"Чёрная Пантера" в комиксах и кино

Mar 04, 2018 10:06

Если вы читаете elvenface, то знаете, что вчера он высидел в кино "Чёрную Пантеру"... И я, соответственно, тоже.

Я, в отличие от моих попутчиков, предварительно ознакомилась с комиксами - а именно, с серией "Black Panther" 2016 года, примерно с первой аркой (пятью выпусками). Этот комикс считается одним из лучших 2016 года и всячески расхваливается. Тем не менее, хотя он великолепно нарисован (не последнее и не гарантированное дело для комикса), с моей точки зрения он непроглядно скучен, пафосен и непонятен. До той степени, что я фактически просматривала выпуски как альбомы, а что же не самом деле произошло - понимала из предисловия к следующему выпуску.

Нет, дело не в знании английского (как подтвердят завсегдатаи журнала) и не в экзотике супергероического жанра (ещё во времена "безлимитного" четырёхчасового диал-апа я тратила его именно на комиксы). Но что я должна была подумать, когда Пантера вколол себе шприц с зелёной жидкостью, пошёл в очередной раз бить бандитов, но те его забили ногами (это не так уж неправдоподобно - позже поясню), взяли в плен, а потом советники Пантеры, смотря на происходящее по своим экранам, через наушник сказали ему "Всё прошло по плану"? Ах, так в зелёной жидкости были микро-видеокамеры, потому что Пантера - учёный на уровне Старка и смог их разработать! И им нужно было видео, чтобы обличить истинное лицо сепаратистов! Спасибо, описание следующего выпуска.

В общем, перед походом в кино elvenface сказал мне: по крайней мере фильм не будет хуже комикса. И действительно, события фильма были понятны больше, и он удерживал моё внимание лучше, но по неправильной причине: мир и сценарий фильма были настолько абсурдны, что заставили мозги кипеть. Выйдя из кинотеатра и сравнивая вслух элементы скучного комикса с абсурдным фильмом, я поняла, что комикс не так-то плох. И особенно - комикс не плох как сюжет про Африку с сильными и самостоятельными персонажами-неграми, то есть то, как фильм представляется по описаниям критиков, но совершенно не оправдывает.

Итак, отличия комикса и фильма.



Как видите, обложка второго выпуска (справа) - уже глоток свежего воздуха по сравнению с материалом фильма. Здесь есть простые вакандцы, вид с улиц города (города, а не переполненного людьми сельского базара в тени небоскрёба), а также конфликт, которому и посвящён комикс. В Ваканде - беспорядки и гражданская война. Страна фактически поделена бандитскими группировками, и единственное, что объединяет её многонациональный и социально разобщённый состав - это убеждённость, что монарх никуда не годится и всему виной. Мне кажется, очень подходящая тема для сюжета о вымышленной африканской стране. Если кто-то из "борцов за социальную справедливость" (для которых и снимался фильм) скажет, что это стереотипы об Африке и выражение того, что белые авторы просто хотят видеть негров в плену собственной междоусобицы - я отвечу, что, во-первых, комикс так же, как и фильм, делается чернокожими авторами; а во-вторых, какие именно проблемы поднимает и решает выдумывание не имеющей аналогов в реальности африканской страны, которая к тому же стояла в стороне всех непрекращающихся бед Африки?

В комиксе Пантера так же, как и в фильме, неуязвимый. Даже, возможно, более неуязвимый, потому что я не припомню звуковых пушек, которые могут пронзить вибраниум. Кажется, их выдумали для фильма, потому что не придумали, как по-другому создать угрозу герою. А вот в комиксе главная проблема героя - это привести в порядок страну и заодно обрести уверенность, что он действительно способен быть королём. Сомнения - его главный враг. Особенно учитывая, что и бандиты, и террористы (многие из которых верят, что борются за страну), и их жертвы - соотечественники, которых король должен оберегать. Неуязвимость от пуль не поможет от взрыва на главной площади, не вернёт жизни погибшим, не заставит захваченного террориста заговорить. Т'Чала может добиться этого только своим лидерством, умом и внутренним стержнем. Толпа бандитов может забить Т'Чалу ногами, если он не отбивается, пленённый внутренними сомнениями и неспособностью поднять руку на подданного.


