Стэнли Фиш "Как написать предложение"
Литературный теоретик Стенли Фиш не просто написал инструкцию для писателей, а серьезно исследовал язык как культурный феномен. Фиш с умом опровергает постулат о том, что предложение должно быть кратким. В качестве контрдовода он цитирует лучшие фразы Шекспира, Диккенса и Льюиса Кэрролла. Проведя такую литературную экспертизу, он уверенно провозглашает красноречие залогом красоты литературы. Фиш анализирует построение фразы на примере предложения из "Эндерби снаружи" Энтони Берджисса:
"Слова проскальзывают в ячейки, определенные синтаксисом, и сверкают, как воздушные пылинки различными примесями, которые мы называем смыслом. Прежде чем слова попадают в свои ячейки, это просто отдельные единицы, направленные всюду и в никуда. Но как только слово попадает в место, “определенное” для него, оно демонстрирует безжалостную логику синтаксической структуры - слова связываются взаимоотношениями. Они субъекты или объекты действия, и они комбинируются в некое суждение о мире, которое может его превозносить, отрицать или облагораживать".
Рэй Брэдбери
В книге "Дзен в искусстве писательства" Рэй Брэдбери делится не только своим писательским опытом, но и заражает своим восхищением профессией. В "Дзене..." практические советы по формированию стиля и работе с издательствами перемежаются с фрагментами из собственной биографии Брэдбери. Эта книга - пособие и манифест, пропитанный мудростью и энтузиазмом.
"Главный секрет творчества в том, чтобы относиться к своим идеям, как к кошкам - просто заставьте их следовать за вами".
"Читайте те книги, которые заостряют ваше восприятие цвета, формы и мирового масштаба".
"Нам необходимо Искусство, чтобы не умереть от Правды".
"Наша культура насыщается со временем как сокровищем, так и мусором".
Энн Ламотт
Энн Ламотт больше известна как автор книг нонфикшн, но ее пособие по писательскому мастерству "Птица за птицей" демонстрирует, что она еще и выдающийся современный философ. Эта книга 1994 года - одновременно практический инструктаж, знакомящий с азами профессии, и кладезь мудрости, из которого можно извлечь мысли о том, как важно побороть неуверенность в себе и установить баланс между интуицией и расчетом.
"Вы начинаете сплетать слова, как бусы, для того чтобы рассказать историю. Вас снедает желание общаться, поучать или развлекать, вы хотите запечатлеть моменты счастья, воплотить в жизнь воображаемые события. Но вы не хотите, чтобы все это произошло на самом деле".
"Чтение и письмо уменьшают чувство одиночества. Они углубляют и усиливают наше чувство жизни, питают душу. Когда писатели заставляют нас кивать головой от точности их наблюдений, смеяться над собой или над всем вокруг, у нас появляются новые силы. Нам предоставляется шанс потанцевать с абсурдом жизни, вместо того чтобы страдать от него снова и снова. Это все равно что петь на лодке во время сильного шторма. Вы не можете противостоять стихии, но пение может изменить настрой тех, кто на борту корабля".
Стивен Прессфилд
Писатель и сценарист Стивен Прессфилд работает по методу проб и ошибок. В книге "Война за креатив" он сконцентрировался на главных препятствиях, с которыми сталкивается любой творческий человек, в числе которых - страх, неуверенность в себе и просто лень. Прессфилд рассказывает о своей системе борьбы с различными формами сопротивления. Кстати, о Сопротивлении он пишет с большой буквы.
"Вы парализованы страхом? Это хороший знак. Страх - это хорошо, это такой же индикатор, как неуверенность в себе. Страх показывает нам, что нужно делать. Запомните главное правило: чем больше мы боимся работы, тем увереннее должны быть в том, что просто обязаны это сделать. Сопротивление переживается, как страх - уровень страха равен степени Сопротивления. Поэтому, если мы боимся что-то предпринять, значит, эта затея - очень для нас важна, и именно она способствует развитию таланта".
