Я помню вальса звук прелестный - Русские вальсы (часть 2)

Dec 06, 2015 18:13



Купеческий бал (1899)
                                  Куликов Иван Семёнович (1875-1941)

image Click to view



Александровский Вальс
                                  Исполняет Оркестр балалаек Константина Полянского




        
        

Иван Семёнович Куликов, родился в 1875-ом году в Муроме в семье крестьян, - русский и советский художник, живописец, мастер портретов и бытовых сцен.

В 1893-ем году по рекомендации художника Морозова, который иногда проводил лето в Муроме, родители направили его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге.
В ноябре 1893-го года Куликов едет в Петербург, становится помощником в мастерской А. И. Морозова, который в то время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения.
В 1894-ом году Куликова принимают в школу Общества поощрения художеств.
Весной 1898-го года по ходатайству Ильи Ефимовича Репина Куликов становится учеником Академии художеств.
В ноябре 1902-го года Куликов оканчивает Академию художеств. Его конкурсная работа "Чаепитие в крестьянской избе" (1902) была удостоена Большой золотой медали и дала ему право на заграничную командировку.
C 1903-го по 1905-й год - на правах пенсионера Академии художеств Куликов предпринимает поездки в Италию и Францию.
В 1915 году за цикл картин о Муроме Куликов удостаивается звания академика живописи.
С 1919 года Куликов работал в Муромском музее, ныне одном из значительных во Владимирской области, руководил художественным отделом.

Умер художник в декабре 1941-го года в родном городе Муроме.


        
        



image Click to view



Александр Глазунов (1865-1936) - Концертный вальс N1
Исполняет - Оркестр Михайловского театра

Государственный Эрмитаж (6.03.2013)


               
               

image Click to view



Антон Рубинштейн (1829-1894) - Вальс-каприс
Исполняет - Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии (2007)
Дирижер - Юрий Симонов


               
               

image Click to view



Николай Лысенко (1842-1912) - Вальс Венеры из оперы "Энеида"
Стихи - Иван Котляревский
Поёт - Елизавета Чавдар

Запись на Украинском телевидении (1962)

Почему Николай Витальевич Лысенко попал в русские композиторы, когда всякие-разные источники причисляют его к композиторам украинским? Потому что лично мне трудно себе представить, чтобы человек, домашним учителем которого был известный русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1886), был украинцем. Да собственно, во времена детства и юности Лысенко никаких украинцев и не было, а были малороссы - русские люди, жившие в Малороссии, многие из которых говорили на малороссийских наречиях так же, как и многие великороссы - русские люди, жившие в большой России, говорили на наречиях, которые бытовали в их местностях. Объединил все эти наречия литературный русский язык, собранный из наиболее употребляемых слов и оборотов всех русских наречий и специально созданный для деловодства и применения в образовательной и литературной сферах. Начало создания литературного русского языка было положено при Петре I, а потом наиболее значительный вклад в его формирование внёс Александр Сергеевич Пушкин, за что ему наша великая благодарность.
С того времени, как была ликвидирована неграмотность, подавлюящее число русских людей уже не только пишет, но и говорит на литературном русском языке.


               
               



image Click to view



Табакерочный вальс (1845)                                                                            Музыкальная табакерка
                              Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869)                                                            Франция (конец XVIII века)
                                        Партия фортепиано - Михаил Коллонтай



Есть целая группа вальсов, объединённая названием "Старинные вальсы". Хотя не такие уж они и старинные - написаны в последнем десятилетии XIX века - начале XX века. Среди них выделяются "Старинные русские вальсы" - вальсы, написанные в России. Причём авторы этих вальсов - военные капельмейстеры. Почему? Потому что тогда было принято, чтобы по воскресеньям и праздникам в городских садах играл духовой оркестр, развлекая гуляющую публику, кроме того, оркестры приглашали играть на балах. Чаще всего это были военные оркестры. Вот для этой цели вальсы и писались.



Алексей Лямин - Бал


        
        

Алексей Лямин родился в 1957-ом году, в 1982-ом году окончил Академию художеств, сделал несколько эстампов на тему Куликовской битвы. Потом уехал во Францию. С тех пор о его жизни известно мало, кроме того, что он принимал участие в парижском издании русской классики, в частности, "Маскарада" Лермонтова. Да, и называет он теперь себя Alexei de Lyamine.
Рисует картины из жизни высшего общества XIX века.

