Aug 16, 2012 19:21
Итак, ученик успешно получил посвящение у квалифицированного мастера. А что должно происходить дальше? Об этом мы сегодня и поговорим.
После того, как ученик получил посвящение, ему нужно постараться освоить те учения и практики, которые были ему переданы. Он должен работать над своей дисциплиной, стремиться к соблюдению нравственности. Мы же становимся учениками не для того, чтобы вступить в ещё одни социальные отношения; мы ими становимся, чтобы приобрести какие-то качества, которых нам до сих пор не хватало. В традиции Ваджраяны посвящение предполагает введение ученика в мандалу. А мандала - это такое изображение космоса, где в центре располагается ум, а всё остальное выстроено вокруг него. Идея здесь состоит в том, что наше восприятие мира в действительности определяется состоянием нашего ума. Все события своей жизни - развитие отношений с другими, проблемы со здоровьем и прочее - мы воспринимаем сообразно тому, что происходит в центре нашей мандалы (то есть, у нас в голове). И когда в ходе посвящения нас вводят в мандалу, то нам показывают, что мир вокруг нас существует не сам по себе, но это мы делаем его таким. И если человек достаточно способен и восприимчив, через посвящение в мандалу он может полностью перепрограммировать своё восприятие мира. Кроме того, посвящение даёт нам новую, необычную точку зрения и на нас самих.
Частью процесса посвящения является ритуальная смерть нашей старой личности. А умерев, мы как бы рождаемся заново. Поэтому нас снабжают не только целым набором практик для ежедневного выполнения, но также и новым именем. Каждый раз, выполняя практику, мы, соответственно, стараемся переотождествиться, обожествить себя. И далее вопрос заключается в том, удаётся ли нам принять эту новую идентичность, или мы продолжаем придерживаться той, к которой привыкли. Садхана - это проверка на способность войти в другой образ, способность увидеть в себе то божественное начало, которое было утверждено в нас на посвящении. По сути, основная наша задача как учеников состоит в том, чтобы научиться другими глазами смотреть на самих себя.
Что касается мастера, то он, прежде чем быть допущенным к проведению посвящений, обязательно проходит обширную подготовку. Так что мы можем быть уверены: он знает, что делает, и делает это правильно. Ученики, если они достаточно восприимчивы, могут почувствовать тот момент, когда мастер даёт передачу: некоторые в это время ощущают нисхождение благодати, другие переживают проблеск мистической мудрости, а у третьих возникают необычные ощущения в теле - правда ими в этом случае всё и ограничивается. Но даже если на посвящении ученик вообще ничего особенного не почувствовал, всё равно за счёт силы мудр и мантр, его собственной веры и мощи учителя семя будет заложено в поток его ума и со временем прорастёт (при условии, конечно, что ученик ежедневно выполняет садхану). Упорно практикуя, ученик сможет получить опыт раскрытия своей истинной сущности и увидеть её просветлённую форму. Если же человек не ведёт регулярной практики, то в этом случае может пройти очень много времени, прежде чем он наконец узрит образ своей истинной сути.
Поддерживая ежедневную практику, мы постепенно истощаем груз своих старых проблем и избавляемся от того эмоционального багажа, который за собой тащим. Накопившийся у нас в душе негатив на самом деле вполне реально отпустить - и именно это мы и делаем. И по мере того, как мы перестраиваем своё самоощущение, наше восприятие реальности также меняется. Но выполнять практику обязательно нужно ежедневно, каждый раз заново. Это сродни выступлению в спектакле. Если вы хотите сыграть там какую-то роль, вы должны её знать. И поэтому сначала вы прочитываете пьесу, знакомитесь со своей ролью в ней; возможно, даже заучиваете её слова наизусть. А потом вы много, действительно много репетируете. Потому что если вы не будете этого делать, то у вас не возникнет глубокого понимания роли, и ваше представление о ней останется довольно поверхностным. Понимаете, нет никакого смысла в том, чтобы просто получить посвящение. Развивая нашу метафору, посвящение - это когда кто-то приходит и рассказывает нам содержание пьесы вкратце. Если этим для нас всё и ограничится, если мы не прочтём пьесу сами, не будем заниматься репетициями, мы никогда не сыграем роль. Садхана - это репетиция просветления. И как до премьеры никогда не допустят актёра, не выучившего роли, так и мы никогда не достигнем просветления, если не будем его репетировать. Ведь понятно, что когда человек большую часть времени проводит в той личности, к которой привык, то вряд ли она от этого быстрее исчезнет.
