Гидеон Мендель (Gideon Mendel). "
Потери. Свидетельство исчезающей памяти" (Damage: A Testament of Faded Memory)
Гидеон Мендель. Возмущенные активисты во время похорон молодых людей, убитых в городке Кватема недалеко от Йоханнесбурга. 1985. На выставке Prix Pictet в Доме-Музей «Усадьба Муравьёвых-Апостолов»
Представитель поколения молодых «фотографов сопротивления», которые в 80-х годах прошлого века снимали события, связанные с борьбой против апартеида в ЮАР. В 1990 году он оставил ящик с негативами и слайдами своих работ в кладовке, где они пострадали от влаги и плесени. Позднее, найдя его, Гидеон был поражен художественным эффектом, ставшим результатом процесса порчи снимков, увидев в этом аллегорию увядания воспоминаний общества о том времени и его идеалистических настроениях. ⠀
Поврежденные негативы отражают, пожалуй, более глубокую правду, чем оригинальный формат фотодокументалистики. Оформленные заново, сегодня они являются артефактом истории и служат наглядным свидетельством увядания воспоминаний о надежде и борьбе.
⠀
Сергей Плыткевич. «
Сны о Чернобыле»
Серия фотографий Сергея Плыткевича - часть большого документального массива, снятого им в Чернобыльской зоне в 1986 - 1989 годы. В деревне Соболи фотограф работал в 1989 году: деревня была отселена, но постепенно туда возвращались жители - тогда их называли самосёлами. Позже местечко снесли полностью, хотя в период съемки жители недоумевали и возмущались: Соболи казались им безопасным местом.
«Сны о Чернобыле» стали результатом случайного стечения обстоятельств: часть уже проявленной плёнки оказалась залитой горячей водой, затопившей студию. Кадры пострадали, и Сергею сразу стало понятно, что полученный эффект сообщает фотографиям метафоричность - они не столько о разрушающей радиации, сколько о разрушении как таковом. Поэтому он продолжил работать с уцелевшим, «нормальным» материалом, обрабатывая его над паром - чтобы сохранить последовательность в неожиданной технологии и визуальную целостность серии. Завершив отбор (примерно 20 - 25 кадров), Плыткевич как фотожурналист переключился на другие горячие темы: события в Нагорном Карабахе, Вильнюсе и т.д.
«Расплавилась» - не случайное слово в языке фотографа, и в своих комментариях он повторяет его не один раз. Плавление, в физическом значении, процесс, когда «при некоторой температуре тело предпочитает разорвать часть межатомных связей и из упорядоченного состояния (кристалл) перейти в неупорядоченное (жидкоподобный или газоплотный беспорядок)» (Wikipedia). Плавлению подверглись не только социально-политические доктрины и т.д., но и множество людей - думаю, «Сны о Чернобыле» позволяют нам говорить о ментальном разрушении, а в первую очередь, об эмпатии. Это многослойное, болезненное сопереживание, безусловно, стресс, он сближает зрителя с документом, попадая в суть проблемы.