Случайно оказался в Историческом музее на выставке победителей конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина.
Центральной в экспозиции стала фотография-победитель в номинации "Моя планета" (одиночные фотографии)
На этикетке указано название "Клюквенное сердце" и краткая информация об авторе Сергее Гапоне.
Меня очень удивило, что нет подписи (как минимум информации о дате и месте снимка). Всегда думала, что для фотожурналистики такие данные обязательны.
На сайте конкурса подпись к фотографии есть: Урожай клюквы в Пинском районе, регионе Беларуси, где уровень безработицы особенно высок. Сезон сбора клюквы - единственный способ заработка для местных. Каждый день они проводят по 10 часов в ледяной воде. Клюквенное сердце является символом региона.
На нескольких белорусских сайтах цитируется рассказ Сергея Гапона: "Когда я сделал это фото, много знакомых говорили: «Какой красивый, романтичный снимок!». Но история, которая за ним, другая. Пинщина - один из регионов со слабой экономикой, высокой безработицей. Сезон сбора клюквы - месяц-полтора - возможность заработать деньги. Но надо помнить, что это тяжелые условия труда, так как белорусской осенью и заморозки, и дождь, и ветер. А люди по 8-10 часов по пояс в ледяной воде собирают клюкву. Еще такой момент: каждый октябрь много фотографов едут снимать сбор клюквы. Но люди там работают одни и те же, технология не меняется годами, поэтому сделать интересный кадр - непросто. Единственное, что может изменить кадр, - погода. Я ездил снимать сбор клюквы второй раз. На моем снимке в центре стоит мужчина, и в прошлый приезд я тоже его снимал, он даже одет был так же! Чтобы найти новую точку для съемки, я воспользовался дроном. И меня поразило, как это все выглядит сверху. Форма сердца держалась секунд десять. Но ко мне сразу же пришло понимание, что это - важный кадр. Также сердце - не просто форма, а символ того, что есть двигателем региона. Ведь люди месяц сидят в этих ягодах в холодной воде, чтобы было на что жить».Фотография перестает быть таким милым фоном для селфи на выставке.
Особенно теряются без подписи фотографии в серии Татьяны Ткачевой "Сезоны Веры" (2-е место в номинации "Портрет. Герой нашего времени"). На мой взгляд без этих подписей также меняется весь смысл проекта.
Первого января Вере исполнился девяносто один год. Всю свою жизнь она прожила в Воложине. Вышла замуж, родила троих детей, работала, растила внуков. Вера не боится старости, считает, что живет последние сезоны, последний жизненный этап. Она любит наряжаться. В шкафу вся ее жизнь.
[Spoiler (click to open)] На Вере брюки, которые она купила, когда лежала в больнице с онкологией. Вера не любит брюки. В повседневной жизни она предпочитает юбки или платья. Но в отделении, где лежала Вера, все были в брюках