Моё личное отношение к этому художнику сложное: с одной стороны, рисует он хорошо, кроме того, картины его весьма эффектны, а с другой стороны, тематика его картин, судя по всему, диктуется исключительно конъюнктурой современного рынка живописи за рубежом. Ну, а это
"де Лямин" с ударением на последнем слоге и вовсе из серии "пустите Дуньку в Европу!"(с) )))


        
        

image Click to view



Николай Бакалейников - Вальс "Грусть"


Николай Романович Бакалейников (1881-1957) - российский и советский музыкант и композитор.

Окончил Московскую консерваторию по классу флейты. Работал дирижером и хормейстером в театральных труппах Москвы и Санкт-Петербурга (1900-1905), солистом оркестра Большого театра (1905-1919), участвовал в "Русских сезонах" Сергея Дягилева в Париже (1910).
1914-1919 - служил капельмейстером военных оркестров в Москве.
Бакалейников сочинял музыку для выступлений Александра Вертинского, которые проходили в московском артистическом клубе "Алатр" (1914-1917).
С 1919-го года Бакалейников работал дирижером в Киеве, где в 20-х годах был назначен начальником оркестров штаба Киевского военного округа.
В 1931-ом году он переезжает в Свердловск, становится дирижером балетных спектаклей Театра оперы и балета им. А.В. Луначарского, позднее - дирижером филармонического оркестра, заведует музыкальной частью Свердловского драматического театра (1933-1949), где им была написана музыка более чем к 50-ти спектаклям. Преподавал в созданной в 1934-ом году Свердловской консерватории.
1939-1941 - директор Свердловской консерватории.

Умер композитор в 1957-ом году в Свердловске.


               
               

Часто-густо случается, что музыкаль­ные произведения, снискавшие любовь слушателей в своё время, постепенно начинают терять популярность и наконец забы­ваются совсем, уступая место другим. Но проходят годы, деся­тилетия, и, казалось бы, навеки забы­тые мелодии вдруг приобретают вторую жизнь. Нечто похожее случилось со старинными русскими вальсами - "Амурские волны", "На сопках Маньчжурии", "Березка". В их судьбе много общего. Все они написа­ны в начале двадцатого века и их ав­торы - военные дирижеры, служив­шие на Дальнем Востоке.





Макс Кюсс - Вальс "Амурские волны" (1909)
Слова - Серафим Попов (1944)

Исполняет Ансамбль песни и пляски Российкой армии имени Александрова
Дирижёр - Игорь Раевский


               
               



В Википедии пишут, что автор "Амур­ских волн" - российский и советский военный музыкант, капельмейстер и композитор Макс Авельевич Кюсс, родился в Одессе в 1874-ом году в бедной еврейской семье. Там же закончил музы­кальное училище и стал военным дирижером. Однако биографический документ Макса Авельевича Кюсса, который хранится в Российском государственном военно-историческом архиве, говорит совсем о другом. Как выяснилось позже, это практически единственно верный документ, так как это послужной список или попросту - анкета, заполненная рукой самого Макса Кюсса в 1911-ом году. Здесь же автограф маэстро, удостоверивший подлинность данных. Вот вопросы анкеты и ответы Кюсса:

"Когда родился? 1877 года, марта 5-го.
Из какого звания происходит? Из мещан.
Из какой губернии уроженец? Города Щавельска (Шауляя).
Какого вероисповедания? Лютеранин."

Любопытная деталь: вероисповедание "лютеранин" говорит о том, что Макс Кюсс был из так называемых выкрестов - тех, кто сменил своё вероисповедание на христианское. Таким образом Макс Кюсс не еврей, ибо "еврей" это вероисповедание, а не национальность. Но в советское время в этом вопросе бытовала изрядная путаница, именно поэтому Макс Кюсс в анкетах советского периода в графе "национальность" сначала называл себя "лютеранин", потом "немец", так как его родным языком был немецкий, а именно родной язык, в первую очередь, определяет национальность человека (не путать с этническим происхождением), и наконец "еврей".
Известно, что в России евреи нередко принимали лютеранскую веру, дабы избежать ограничений, существовавших для иудеев. Лютеране, в отличие от представителей других христианских конфессий, могли сочетаться браком с иудейками. Первая жена Макса Кюсса как раз была еврейкой.
Почему так подробно пишу об этой, казалось бы, малозначительной детали биографии композитора, да потому что именно она сыграла роковую роль в его жизни.

Еще в школе Макс проявил незаурядные музыкальные способности. Работая учеником жестянщика, он на сбереженные деньги брал уроки музыки. Все говорили, что ему необходимо поступить в музыкальное училище, но такое его родителям было не по карману. Однако, как это иной раз случается, вмешалась судьба: Макс Кюсс стал воспитанником военного духового оркестра. Нашлись добрые люди, которые дали юному музыканту рекомендацию в Одесское музыкальное училище, куда он был принят на дирижерское отделение.

