Поначалу всё было очень хорошо. Мы с Катей подсели на пособия Земцовой, после чего Катя начала в предложениях употреблять числительные. Чаще всего она искала вторые экземпляры своих или кукольных носков, варежек. Это было очень круто! Я читала у математика Звонкина, что как раз физически ощущать счёт - самое главное для ребёнка. Цифры и пустой счёт: "Один, два, три, четыре, пять" менее полезен.
Рано обрадовавшись тому, что Катя так шустро освоила счёт, я начала учить её числовой последовательности. Катюшка-барашек выучила её, как "два, три, восемь, один" и теперь радостно меня поправляет, во всех играх! Только, играя в прятки, считает правильно, потому что там в рифму "раз, два, три, четыре, пять - я иду тебя искать!" )))
1. Физическое ощущение счёта. Первые шаги:
Всё началось с того, что я считала вслух всё, что видела: лестничные ступеньки, колечки пирамидки, матрёшек, носки и варежки, поглощаемые конфеты, части тела, пуговицы и прищепки.
2. Увеличиваем последовательность:
Постепенно начали считать дальше - до 5, до 10.
В этом очень здорово нам помогали инсценировки сказок и рассказов.
"Козлёнок, который умел считать до 10":
3. Одновременный счёт разных предметов:
Потом я ввела одновременный счёт разных предметов или одинаковых предметов разного цвета. В обучении использую игры, которые нравятся Кате.
4. Вводим цифры:
По Доману, хорошо, когда цифра соответствует количеству точек, ну а потом уже количеству предметов.
(ссылка) можно скачать бесплатно на сайте-источнике
(ссылка) (ссылка) можно скачать бесплатно на сайте-источнике
(ссылка) 5. Учим цифры:
Катя проявила сильный интерес к взрослым настольным играм. И я, воспользовавшись этим, пыталась с Катей цифры немного учить, искать одинаковые, строить последовательности:
Румикаб:
Свинтус:
На зарубежных сайтах очень много принтов, на которых можно искать одинаковые цифры, раскрашивая, соединяя, залепливая. Например, таких:
(ссылка) можно скачать пока бесплатно
Каждый ребёнок индивидуален. Кто-то лучше всего запоминает картинку, а кому-то нужно написать, нарисовать, построить. Одному малышу очень понравилось, когда я считала гвозди, которые он забивал в икеевской стучалке.
Можно стучалку пронумеровать:
(ссылка) (ссылка) Можно даже вылавливать шарики:
(ссылка) Легоцифры:
(ссылка) Шаблоны для выкладывания цифр:
(ссылка) можно скачать бесплатно на сайте-источнике
6. Больше - меньше
Параллельно изучаем понятия много, мало, больше, меньше.
Звонкин в своей книжке "Малыши и математика" предлагает использовать не только одинаковые предметы для сравнения их количества, но и разные. Например, что больше 2 боба или 3 гречинки? По размеру кучки или по количеству? При этом сам вопрос важнее ответа. Малыш необязательно дает правильный, но он задумывается.
(ссылка) 7. Часть и целое. Дроби:
Кормим пиццей гостей:
8. Читаем книги:
http://www.labirint.ru/books/357558/ http://www.labirint.ru/series/27996/ http://www.labirint.ru/books/442669/http://www.labirint.ru/books/265294/http://www.labirint.ru/books/465568/ 9. Играем в игры:
Самые простые ходилки:
Числовые пазлы:
(ссылка) ссылка на другие карточки, с совами, их можно скачать для игры с прищепками
Карточки от 1 до 10:
(ссылка) можно скачать бесплатно на сайте-источнике
Карточки от 11 до 20:
(ссылка) можно скачать бесплатно на сайте источнике
(ссылка) можно скачать бесплатно на сайте-источнике
Домино:
(ссылка) Адвент-календарь:
Свечи на торте:
(ссылка) Кто больше соберёт предметов, бросая кубик.
(ссылка) Рыбки делятся между участниками (по 15 штук). Карточки с цифрами переворачиваются из колоды по очереди. Соответствующее число рыбок скармливается пингвину. Побеждает участник, избавившийся от своих рыбок быстрее.
(ссылка) можно скачать шаблоны на сайте бесплатно
Тоже забавная игра. В чью берлогу заберётся больше мишек.
(ссылка) И ещё одна соревновательная игра на внимательность. Кто быстрее закроет все кости. Игра на внимательность, так как на рисунке есть одинаковые кости. То же самое можно сделать и с цифрами
(ссылка) можно скачать шаблоны беспатно с сайта
10. Играем в Лего::
(ссылка) (ссылка) (ссылка) можно скачать бесплатно на сайте-источнике
Подводя итоги:
Катя - девочка довольно притязательная. В силу своего характера и богатой развивающей среды, её простыми карточками уже не увлечь. Схватывает на лету, но не хочет этого. Заниматься насильно не по мне. А искать что-то для неё одновременно и трудно, и увлекательно. Например, что-то вроде подбери количество пуговиц к этому пальто, Катя не будет делать ни за что. Бабушка на мои пособия так говорит: "Наташенька, это же скучно!!!!"
Всему миру, значит, интересно и весело, а им.. Вообщем, именно поэтому наше сегодняшнее занятие по математике - моя особенная гордость :) Катя всё делала с удовольствием!
Достали пробковую доску, сажали разноцветные яблоки и сливы, раскрашивали и складывали в корзинки. На доске получилось 2 варианта одной и той же игры: цветное дерево со сменной цифрой и 5 черно-белых деревьев. Катя играла только потому, что представляла и вспоминала свою дачу ))))
Пару раз мы построили числовой ряд. Я просила Катю повесить цифры на свои места в том же порядке. То же самое можно сделать и на магнитной доске. Тогда роль яблок будут играть не гвоздики, а магниты.
Ну а потом, я ввела девочек-принцесс. Мы их нарядили в платья из цветной бумаги, застёгнутые на пуговицы разного количества, короны надели и отправились на День Рождения одной из них. Катя выбрала ту, у которой было 3 пуговицы и я сказала, что значит, ей три года. Мы сделали пластилиновый торт, воткнули в него 3 свечи, цифру три, Катя радостно задула, подарки подарили, торт поделили, всё на доске посчитали. Вообщем, сказка )
Как итог, Катя знает цифры от одного до 9, путается, конечно, сильно, единицу с семёркой. Ноль категорически не признаёт, говорит, что это буква О :)))) Вообщем, начало положено. Завтра ещё в пингвина поиграем :)
Поиграли в пингвина. Влюбились :)
К тому же хулиган-пингвин ещё и заморозил наши цифры:
Пришлось их оттаивать горячей водой из чайника и складывать на место:
Ребёнок был в полном восторге. Даже больше, чем от классиков:
А ещё Катюшке по душе, к моему большому удивлению, пришлись игры на счёт с лего: и дома, и грузовик.
Читать часть первую "Учимся различать цвета"
(ссылка)Читать часть третью "Учимся играть по правилам"
(ссылка)