Концерт для скрипки N1 был написан Никколо Паганини в Италии между 1817-ым и 1818-ым годами. В этом концерте полностью проявилось всё техническое мастерство Паганини.
В концерте ощущается большое влияние стиля итальянского бельканто, и, особенно, стиля младшего современника Паганини - Джоаккино Россини (1792-1868).
В рукописи первого скрипичного концерта Паганини оркестровые партии были написаны в тональности ми-бемоль мажор, а сольная партия скрипки - в ре-мажор. При этом имелась закрытая дополнительная инструкция для настройки скрипки: скрипка должна была быть настроена на полтона выше (метод, известный как "scordatura", что в переводе на русский означает "расстройка"). Это даёт солисту возможность достижения эффекта исполнения концерта в ми-бемоль мажор, которое не было бы возможным при нормальной настройке скрипки.
Паганини засекретил эту дополнительную инструкцию, чтобы избежать копирования другими музыкантами своих технических трюков.
Далеко не все современные зрители знают, что Паганини специально настраивал свой инструмент для исполнения этого концерта.
Первой публикацией концерта стала версия руки неизвестного композитора, в которой и партия скрипки, и оркестровка полностью были написаны в ре-мажор. Остаётся неизвестным, почему оркестровые партии были переписаны в ре-мажор. Эта оркестровка не имеет ничего общего с партитурой Паганини. Именно по причине частой путаницы с ключами произведения и в наше время, к сожалению, концерт часто исполняется в неправильном ключе.
Австралийский пианист и композитор Лесли Ховард (родился в 1948-ом году в Мельбурне), известный своими работами о современнике Паганини Ференце Листе (1811-1886), подготовил к публикации издание концерта, в котором оркестровка представлена в правильном ключе - в ми-бемоль мажор, со ссылками и на рукописи Паганини, и на первое не вполне корректное издание концерта.
Издание Первого скрипичного концерта Паганини в редакции Ховарда стало первой опубликованной версией, совпадающей с версией самого Паганини.
Издание Лесли Ховарда было опубликовано в Риме в 2007-ом году Итальянским институтом истории музыки (Istituto Italiano La Storia della Musica). Это научное издание включает в себя факсимиле с оригинала рукописи Паганини, сольную партию, а также все дополнительные детали, которые добавлялись время от времени.
Концерт состоит из трёх частей:
1.Allegro
2.Adagio
3.Allegro spirituoso
Никколо Паганини (Niccolò Paganini) родился 27 октября 1782-го года в Генуе - итальянский скрипач-виртуоз и гитарист, композитор.
Никколо был третьим ребёнком в многодетной семье портового грузчика Антонио Паганини. Позднее отец Никколо держал в порту лавку, а при переписи населения Генуи, выполненной по приказу Наполеона, был назван "держателем мандолин".
Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет - на скрипке. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал его, если он не проявлял должного прилежания, и это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье.
В детские годы Никколо Паганини написал несколько произведений для скрипки, которые, к сожалению, не сохранились. Эти пьесы были трудны, однако мальчик их успешно играл. Вскоре отец Никколо отправил сына на обучение к скрипачу Джованни Черветто.
С 1793-го года Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях. В то время в Генуе и Лигурии сложилась традиция исполнять в церквях не только духовную, но и светскую музыку.
В том же году он прошёл обучение у Джакомо Коста, пригласившего Никколо играть в соборе Сан Лоренцо, капельмейстером которого он был.
Портрет Паганини (1819)
Жан Огюст Доменик Энгр (1780-1867)
Первый публичный концерт или, как тогда говорили, академию Никколо дал 31 июля 1795-го года в генуэзском театре Сант-Агостино. Сборы от концерта предназначались на поездку Никколо в Парму для обучения у знаменитого скрипача и преподавателя Алессандро Ролла.
В тот день, когда отец и сын Паганини посетили Ролла, последний был болен и не собирался никого принимать. В комнате рядом со спальней больного на столе лежали ноты концерта, написанного Ролла накануне, и скрипка. Никколо взял инструмент и сыграл с листа это произведение. Удивлённый Ролла вышел к гостям и, увидев, что его концерт играет мальчик, заявил, что уже не может ничему научить его.
В начале 1797-го года Паганини вместе со своим отцом предпринял первое концертное путешествие, в их маршрут были включены Милан, Болонья, Флоренция, Пиза, Ливорно.
Осенью 1801-го года Никколо приехал в Лукку. Начался самостоятельный период в творчестве музыканта - без опеки отца. В декабре 1801-го года Никколо Паганини получил должность первой скрипки Луккской республики. В этом городе он провёл несколько лет.