В 1903-ем году Макс Кюсс полу­чил назначение в 11-й Восточно-Си­бирский полк. Во время службы в полку он и со­чинил знаменитый вальс, который был издан во Владивостоке. Свое произ­ведение автор посвятил обществен­ной деятельнице, члену правления Владивостокского отделения "Об­щества повсеместной помощи по­страдавшим на войне нижним чинам и их семьям" - Вере Яковлевне Кириленко, жене своего полкового командира. Беря во внимание это посвящение, многие, кто писал о Максе Кюссе и его знаменитом вальсе, утверждали, что между Максом Авельевичем и Верой Яковлевной существовало взаимное чувство, однако не сохранилось никаких писем, подтверждающих этот факт, и воспоминаний современников по этому поводу тоже нет.

В годы первой мировой войны Кюсс был переведен в одну из диви­зий, сражавшихся на Западном фронте, затем - в Отдельный ба­тальон георгиевских кавалеров.
Пос­ле революции композитор служил в рядах Красной Армии. Демобили­зовавшись в 1927-ом году, Кюсс вернул­ся в Одессу. Здесь он руко­водил самодеятельными оркестрами, преподавал в военно-музыкальной школе, где учились будущие армей­ские оркестранты и дирижеры.

Жизнь Макса Авельевича оборва­лась трагически: во время оккупации Одессы, в 1942-ом году, его расстреляли в одесском гетто.


               
               

12 апреля 1961-го года - как раз в то время, когда майор Юрий Алексеевич Гагарин совершал свой легендарный полёт на космическом корабле "Восток", в Хабаровске работала радиостанция по КВ-каналу. Передавались "Амурские волны".

Полноценная двухсторонняя связь с космическим кораблём была установлена в период с 9.53 до 10.57. В своём бортовом журнале Юрий Алексеевич Гагарин записал:
"9.33. Вышел в тень Земли.
9.42. В тени. Самочувствие хорошее. Слышу "Амурские волны"."


               
               

image Click to view



黑龙江的波浪 Амурские волны Amur Waves [汉语 Chinese version]
Макс Кюсс - вальс "Амурские волны"
Исполняет мужской хор Народной вооружённой милиции Китая

Народная вооружённая милиция Китая - составная часть Вооружённых сил Китайской Народной Республики, внутренние войска КНР. Состоит из подразделений внутренней охраны, охраны золотых запасов, лесов, гидроэлектростанций, транспорта, пограничных войск, войск общественной безопасности, пожарных частей и частей охранения. Численность народной вооруженной милиции составляет около 1,3 миллиона человек.

1 300 000 только военных милиционеров! Вы себе представляете?
Да, и вообще-то мне хотелось бы знать, о чём поют эти китайские милиционеры. Я понимаю, что Амур - река пограничная, как для России, так и для Китая, но всё же... Иди знай, что там у них на уме.)))



image Click to view



Илья Шатров - вальс "На сопках Маньчжурии"
Играет Центральный военный оркестр МО РФ

Вальс посвящён русским воинам, погибшим в русско-японской войне.

В феврале 1905-го года, в ходе русско-японской войны, 214-й резервный Мокшанский пехотный полк принял участие в сражении под Мукденом и Ляояном. В одном из боёв полк был окружен японцами и постоянно подвергался атакам противника. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник Петр Побыванец отдал приказ: "Знамя и оркестр - вперед!"
Капельмейстер Илья Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть боевой марш и повел оркестр вперед за знаменем полка. Воодушевленные музыкой солдаты ринулись в штыковую атаку. Полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и, в конце концов, прорвал окружение.

В этом бою погиб командир полка, из четырёхтысячного состава полка в живых осталось только семьсот человек, а из состава оркестра (шестьдесят человек) - всего семь музыкантов.
За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены георгиевскими крестами, капельмейстер Илья Шатров офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами (второе в истории подобное награждение капельмейстера), а сам оркестр удостоен серебряных труб.


               
               


Илья Алексеевич Шатров родился в 1885-ом году в уездном городе Землянске, ныне в Семилукском районе Воронежской области, в семье отставного унтер-офицера, - российский и советский капельмейстер и композитор.

С детских лет Илья выделялся необычайной музыкальной одаренностью - самостоятельно научился играть на балалайке и гармошке.
После смерти отца (1893) был определён воспитанником во взвод трубачей Гродненского гусарского лейб-гвардии полка, где он научился играть на барабане и трубе. По ходатайству командира полка был направлен и, в порядке исключения, принят на учёбу в Варшавский музыкальный институт, который окончил в 1900-ом году.

