Sep 28, 2013 00:29
Решила вот записать, пока не сплыло, а то всё никак не соберусь по "Бикону" написать, как там что было с игрой. Я хочу описать потом, что мы и как делали, но сейчас просто некоторый вывод на основе не только "Бикона", но и предыдущего опыта.
Когда-то меня попросили сделать ролёвку для новогоднего корпоратива. Причём типа именно без дураков ролёвку, но в расчёте на цивилов с нуля. Мы с Полинкой тогда состряпали прикольную (на мой взгляд) праздничную игрушку "Новый год в волшебном лесу". Заказчик потом передумал, но впоследствии я дважды по просьбе коллег проводила это дело на новогодних корпоративах в конторах, которые сами не чужды всяких игровых дел и методик. С переменной успешностью.
Теперь вот - игра на "Биконе", который строился во многом именно как праздник, и от которого бОльшая часть аудитории ожидала именно этого - отдыха, расслабона, развлечения, праздника.
И вот что я скажу - похоже, ролевая игра на празднике (именно на празднике, не вообще на конвенте, это отдельный вопрос) невозможна. Праздник с костюмированием, квестами, конкурсами и общей сценарной или театрализованной канвой, даже с отдельными ролевыми элементами - да, возможен. Ролевая игра как некая цельность с живым, не сценированным, сюжетом - нет.
Есть распространённая точка зрения, что ролевая игра - это дело безответственное, поскольку безответственна по принципу сама игра как занятие. На деле ролевая игра, конечно же, подразумевает определённую ответственность. Чтобы игра состоялась - следует соблюдать её правила. Чтобы были события, чтобы они сложились в сюжет - следует быть в игре, совершать игровые действия, предоставлять свой персонаж другим игрокам, чтобы им было с кем играть. Для этой ответственности нужен свой отдельный осознанный мотив на игровую активность; необходимо намерение на то, чтобы состоялась именно игра, как некая история, а не просто беспорядочный набор телодвижений.
В игре нельзя всё бросить и забить, иначе она не сложится. Нельзя прервать игру в любой произвольный момент для того, чтобы заняться чем-нибудь другим. Да, в игре возможны моменты, когда это можно сделать безболезненно для игры - но эти моменты приходится отслеживать и выбирать.
Праздник же как раз дело совершенно безответственное, где люди расслабляются и получают удовольствие, если хотите, пассивное. Это именно снятие с себя любой ответственности, любого напряжения. Поэтому если люди настроены именно на праздник, то игра для них - это напряжение выше допустимого уровня, даже если игра вроде бы лёгкая и развлекательная. И даже если люди вроде бы имеют желание поиграть - в режиме праздника они автоматом сливают игру как нечто цельное, требующее удержания на ней внимания и той самой ответственности.
Поэтому делать ролевую игру, позиционируя её как составляющую или, тем более, основополагающую часть праздника - бесполезно и безрезультатно. Игры не будет. Максимум, в лучшем случае - очень отдельные, частные ролевые эпизоды.
практика игры,
методическое