После любого большого посвящения ученикам даётся практика или система практик, которые они с этого момента должны регулярно делать. Причём объём текста практики в зависимости от степени детализации может варьироваться от пары страниц до довольно толстой тетради. И чем длиннее практика, тем она сложнее для выполнения, но тем больше её эффективность в плане трансформации самоощущения ученика. Тот человек, которым мы привыкли себя ощущать, - это, на самом деле, ложная идентичность. А на посвящении нам показывают нашу истинную природу. Бывает, что смотришь на какого-то человека и понимаешь: «Как плохо я его знаю!» Но мы и себя знаем не лучше! Всё наше знакомство с собой ограничивается этой ложной идентичностью. А наша истинная, духовная сущность слишком скромна и застенчива, чтобы мы её замечали; и как бы она ни хотела проявиться, как бы ни жаловалась на своё положение, как правило, мы оставляем её без внимания. Ложная личность - другое дело. У неё есть чёткое и ясное обозначение, мы знаем её под определённым именем. Но кем мы были до того, как нас стали обозначать таким образом? Оказывается, что мы просто цепляемся за идеи, концепции и ярлыки, которые нашей истинной сущности на самом деле совершенно чужды! Мы, настоящие, гораздо глубже; но эта глубина и намного менее доступна взгляду других. Людям сложно разглядеть её; и поэтому всё, что они знают о нас, это некоторое условное обозначение.
Ежедневно выполняя садхану, мы полностью перестраиваем свою идентичность. Мы творим себя заново, пересоздаём себя целиком - вплоть до того, что и наш физический облик - волосы, одежда и всё остальное - становится совершенно иным. И этот обновлённый образ - настоящее олицетворение идеала. Знаете, некоторые люди готовы уйму энергии потратить всего лишь ради того, чтобы избавиться от нескольких килограммов. А мы говорим сейчас о гораздо более глобальных изменениях - мы говорим о преображении каждого аспекта нашего «я». Любые методы, оперирующие уровнем обыденной личности и решающие проблемы с тем, как она выглядит, в лучшем случае дают временный результат. И работают они всё равно не столько на нас, сколько на тех, кто на нас смотрит. В обществе, например может быть выраженное предпочтение стройных; но нельзя исключить, что пока вы будете заниматься похуданием, мода переменится, и предпочитать начнут людей «в теле». И что, нам толстеть обратно? Вообще, человеком в очень значительной степени управляют чужие оценки; они определяют его поведение больше, чем его собственная индивидуальность и его самовосприятие.
Очень полезно научиться принимать себя такими, какие мы есть. В действительности, крайне мало существует людей, вполне удовлетворённых своим обликом. Если бы можно было от каждого получить подробный отчёт о том, чем он в себе недоволен, мы бы обнаружили, что многие имеют к своему виду намного больше претензий, чем мы. А что касается практики… Представьте, что вы эмигрировали в другую страну. Может оказаться, что ваше имя для местных жителей совершенно непроизносимо. В этом случае они дадут вам какое-то другое имя; и вы с этим именем через некоторое время настолько сживётесь, что старое постепенно начнёт тускнеть в вашей памяти. Нечто подобное происходит и здесь; только здесь мы вживаемся не в новое имя, а в новую личность - личность просветлённого божества.
Оттенок кожи этого божества, формы его тела, причёска и цвет волос, одеяния - всё это символы, которые служат тому, чтобы напоминать нам о просветлённых качествах. Мы же не просто так пытаемся создать новый образ себя. Мы порождаем себя в образе просветлённых существ. И эти формы и жесты, которые мы воображаем, действительно существуют. Идея мандалы важна для нас тем, что показывает связь центра и периферии, сознания и мира. Если мы описываем самих себя через просветлённые качества, то и наше мировосприятие соответственно меняется. А что получится, если описывать физическое тело с обыденной точки зрения? Давайте посмотрим. Итак, насколько вы привлекательны? Волосы у вас длинные или короткие? Седые или ещё нет? Что они означают? А что означает, к примеру, ваш нос? Не очень-то много мы тут найдём просветлённого, правда? А какие-то аспекты нашей внешности могут быть не только не просветлёнными, а ещё и в принципе нам не симпатичными. Кому-то не нравится собственный цвет волос, и он перекрашивает их; кто-то идёт на операцию по смене формы носа или груди, которые кажутся ему некрасивыми… По сути, мы можем внести какие-то изменения почти в любую часть своего тела. В действительности, мы живём в очень эфемерном мире. И в него, который и так состоит из сплошных иллюзий, мы этих иллюзий ещё добавляем - где-то подрезая, что-то подкрашивая…
А ежедневная практика садханы даёт нам возможность получить через медитацию опыт восприятия себя совершенными. И когда мы систематически практикуем, то таким образом создаём фиксацию памяти на своей божественности. Вот тогда-то и начинает выполняться данное нами обязательство слышать все звуки как мантру. А если любая речь, которую мы слышим, воспринимается нами как эхо наших собственных невысказанных слов, то, например, брань, обращённую в наш адрес, очищать нам уже не придётся. Храня внутри себя сострадание и покой, мы уже не воспринимаем резкие замечания других как угрозу. Для нас это становится сообщением о том, что нечто подобное готовы были сказать и мы сами. И такая наша реакция удостоверяет, что мы действительно находимся в центре мандалы, частью которой являются другие люди. Когда мы принимаем эту позицию, нам становится легче жить. И желание сделать кому-либо замечание с этого момента начинает восприниматься нами как нечто постыдное - мы осознаём, какой пустой и бессмысленной тратой времени это является. Больше мы не осуждаем других; отныне все они - наши помощники.