По воспоминаниям самого Паганини, первое время самостоятельной жизни кроме страсти к женщинам, им владела любовь к карточной игре. Часто он проигрывал всё, и "только моё собственное искусство могло спасти меня", но он сумел отказаться от азартных игр и более никогда не прикасался к картам.
Элиза Бонапарт, ставшая, благодаря своему брату, княгиней Пьомбино, Лукки, Массы, Каррары и Гарньяфо пригласила Никколо в Тоскану. Паганини получил титул "придворного виртуоза" и одновременно был назначен капитаном личной гвардии княгини.
В 1808-ом году Паганини получил длительный отпуск и отправился с концертами по Италии. Постепенно у него сформировалась своя собственная, отличная от других скрипачей, исполнительская манера.
Музыкант поражал публику своим умением играть на 3-х, на 2-х и даже на одной струне.
Некоторое время Паганини провёл при туринском дворе Полины Бонапарт - княгини Боргезе, приходившейся сестрой Наполеону так же, как и Элиза.
Во второй половине 1808-го года Паганини по приглашению Элизы Бонапарт приехал во Флоренцию.
В конце 1812-го года он оставил тяготившую его придворную службу и покинул Флоренцию.
Слава Паганини возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. Музыкант везде пользовался огромной популярностью. В Германии он купил титул барона, который передавался по наследству.
Постоянные гастроли и частые выступления подорвали здоровье музыканта. В сентябре 1834-го года Паганини решил закончить свою концертную карьеру и вернулся в Геную. Он постоянно болел, однако в конце декабря 1836-го года выступил в Ницце с тремя концертами.
В октябре 1839-го года совершенно больной Паганини в последний раз приехал в родную Геную.
Последние месяцы своей жизни он не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а болезни уже не поддавались лечению. Истощение было столь сильным, что он не мог взять в руку смычок, его сил хватало лишь на то, чтобы перебирать пальцами струны лежащей рядом скрипки.
Никколо Паганини скончался в Ницце 27 мая 1840 года.
Скрипка, на которой играл Паганини, работы мастера Гварнери, была им завещана родному городу - Генуе. Эта скрипка носит имя "Вдова Паганини".
Вдова Паганини
Начиная с 1954-го года, в Генуе проводится международный Конкурс скрипачей имени Паганини. В конкурсной програме исполнение произведений Никколо Паганини является обязательным. Победителю конкурса предоставляется возможность сыграть на скрипке великого маэстро.
Многие советские и российские скрипачи были победителями этого конкурса. В 1963-ем году победителем Конкурса скрипачей имени Паганини стал мой земляк - львовянин Олег Крыса.
Click to view
Николо Паганини - Первый концерт для скрипки с оркестром
Исполняет Леонид Коган
Интерпретация Первого концерта Паганини на гастролях Леонида Когана во Франции была воспринята как сенсация. Французская критика писала: "Кажется, будто сам Паганини находится на эстраде и играет собственный концерт..."
Коган Леонид Борисович, родился в 1924-ом году в Екатеринославе (ныне - Днепропетровск, Украина), - советский скрипач и педагог. Народный артист СССР (1966). Лауреат Ленинской премии (1965).
С 1933-го года учился в Москве.
С 1936-го года - в Центральной музыкальной школе.
В 1948-ом году окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского.
В 1951-ом году - победа на конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе.
В 1953-ем году - окончил аспирантуру при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского.
С 1944-го года - солист Московской филармонии.
С 1952-го года и до конца своих дней преподавал в Московской консерватории.
С 1963-го года - профессор консерватории.
Леонид Коган был непревзойдённым исполнителем сочинений Никколо Паганини - в 1982-ом году он озвучил скрипку великого гения в фильме "Никколо Паганини".
Леонид Борисович Коган умер 17 декабря 1982 года от сердечного приступа под Москвой в городе Мытищи во время поездки на поезде из Москвы на концерт в Ярославль, где он должен был выступать со своим сыном скрипачом Павлом Коганом.
Похоронен музыкант в Москве на Новодевичьем кладбище.
Никколо Паганини (1982) - телевизионный художественный фильм производства СССР - Болгария,
снятый на киностудии "Ленфильм"
Как и Паганини, Леонид Коган всем скрипкам предпочитал инструмент, изготовленный кремонским мастером Гварнери дель Джезу. В этом фильме звучит музыка в исполнении Леонида Когана. Играл он именно на скрипке дель Джезу, купленной в 1958-ом году. И прожил Леонид Коган ровно столько, сколько и Паганини, - 58 лет.
Фильм был снят по мотивам замечательной книги Анатолия Корнелиевича Виноградова (1888-1946), написанной в 1936-ом году, - "Осуждение Паганини" - и приурочен к 200-летию со дня рождения великого итальянского скрипача и композитора.