В комиксе у Пантеры враги под стать: женщина (справа), которая способна усиливать внутреннюю боль людей (все их сомнения, ненависть - всё, что гложет); политолог, ставший террористом и мистиком; бывшая гвардия (те самые лысые воинственные женщины из фильма), поднявшаяся против короля во имя революции и власти народа; а также бессчётное число бандитов. Если бы Бэтмен был полностью неуязвимый в своём комиксе, это не помогло бы ему одним махом остановить организованную преступность. Супермен не может кулаками остановить голод в бедствующих странах. Так же и Т'Чала не может победить тяготы своего народа с помощью неуязвимости. К сожалению, несмотря на продуманную концепцию комикса, на деле он выглядит как последовательность красивых картинок, снабжённая бесконечным внутренним монологом героя и пафосными поучительными рассуждениями авторов.

Но в фильме... Ваканда выглядит как африканская клюква. Не понимаю, как чернокожие зрители могут говорить об этом фильме "наконец-то", когда он мало отличается от комического и унизительного изображения негров как чего-то примитивного и чуждого, как делали белые режиссёры до середины XX века.

Для сравнения. В фильме все политические процессы - совет, коронация и прочее - делается как минимум в традиционной одежде, со всеми полагающимися побрякушками, а зачастую и на открытом воздухе. Речь не о осовремененной традиционной одежде, которую носят послы арабских и африканских стран в ООН, а о настоящем параде-винегрете самых экзотических африканских нарядов. Почему диснеевскую "Покахонтас" ругают за синтетическую индейскую культуру, а Ваканду - хвалят? А вот закрытое заседание политического совета в комиксе:


Кто-то одет в униформу, кто-то - в представительную и выглядящую традиционной одежду, но без вычурной экзотики, а также есть два персонажа в одежде, соотносимой с исламом - неудивительно, учитывая, что это одна из доминирующих религий в Африке. Если читатель что-то знает об Африке, он увидит, что и авторы в ней разбираются то же, предположит, что в Ваканде живут настоящие живые африканцы с современным разбросом религий.

В фильме всё, что показывается от обычной жизни и обычных жителей Ваканды - это примитивно выглядящий рыночек, очень забитый народом, который, как хотят нам сказать авторы, образован, просветлён и свободен. Но что мы ожидаем увидеть от высокоразвитой, высокотехнологической страны - это что-то похожее на нас: с индустрией, университетами, прессой, модой, рекламой, интернетом, мемами, самиздатом, кафешками, парочками, алкоголем... Когда герои попадают в Южную Корею, они словно перескакивают в другой, настоящий мир. Контраст шокирует. А вот как выглядит городская Ваканда в комиксе:


Но Ваканда - не только большие города. Значительная часть территории - сельская и дикая. Например:


По-моему, это дерево - более интересная, запоминающаяся и менее броская африканская экзотика, чем всё, что показали в фильме. Также здесь вы видите типичную ситуацию в комиксовой Ваканде: пленённые беззащитные женщины. Во многих частях Африки женщины, действительно, почти бесправны. Это, опять же, отражает настоящую африканскую проблему. Что отражают пастухи и всадники на полях киношной Ваканды, радостно машущие пролетающему самолёту короля, и интеллигент, показывающий другу видео из интернета на голографических часах, сидя на деревянной лавке, стоящей на голой земле? То, что Ваканда "зажралась" и не имеет отношения ни к одной африканской реалии, даже к развитой ЮАР, виды которой сложно отличить от видов того же Нью-Йорка и где есть индустрия, реклама, мода, самиздат и так далее?