Мы убеждаемся на личном опыте, что эффект практики садханы - это не то, чего надо ждать несколько воплощений. Практикуя садхану, мы получаем навыки, которые оказываются применимыми к любой жизненной ситуации. Существенная часть этой практики состоит в начитывании - мы многократно повторяем определённые заклинания, мантры, молитвы. Таким образом мы очищаем речь. Кроме того, мантра служит для нас символом той идеи, что всякий слышимый нами звук есть отголосок наших же невысказанных мыслей. Она нам постоянно напоминает об этом. Поддерживая ежедневную практику, мы становимся более уверенными в себе. За счёт почтения, которое у нас вырабатывается по отношению к собственной божественной природе, наша обыденная личность также начинает чувствовать себя гораздо лучше. Теперь мы ощущаем, что нам принадлежит каждая секунда нашей жизни. Мы больше не делим её на работу, общение и практику. Если мы работаем, то это наша работа. Если мы что-то делаем, мы делаем это, исходя из нравственных принципов, которые мы сами решили для себя принять. То есть нравственность у нас тоже наша, а не навязанная нам извне, не вменённая нам каким-то учителем. Не будет же, в конце концов, наш учитель всё время следовать за нами, как тень, проверяя, как мы себя ведём! Иначе когда бы он занимался собственной практикой?
Начинающих иногда несколько тревожит идея того, что теперь им придётся каждый день уделять практике по целому часу. Но когда наше недоверие несколько ослабевает, мы начинаем осознавать, что практика приносит нам пользу, а время, которое мы на неё тратим, вовсе не отнимается у нас, как мы прежде думали. Мы замечаем, что постепенно меняемся; становимся чуть более свободными, чуть менее требовательными в плане ощущений. Так происходит за счёт того, что практика корректирует нас на физиологическом уровне, формирует в сознании новые установки, благотворно влияет на речь. Просто задумайтесь на минуту, чем вы обычно занимаетесь, когда не занимаетесь практикой. Как вы распоряжаетесь своим телом, речью, умом; как вообще вы распоряжаетесь своей энергией? Обозрев свои действия, мы можем обнаружить, что огромное количество сил тратится нами впустую. Куча дел, которые мы выполняем, не приносит нам никакого устойчивого удовлетворения. Поэтому ученик, введённый в мандалу, чувствует благодарность не только за дарованное ему посвящение, но и за возможность ежедневно практиковать. Каждый день, делая практику, он становится немного счастливее; поэтому когда он на следующий день снова приступает к практике, то делает это с радостью.
По мере того, как наша практика развивается, мы начинаем иначе относиться к жизни и её проблемам. И вот нас уже не так легко огорчить или ранить, вот мы уже не боимся «суровой реальности». Мы становимся всё менее и менее хрупкими; препятствия и неурядицы превращаются у нас в достижения. Приведу пример, чтобы было понятнее. Если вы, скажем, неоднократно прыгали в высоту на два метра, то сделать это ещё раз для вас не будет проблемой; но и восторга вы при этом никакого особенного не испытаете. С другой стороны, если вы поднимете планку и прыгнете так высоко, как не прыгали до того никогда, то тут вы действительно почувствуете, что совершили достижение. Вы ведь только что побили собственный рекорд! Да и чужие рекорды очень радостно побивать. Это нас воодушевляет. Когда нам удаётся превзойти своих соперников, справиться с теми препятствиями и проблемами, которые есть и у них, то мы ощущаем, что добились большого успеха. В спорте очень ярко видна эта тенденция. Человек подпрыгивает всего на несколько сантиметров выше другого - а сколько радости! Правда удивительно, как человека может осчастливить какая-то пара сантиметров? А дело здесь в том, какие смыслы мы присваиваем явлениям окружающей нас действительности. Если нам, скажем, удастся установить мировой рекорд, то некоторое время после этого наша жизнь будет свободна от каких-либо серьёзных испытаний. Но это продлится ровно до того момента, пока наш рекорд не будет кем-то побит. И тогда мы ощутим, что это человек бросил нам вызов, и он станет нашим следующим препятствием. Однако если нас ослабляет и наполняет ревностью чужой успех, то это превращает наше прежнее достижение в провал!