В 1903-ем году принял музыкальную команду Мокшанского резервного батальона в Пензенской губернии (преобразован в 214-й резервный Мокшанский пехотный полк в 1904-ом году).
С началом русской-японской войны полк был отправлен на Дальний Восток.
Уже после русско-японской войны Илья Шатров написал несколько вальсов и других музыкальных пьес, но самым популярным из них стал вальс "На сопках Маньжурии".

После революции Илья Алексеевич Шатров вступил в Красную армию, где служил, как и прежде, капельмейстером. После Гражданской войны демиболизовался, но с 1935-го по 1938-ой и с 1941-го по 1951-ый опять был военным дирижёром.

После Великой Отечественной войны Илья Алексеевич Шатров долгое время руководил оркестром Кировабадского гарнизона в Закавказском военном округе.
В 1951-ом году гвардии майор Илья Шатров вышел в отставку и стал заведовать музыкальной частью в Тамбовском суворовском училище.
Умер музыкант в Тамбове в мае 1952-го года.



image Click to view



Вальс "Берёзка"
Композитор - Евгений Дрейзин (1878-1932)
Стихи - Александр Безыменский (1898-1973)
Танцует и поёт - Государственный академический хореографический ансамбль "Берёзка"

Фрагмент из кинофильма "Девичья весна" (1960)

Статуэтка "Берёзка"
                                                                                                                                                 Дулёво - 1960-е годы


               
               


Евгений Михайло­вич Дрейзин (1878-1932) - российский и советский капельмейстер и композитор.

Евгений Михайлович Дрейзин родился а Полтаве в семье драматических актеров. Образование получил в Мо­сковской консерватории.
В 1903-ем году Дрейзин стал дирижером военного оркестра на крейсере "Аскольд", потом был переведен в 26-й Восточ­но-Сибирский полк.
Во время русско-японской войны Дрейзин принимал участие в оборо­не Порт-Артура, за что был награжден боевыми орденами. После сдачи крепости в числе других защитников попал в японский плен и находился в лагере Мацуяма.

По освобождении из плена служил в своём полку в Иркутске. Занимался и преподаванием в кадетском корпусе и сочинял музыку вальсов, маршей и романсов. В составе 7-й Сибирской стрелковой дивизии был на Северо-Западном фронте первой мировой войны, где был ранен.

Начиная с 1918-го года Евгений Дрейзин работал в Калуге, а с 1925-го года в Керчи преподавателем музыки и руководителем самодеятельных духо­вых оркестров.

В марте 1930-го года вернулся в Калугу по настоятельной просьбе приезжавших оттуда музыкантов.
Последние месяцы жизни Дрейзин жил и работал в посёлке Полотняный Завод.
Умер Евгений Михайлович Дрейзин в Калуге в 1932-ом году.

Вальс "Березка" написан композитором в 1911-ом го­ду. Тему его первой части автор заимствовал из популярного в свое время романса Антона Григорьевича Рубинштейна "Разбитое сердце", текст которого начинается словами: "Я видел бе­резку - сломилась она...".



image Click to view



Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894) - романс "Разбитое сердце"
Слова Рудольфа Левенштейна (перевод с немецкого В.Крылова)
Поёт - Соломон Хромченко (1907-2002)



ПЕРВАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА



Дмитрий Кардовский (1866-1943) - Бал в петербургском дворянском собрании (1913)



image Click to view



Китлер Герольд Лаврентиевич - Вальс "Ожидание"

К сожалению, кроме того, что Герольд Китлер (Herold Kittler) в начале XX века был капельмейстером 6-го гренадерского Таврического полка 2-й гренадерской дивизии, о нём ничего больше не известно.


        
        

Дмитрий Николаевич Кардовский (1866-1943) - российский и советский художник, график и педагог, профессор. Академик Императорской Академии художеств (1911). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1929).

1891-й год - закончил юридический факультет Московского университета
1896-й год - закончил Академию художеств.
В 1896-1900-х годах жил и учился за рубежом, в известной школе А.Ажбе в Мюнхене.
В 1902-ом году удостоен звания художника.
С 1903-го года на преподавательской работе в Академии художеств, помощник в мастерской Репина. Один из учредителей "Нового общества художников", просуществовавшего до 1917-го года.
1920-1930-х годах преподавал во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе.
В 1933-1934-х годах преподавал во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде.
В 1941-1943-х годах жил в своём доме в Переславле-Залесском.
Умер художник в феврале 1943-го года. Похоронен на территории переславского Горицкого монастыря.


        
        

Илья Шатров, Макс Кюсс, Евгений Дрейзин, Иван Куликов, Дмитрий Кардовский, вальс, Николай Бакалейников, композиторы, Алексей Лямин, художники

Previous post Next post
Up