Как научить дитя читать и как развивать любовь к чтению

Feb 09, 2015 18:01

Оригинал взят у 1way_to_english в Как научить дитя читать и как развивать любовь к чтению



1. Буквы осваиваются с помощью кубиков (не Зайцева, а обычных) легко и быстро.

2. Способность ребенка собрать из кубиков слово «велосипед» по образцу, написанному авторучкой, означает готовность осваивать чтение.

3. Начинать надо не раньше 5,5 лет. До указанного возраста воспитываем «читателя, влюбленного в книгу», читая ему вслух. Все попытки пораньше сбагрить с рук «читателя», на которого уже не надо тратить время, - это лень и эгоизм взрослых.

4. Первый шаг обучения собственно чтению - взрослый читает и показывает ребенку синхронно в тексте то, что читает - как караоке.

5. Второй шаг - взрослый читает, но показывает синхронно то, что читает, пальчиком ребенка, двигая его руку по тексту.

6. Третий шаг - ребенок показывает пальчиком, что читать, а взрослый читает там, где движется пальчик в темпе его движения. Добиваемся легкости и адекватности показа.

7. Четвертый шаг - убегаем голосом от пальчика ребенка вперед и ловим момент, когда его рука непроизвольно двинется по строке вслед за голосом.

8. Пятый шаг - взрослый читает, а ребенок следит по тексту. Темп чтения взрослого - до 50-60 слов в минуту.

9. Шестой шаг. Убедившись, что ребенок следит за чтением взрослого непринужденно и легко, делаем резкий скачок в темпе - читаем со скоростью 120 слов в минуту и более. Постепенно доводим темп звукового ориентира до 150 слов в минуту. Добиваемся легкости и непринужденности слежения ребенком по тексту за чтением взрослого одними глазами. А где мы читаем? Вот!

10. Седьмой шаг - с удивлением обнаруживаем, что ребенок читает куда быстрее про себя, чем мы читаем ему вслух. Это и есть искомый навык чтения, а не навык озвучивания текста, который большинство родителей принимают за чтение.

Типичные ошибки при обучении:
- многократное чтение одного и того же;
- чтение ребенком вслух (на всякий случай);
- самостоятельное чтение ребенком без звукового ориентира;
- обсуждение прочитанного при посторонних. (с) Алексей Кушнир
1. Выбирайте вместе. Многие дети (особенно подростки) не любят читать из-за того, что их родители сами выбирают что им читать и этот выбор им неинтересен. Хотя бы потому, что это не их личный выбор. Дети обожают делать покупки. Сделайте традицией совместный поход в книжный магазин не реже одного раза в месяц и дайте ребенку возможность выбирать самому с таким условием: на каждую книжку, которую покупает ребенок, он обязуется прочесть одну книжку из предложенного вами списка. Тогда даже если выбор ребенка будет не самым лучшим, вы сможете быть уверены, что половина из того, что читает ребенок - это действительно хорошая литература .

2. Читайте по ролям. Выберите сказку, басню или короткую историю с диалогами, вырежьте из бумаги персонажей, раскрасьте их и приклейте на картонную подложку с палочкой. Затем придвиньте к стене стол, накройте его длинным покрывалом, залезьте с ребенком под стол, и, держа фигурки за палочки, просуньте их между столом и стеной. Ваш кукольный театр готов. Вы также можете прикрепить к стене над столом декорации. Отрепетируйте и позовите на представление родственников.
Можно также читать по ролям какое-нибудь смешное произведение с большим количеством диалогов, просто сидя рядом с ребенком. Вы оба получите огромное удовольствие.

3. «Внедритесь» в читающие группы. Используйте эффект «Соленого огурца» - превращение свежего огурца, помещенного в бочку в солеными, в соленый, причем такого же вкуса. Если ребенок вращается в среде сверстников, любящих читать, то со временем у него появятся среди них друзья, а затем и похожие интересы. Вы можете записать ребенка в детскую группу по изучению иностранного языка, в театральную студию, в музыкальную школу, школу изобразительного искусства, исторический кружок при краеведческом музее, сходите с ним на экскурсию на радио или просто в расположенную поблизости детскую библиотеку. В этих сообществах процент детей, любящих читать, намного выше среднего.