Вопрос тут, на самом деле, в нашем мировосприятии и в том, что нам делать с его неудовлетворительностью. Садхана даёт метод, который позволяет нам превзойти любые наши трудности и неудачи, выстроив на них достижения. После того, как мы овладеем им, уже никакие препятствия не заставят нас пасть духом - они будут вызывать в нас только ещё больший энтузиазм. А так и должно быть! Ведь Ваджраяна - это раздел Махаяны, а Махаяна известна как «путь для героев». И вот этот наш бестрепетный, геройский настрой ничто не должно ослаблять. Может быть, иногда нам придётся очень аккуратно проверять себя, но со временем мы станем смелее. Вообще, что такое садхана? Садхана - это план, схема достижения просветления. Понимаете, даже если мы не просветления собираемся достичь, а всего лишь построить небольшой домик, нам и то потребуются какие-то чертежи. А садхана - это тоже своего рода чертёж; когда-то его создали просветлённые существа, а дальше он передавался от учителя к ученику, и до сих пор продолжает передаваться. То есть мы пользуемся тем, чем до нас уже пользовалось много поколений таких же практикующих, как и мы сами. Мы действительно можем достичь просветления. Нет никаких изначально божественных существ; никто не рождается обладателем сверхъестественных сил, а равным образом никто не рождается для того, чтобы поклоняться другому. Мы все равны, и все в равной степени обладаем природой Будды. Просто так вышло, что омрачения скрыли её от нас. И если какое-то учение помогает нам эти омрачения устранить, то такое учение является просветлённым. Учение - это не способ навязать нам что-то чуждое, внешнее. Оно предназначено для того, чтобы показать нам нашу истинную сущность.
Выполнение садханы подобно написанию картины. Сначала мы порождаем некоторый образ. Потом мы постепенно доводим его до совершенства, повторяем снова и снова, пока у нас не получится что-то, что нас удовлетворит. Медитация - это, на самом деле, великое искусство. Но это не то искусство, которым занимаются ради денег. Медитируя, мы стремимся к тому, чтобы пересоздать себя. Вы видели, как монахи выстраивают из песка сложнейшие мандалы, а затем разрушают их почти сразу по завершении работы? По сути, мы должны научиться тому же. Мы должны научиться ежедневно творить мандалы, полные счастья, а затем - без какого-либо цепляния -растворять их. А если иногда у нас будут получаться печальные мандалы, нам нужно уметь растворять их так же легко, как счастливые.
Практика садханы начинается с того, что мы порождаем себя божеством. После этого мы какое-то время начитываем мантру. А в конце сессии мы растворяем всё, что визуализировали, подобно тому как актёр, спустившись со сцены, смывает с лица грим. Смысл в том, что даже просветлённые проявления - это не то, за что нужно цепляться. Они текучи, словно вода; так что мы можем воссоздать их в любой момент. Не так уж сложно проявить в уме просветлённые качества - ведь уму от природы свойственно быть просветлённым. А поскольку личность у нас многогранна, то выполняя разные садханы, мы можем проявлять разные божественные формы. Природа реальности такова, что мы не находимся постоянно в одном и том же состоянии; иногда мы счастливы, а иногда наоборот, подавлены. Однако теперь мы не увязаем в своих настроениях. Мы начинаем осознавать, что если чем-то мы себя утомляем, вовсе не обязательно и дальше тащить это за собой.
Мы только вредим себе, когда упорно цепляемся за собственные негативные стороны. В действительности, мы можем создать себе совершенно новую личность, а потом вновь растворить её, и так несчётное число раз, причём каждая следующая сотворённая нами личность будет не похожа на предыдущую. В той стремительности, с которой мы способны менять эти образы, находит отражение наша сущность - от природы свободная и текучая. Вообще, люди сейчас очень много говорят о свободе. Но то, что мы с вами в данный момент обсуждаем, - это истинная свобода; то есть свобода меняться и разиваться, свобода растворять свои личности и создавать на их месте новые. Людям, на самом деле, очень нравится меняться, им нравится примерять на себя разные образы. Поэтому они перекрашиваются, переодеваются и так далее - это позволяет им вносить вариации в собственный внешний вид. Но мы сейчас говорим не о внешнем; мы говорим о внесении по-настоящему фундаментальных изменений в самую основу нашего бытия - а именно в ум, который и есть подлинный источник всех наших переживаний. А причёска и цвет волос у нас могут быть, по большому счёту, какими угодно. На самом деле, если человек не работает со своим сознанием, то сколько бы он ни менял имидж, его это не счастливит - в лучшем случае, ненадолго обрадует.