Наконец, духовный аспект. Киношные вакандцы прямо очень духовные: они не только поддерживают все ритуалы и традиции древнейших предков, но эти ритуалы ещё и работают: когда короля закапывают в землю Ваканды (подойдёт снег Ваканды) во время коронации, тот может напрямую общаться с духами предков. Признаться, было бы интереснее, если бы смысл ритуала был в том, что "плохого" короля просто никто не откопают. Не благословили-де предки. Это и говорило бы о мудрости древнего ритуала (и приверженности традициям), и как-то оправдывало бы их наследно-силовую передачу трона, а также избавило бы народ Ваканды от проблем в конце фильма. Но нет, ритуал - как наука: сделал - сработало. В комиксе мистике отведено гораздо более изящное место (ну, кроме того, что это суперсила некоторых суперзлодеев). Сестра Т'Чалы на момент начала комикса находится в коме, и тщетные попытки оживить её (а Т'Чала, как сообщает, но плохо показывает комикс, с его несколькими вышками на самом деле ощущает себя больше учёным) - один из источников горя для героя. Так или иначе, её сознание пока обнаруживает себя в "полях памяти" Ваканды, духовном измерении, где её наставляет материнская сущность о падении нравов в современной Ваканде.


Только здесь мы видим настоящие красоты Ваканды, образы её счастливых жителей во времена основания, покой, гармонию, согласие с природой - то, что в фильме является незаслуженной и не обоснованной сюжетно данностью современной Ваканды.

Ещё в комиксе, Мью упаси, нет никаких боевых носорогов. И гвардия является также авиацией, потому что в своих высокотехнических униформах они и летают, и стреляют из своих копий, а не ведут войну по заветам Спарты.

Так про что же на самом деле фильм, если это не переложение никакого комикса и не отражение никаких проблем?

Видимо, это всё-таки отражение проблем и подсознательных стереотипов, но сугубо американских. Фильм намеренно или стихийно создан ублажать идеологию "борцов за социальную справедливость". Поэтому чернокожим можно снисходительно обращаться и унижать единственного белого положительного персонажа, а тот, сотрудник американских спецслужб (!), виновато и между делом соглашается: "Да, в ЦРУ есть спецподразделение по развалу правительств африканских стран" - "И захвату ресурсов?" - "И захвату ресурсов". Поэтому женщины в фильме - только сильные, независимые и такие же пригодные к войне, как мужчины (в комиксе они сражаются в специальной броне, типа Железного Человека). Поэтому фильм преклоняется перед самобытностью африканской страны и ни в коем случае не выносит суждения: ей можно и без демократии. К тому же вера в демократию в США сильно пошатнулась после последних выборов и, может, многие не отказались бы, если бы избранного президента можно было бы вызвать на дуэль и победить. Наверное, если бы самобытность сопровождалась унижением женщин и беззащитностью масс, как в комиксе, зрители бы возмутились, но киношная Ваканда воспроизводит всю привлекательность африканской экзотики без побочных эффектов, свойственных таким странам в реальности. Правда, если бы в Ваканде были бы демократические выборы (за что борятся сепаратисты в комиксе), проблемы из второй половины фильма не было, и непонятно, как вообще страна с таким устройством дожила до наших дней процветающей - типа, в отличие от европейских монархов, в линии Т'Чалы не было ни одного непросвящённого властителя и ни у кого не было амбициозных родственников, готовых на интриги и войну ради трона... В этом плане другое вымышленное африканское королевство, земли прайда Муфасы, выглядит правдоподобнее.

Но страшнее всего после этого наблюдать, что пресса, кинокритики и даже обычные блоггеры, даже на которых я подписана, восхваляют фильм, приписывая ему всё, что они от него ожидали, но чего в нём нет, и называют его поворотным моменом в истории африамериканцев! Где их глаза? Где их мозги? Как они могут говорить, что чёрное - это белое (или, в данном случае, что белое - это чёрное)? Что это за массовый гипноз? Почему только некоторые способны делать собственные заявления против этой бессознательной массы, и то осмеливаются лишь сказать, что фильм "нормальный, но не более того"? Только не говорите, что это потому что "люди в большинстве своём тупые", а то мне придётся писать пост о развеивании этого мифа, а времени на это нет...

обзоры

Previous post Next post
Up