"Совет писателям"
Сборник цитат, анекдотов и прописных истин от "литературных светил" был впервые опубликован в 1999 году. В нем много полезной информации на разные темы - от поисков литературного агента до проработки сильных характеров. Книга охватывает все аспекты работы писателя - грамматику, жанры, деньги, сюжет, плагиат и, конечно, вдохновение.
Ральф Уолдо Эмерсон: "Заканчивайте вечером один эпизод, а на следующий день - принимайтесь за работу заново, но в перерыве обязательно хорошенько выспитесь. Здесь вы можете не сдерживать себя".
Чарльз Буковски: "Не пишите рассказ до тех пор, пока он не будет приносить вам такую же боль, как раскаленное дерьмо".
Фрэнсис Скотт Фицджеральд: "Начните с конкретного человека и вы обнаружите, что создали типический образ. Начните с типического образа и поймете, что вы не создали ничего".
Сол Беллоу: "Никогда не меняйте текст, если написали его, проснувшись посреди ночи".
Томас Стернз Элиот: "Юные поэты имитируют, зрелые - крадут".
Курт Воннегут: "Найдите тему, которая вас беспокоит и которая, по-вашему, должна найти отклик в сердцах других людей. Именно это, а не языковые игры, предмет настоящей заботы, который станет самым захватывающим и притягательным элементом вашего стиля".
Марк Твен: "Пишите бесплатно, пока кто-то не предложит вам денег; если в течение трех лет этого не произойдет, значит, ваше призвание - пилить деревья".
Стивен Кинг
Стивен Кинг, провозглашенный самым успешным писателем современности, может похвастаться внушительным числом бестселлеров. "Как писать книги" - это отчасти программа, отчасти мемуары, отчасти размышление о жизни писателя. На этот труд Кинг решился после того, как его сбила машина. Как часто бывает после таких потрясений, он пересмотрел свое отношение к жизни и к собственному ремеслу. В ответ скептикам, которые не воспринимают популярного писателя как учителя хорошего стиля, знаменитый журналист Роджер Эберт сказал следующее: "Обнаружив в книге множество полезных и тонких замечаний о ремесле, я забыл о всяком снобизме".
"Описание начинается в писательском воображении, а заканчивается - в читательском".
"Все, о чем я вас прошу, - это старайтесь писать получше и помните, что писать наречия - человеческая слабость, писать “он сказал” или “она сказала” - совершенство богов".
"Начинается все вот с чего: поставьте стол в углу и каждый раз, когда принимаетесь писать, напоминайте себе, почему он не в середине комнаты. Жизнь - это не поддерживающая система для искусства. Все совсем наоборот".
"Давайте скажу прямо? Если у вас нет времени на чтение, то нет времени (и навыков) для письма. Все просто".
Ларри Филлипс "Эрнест Хемингуэй о писательстве"
При жизни Хемингуэй настаивал на том, что говорить о писательстве - пустая трата времени. Тем не менее он частенько размышлял на эту темы в своих рассказах, письмах, интервью и даже специальных статьях. Ларри Филлипс отобрал самые глубокие и остроумные высказывания Хемингуэя о личности писателя и важных составляющих ремесла. В тонкой брошюре рассказано о том, как себя дисциплинировать, как убирать лишний материал, - и все это из уст Хемингуэя.
"Все хорошие книги похожи тем, что они правдоподобнее действительности, и когда ты заканчиваешь читать, остается ощущение, будто все описанное произошло с тобой, а затем - что это принадлежит тебе: добро и зло, восторг, раскаяние, скорбь, люди, места и даже погода. Если ты можешь дать все это людям - значит, ты писатель".
"Нет никакого символизма. Море - это море. Старик - это старик. Мальчик - это мальчик, а рыба - рыба. Акулы все равны, нет акулы хуже или лучше. Весь символизм, о котором рассуждают люди, - это дерьмо собачье. То, что происходит по ту сторону - это то, что ты видишь, когда имеешь некие знания".