Садхана предназначена для того, чтобы приучить ум проявлять просветлённые качества. Но вот мы получили свою садхану; дальше весь вопрос состоит в том, что мы с ней делаем. Выстраивание отношений с учителем, в действительности, - это всего лишь предварительный этап пути. И когда дело доходит до реальной практики, то наличие приверженности Гуру оказывается просто минимально необходимым требованием. Если же мы не практикуем, то приверженность с лёгкостью вырождается в очередную привязанность. Хотя бы мы даже вступили в отношения, основанные на вере и преданности, но если мы при этом не начинаем следовать духовному учению, то эти отношения остаются обычной связью между людьми; они не становятся чем-то большим. Но человеческие отношения ненадёжны, а человеческие действия - тщетны. Нам ли этого не знать? С другой стороны, если ученик практикует полученную им садхану, то чем больше он в этом усердствует, тем больше впоследствии сможет сделать для своей линии.
Когда мы углубляемся в практику, многое в нашей жизни начинает меняться. Те увлечения, к которым мы были прежде так сильно привязаны, теперь понемногу теряют свою привлекательность - мы ощущаем, что сейчас у нас есть дела поважнее. И вот нам уже не так интересно развлекаться с друзьями; вот мы больше не чувствуем обязанности блюсти традиции. Теперь мы сами решаем, на что тратить время. Кому-то такая позиция может показаться эгоистичной. Другие люди могут критиковать нас за то, что иногда мы уединяемся и на какое-то время становимся для них недоступны. Но в нас самих уже нет сомнений; теперь мы вполне уверены, что практика - это благо, причём не только для нас, но и для тех, кто нас окружает. Мы расслабляемся и наполняемся мудростью. С нами становится очень приятно быть рядом. И в какой-то момент окружающие начинают замечать, что мы изменились. Видя в нас истинное, не показное упорство и видя, что наши действия - отнюдь не дань мимолётной причуде, они проникаются к нам уважением, даже восхищаются нами. Мы становимся для них людьми, на которых можно в случае чего положиться. Но надо понимать, что невозможно одновременно служить двум господам. Мирские ценности и ценности духовные могут вступить у нас в сильнейший конфликт; и в какой-то момент нам неизбежно понадобится совершить между ними выбор.
Что делать, когда мы сталкиваемся с неприятием? К примеру, мы можем сказать себе, что и другой человек вправе иметь своё мнение, а мы вправе это мнение игнорировать. Чужое неприятие - не повод ударяться в панику. Паники в этом мире и так достаточно. Сколько раз вы наблюдали, как срабатывает автомобильная сигнализация, реагируя на совершенно незначительный, по сути, толчок, и как она потом долго оглашает округу своими тревожными завываниями? Мы вообще живём в крайне тревожном обществе; оно практически полностью основывается на страхе. И если мы хотим преодолеть этот страх, нам нужно понять: всего пугающего в этом мире - разве что наши собственные иллюзии, тревога и ненависть. Как правило, страх растёт там, где у нас не хватает знания. Вот представьте, заглядывает человек в тёмную комнату, в углу которой лежит смотанная верёвка. В темноте видно плохо; человек решает, что это змея. Он отскакивает от двери, как ошпаренный, и дальше каждого встречного предупреждает: «Видишь вот эту дверь? Не заходи туда, там змея!» Он реагирует на ситуацию сразу же, как только в ней оказывается; не присматривается к «змее», не уточняет, правильно ли ему показалось, что это она, - просто сразу выскакивает и захлопывает за собой дверь. И пока условия, поддерживающие неведение этого человека, сохраняются - то есть пока в комнате не появится источника света, а верёвка, соответственно, не перестанет напоминать змею, - этот человек будет упорно считать верёвку змеёй, хотя его восприятие и ошибочно. В действительности, все наши страхи примерно таким же образом растут из нашего привычного представления о себе, которым мы захватились. Чтобы избавиться от неведения, нам нужно начать играть в просветление. Это станет противоядием от той игры, на которую у нас уходит всё остальное время, - игры в сансару, сотканную из иллюзий.