4. Защитите ребенка от «Большого Экрана». Один мой знакомый, на вопрос «если тебе дать автомат, кого бы ты выстрелил» ответил: «В телевизор». Перережьте антенну - веревку с камнем, которые тормозят развитие вашего ребенка. Ничто так не воспитывает пассивность мышления как просмотр телевизора. Вы можете не согласиться и сказать, что ведь есть действительно полезные телепрограммы. И вы будете правы. Только вот на практике доля таких программ из реально просматриваемых ребенком крайне мала.
То же касается компьютерных игр и социальных сетей. Установите предельный лимит времени на эти «наркотические» занятия (например, 30 минут) и условия доступа к ним (например, сделать уроки и выполнить свою часть работы по дому).
Если кратко - фильтруйте то, что ребенок видит с экрана (монитора или телевизора).

5. Вознаграждайте чтение. Человек склонен продолжать делать то, что, в конце концов, приводит его к удовольствию. Договоритесь с ребенком о двух-трех привилегиях, которые он будет получать дополнительно, если каждый день будет прочитывать оговоренный с ним объем текста. Например, дополнительное время за компьютером, на полчаса позже ложимся спать, на выходных вместе идем в кино. Пусть ребенок перескажет то, что прочитал. Тогда вы будете уверены, что он на самом деле прочитал заданный объем, и дадите ему возможность потренировать память и поупражняться в изложении. Способность ясно излагать свои мысли можно и нужно совершенствовать. Она гарантирует успех в жизни.

6. Читайте ребенку перед сном. Известно, что мозг, особенно воображение ребенка, развивается не только днем, но и ночью. Прочитайте ему добрую сказку или историю на ночь, чтобы запустить процессы подсознательного творчества во сне. Даже если ребенок взрослый, вам обоим это доставит удовольствие. Совместное погружение в рассказ - прекрасный способ наладить нарушенный с ребенком контакт. Если делать это регулярно, то книга войдет в привычный для ребенка ритуал отхода ко сну и станет для него незаменимым другом.

7. Используйте аудиокниги. Сейчас многие замечательные произведения русской и зарубежной литературы доступны в формате аудиокниги. Некоторые из них представляют из себя настоящие шедевры театрального искусства.

8. Сколько можно читать? - Пора писать! Конечно, в сравнении с просмотром телевизора, чтение - благо. Активность мышления против пассивности. Но все же по настоящему счастливы только люди, занимающиеся продуктивной деятельностью, творчеством в различных его формах. Научите ребенка использовать прочитанное, например, заведя дневник в ЖЖ и комментируя то, что он хочет комментировать. Регулярные заметки в дневнике помогут ему развить свой стиль и привести в порядок свои мысли. Вы можете также помочь ребенку издать книгу - это не так трудно, как кажется, а всплеск мотивации обеспечен.

9. Подавайте личный пример. Читайте сами. В слух и про себя. Если ребенок часто видит родителей с книгами в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться. Срабатывает эффект «соленого огурца» - свежий огурец, опущенный в бочку с солеными, приобретает такой же вкус. В нашем случае - вкус к чтению.

10. Помните, что лучшее лечение - профилактика. Если ребенок еще мал, и для вас это тема кажется чем-то далеким и несущественным - самое время действовать. Руководствуйтесь принципом «книги и чтение повсюду»: дайте ребенку возможность беспрепятственно играть с книгами, грызть их, рисовать в них (в этом возрасте именно так проявляется и развивается любовь в книгам, забудьте о бережном отношении - все это потом), строить из них дома и гаражи для машинок и даже купаться с ними (купите специальные непромокаемые книжки). То же самое - с различными вариантами букв: на кубиках, пластиковые буквы, вырезанные из картона, нарисованные на бумаге, на магнитах и наклейках. Составляйте из букв слова, используйте карточки системы Домана, читайте вывески и плакаты на улице. Ждите - результат придет неожиданно. (с) источник

идеи, "Дети", образование, чтобы не забыть

Previous post Next post
Up