"Всю свою жизнь я смотрел на слова так, будто видел их впервые".
"Во-первых, нужен талант, большой талант. Такой, как у Киплинга. Потом самодисциплина. Самодисциплина Флобера. Потом нужно ясное представление о том, какой эта проза может быть, и нужно иметь совесть, такую же абсолютно неизменную, как метр-эталон в Париже, для того чтобы уберечься от подделки. Потом от писателя требуется интеллект и бескорыстие, и самое главное - умение выжить. Попробуйте найти все это в одном лице, при том что это лицо сможет преодолеть все те влияния, которые тяготеют над писателем. Самое трудное для него - ведь времени так мало - это выжить и довести работу до конца".
"Величайший дар хорошего писателя - это встроенный стрессоустойчивый детектор халтуры. Это писательский радар, и он есть у всех хороших авторов".
Мортимер Адлер, Чарльз ван Дорен "Как читать книги"
Такие книги называют "живой классикой" - "классика", потому что отображает фундаментальное представление о силе печатного слова, а "живая", потому что разъединяет понятия о силе слова и среде его восприятия, оставляя место для интерпретаций. От базисного чтения до беглого пролистывания, от анализа до скорочтения - советы Адлера пригодятся при чтении как научных трудов, так и художественной литературы. Самое интересное место в книге посвящено инь-яню - сплетению актов чтения и письма. Адлер отмечает, как важно фиксировать свои мысли на полях книги:
"Покупая книгу, вы делаете ее своим имуществом - таким же, как приобретенная одежда или мебель. Но в случае с книгами сам акт покупки - это прелюдия к обладанию. Полностью оно наступит только тогда, когда вы сделаете книгу частью себя, а самый лучший способ сделать себя частью книги - это делать в ней ремарки".
"Почему отметки на полях необходимы для чтения? Во-первых, это пробуждает вас - в самом широком смысле. Во-вторых, активное чтение - это размышление, а размышление обычно выражается в словах, устных или письменных. Если человек говорит, что он мысленно что-то понимает, но не может это объяснить словами, значит, он не понимает свои мысли. В-третьих, записи о собственных впечатлениях помогут вам запомнить мысли автора".
"Чтение должно быть разговором между вами и автором. Вероятно, он знает о предмете больше вас - в обратном случае вас бы не заинтересовала его книга. Но понимание - это двухсторонний процесс. Ученик должен задавать вопросы себе и учителю, пока не поймет, о чем идет речь. Ремарки на полях - это литературное выражение ваших разногласий или солидарности с автором. Это самая большая дань уважения, которую вы можете ему принести".
Константин Паустовский "Золотая роза"
Паустовский немало времени уделял анализу творческого процесса, хотя многими воспринимается исключительно как автор школьных рассказов о природе. Все свои мысли по поводу писательского мастерства он собрал в книге "Золотая роза" - пожалуй, самом лиричном пособии для литераторов. Паустовский рассказывает о том, что писатель должен различать цвета не хуже художника, что герои всегда начинают сопротивляться замыслу - и нужно к ним прислушиваться, а вот ходить всюду с записной книжкой необязательно. Все эти наставления подкрепляются метафорами, его личными примерами, высказываниями других писателей и новеллами. Так, в книге есть отдельный рассказ о том, что правильно расставленные точки могут спасти произведение. Но главное в "Золотой розе" - не обилие полезных советов, а искренний восторг, с которым Паустовский пишет о русском языке и которым он заражает любого, кто взял в руки эту книгу.
"Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию - замысел".
"Никогда нельзя думать, что вот этот куст рябины или вот этот седой барабанщик в оркестре понадобятся мне когда-нибудь для рассказа и потому я должен особенно пристально, даже несколько искусственно, их наблюдать. Наблюдать, так сказать, "по долгу службы", из чисто деловых побуждений. Никогда не следует насильственно втискивать в прозу хотя бы и очень удачные наблюдения. Когда понадобится, они сами войдут в нее и станут на место"
adme.ru