование его работ и буквально продавливал производство и принятие на вооружение "сырых" орудий. Бесконечные попытки улучшений призванные устранить врожденные пороки ДРП приводили к тому что в чертежи уже переданные в производство постоянно вносились изменения ,что приводило к бесконечным переделкам.И огромным дополнительным расходам.
Разумеется вся эта деятельность не являлась секретом от правительства. По мере того как нелепость затеи становилась все более очевидной все более широкому кругу вовлеченных в эти затеи людей ,рос поток негативной информации. Писало жалобы руководство заводов,военприемка,испытатели на полигонах,командиры частей которым навязывалась сомнительная техника. Тухачевский длительное время успешно препятствовал попаданию этой иннформации правительству . В этом ему содействовали Уборевич и Якир командовавшие войсками КоВО и БелОВО,куда поступали эти орудия. Но долгое время шило в мешке утаить было невозможно. Начались вопросы ответов на которые не было.
С начала 1936 года прожектерскую деятельность Курчевского начинают ограничивать. Согласно решению ЦК ВКП(б), завод №38, превратившийся фактически в научно-исследовательский институт Курчевского передали в распоряжение завода №8, а Курчевскому выделили помещение для конструкторской группы и мастерскую. НКВД было начато негласное расследование.
В мае 1937года Тухачевский и Курчевский были практически одновременно арестованы и впоследствии расстреляны.
Таковы факты,которые долгое время оставались неизвестными. Разумеется и сейчас далеко не всё известно. Следственное дело курчевского и его показания на суде до сих пор засекречены. Ждем публикации. Авось дождемся.
Тем не менее выводы можно делать уже сейчас.
Вполне очевидно,что идеи Курчевского о переводе всей или большей части артиллерии РККА на легкие и относительно дешевые ДРП вскружили голову маршалу. Но желание тщеславного маршала прославить себя как главного вдохновителя и организатора этого «большого прыжка» сыграло с ним злую шутку. Все началось с того что проект был рассмотрен очень поверхностно. Значение врожденных пороков ДРП-мощнейшей струи обратного пламени делавшее нереальным применение их в закрытых бронеобъектах,ДОСах и вообще для стрельбы на сколько-нибудь значительных углах возвышения. Курчевский давал обещания устранить «мелкие недостатки» не имея понятия как собственно это сделать. А Тухачевский вместо того чтобы дождаться выполнения обещаний санкционировал принятие на вооружение и валовое производство «сырых» орудий.
С авиационными ДРП дело обстояло сложнее. Обратное пламя в воздухе не являлось источником смертельной опасности. В принципе задача технически была осуществимой хотя и требовала выхода на новый технологический уровень. Но здесь не был учтен фактор стремительного прогресса в авиации,рост скоростей который сначала затруднил прицеливание из орудий с низкой скорострельностью и начальной скоростью,а затем и вовсе сделал стрельбу из них невозможной.
Вроде бы все просто и даже банально:авантюрист-изобретатель втянул легковерного и увлекающегося маршала в реализацию своих технических авантюр. но я считаю,что дело обстоитнесколько иначе. То что в Курчевком несомненный изобретательский талант сочетался с фантастическим авантюризмом несомненно. Но маршалу облеченному огромной властью над сотнями тысяч лдей следовало бы с большей осмотрительностью подходить к реализации идей человека уже погоревшего на сомнительных авантюрах(помните историю с вертолетом ?). Но одержимый честолюбием маршал нетолько несделал этого,но даже тогда ,когда ошибки стали очевидны, вместо их исправления пошел сначала по пути укрывательства.а потом и еще более тяжких преступлений. И поэтому можно с полным основанием сказать,что:
Не инженер Курчевский погубил маршала Тухачевского,но маршал Тухачевский погубил инженера Курчевского.
и еще много других людей.
история,
Зверства советской власти,
самозванцы,
Размышления