"Все, что вы хотели знать..." - 2

Jan 25, 2006 14:59

Что может считаться "официальной позицией Католической Церкви"? Часто люди, задавая вопрос о позиции Церкви по какому-то вопросу, имеют смутное понятие об этом. Прежде, чем отвечать на вопросы дальше, я решил дать краткое и по возможности просто пояснение понятия "официальной позиции Церкви".

Предварительное замечание. Об «официальной позиции Католической Церкви».

Среди вопросов, которые были мне заданы и часто задаются в других местах, часто попадаются примерно такие «А каково официальное отношение Католической Церкви к (подставить нужное)». А на месте «нужного» может быть все что угодно - от личности и учения конкретного богослова прошлого, до конкретных книг, фильмов и определенных сексуальных практик. Поскольку такие вопросы задаются очень часто, и будут среди тех, на которые мне предстоит отвечать, хочется перед тем, как переходить к вопросам, пояснить - что же такое «официальная позиция Католической Церкви» и какой она бывает, а какой - нет. В этом пояснении, собственно, три части.

Первое: относительно чего может иметься «официальная позиция Католической Церкви». Иными словами, о чем Церковь может иметь официальное суждение - а о чем она не считает возможным официально судить. Вопреки мнениям многих людей, Церковь считает для себя возможным авторитетно высказываться вовсе не по всем вопросам. Едва ли можно будет ожидать «официальной позиции Католической Церкви» по вопросу о том, какой метод выращивания кабачков предпочитать; какая кухня лучше - венгерская или итальянская; хорош ли фильм Мэла Гибсона «Отважное сердце» и т.п. И это так именно потому, что речь идет об _авторитетных_ высказываниях. Церковь делает их в тех и только в тех вопросах, в которых она считает себя обладающей авторитетом. Это - вопросы религиозной истины; вопросы, касающиеся подлинной природы человека и смысла мира; вопросы о нравственности - т.е. о том, как человеку жить в согласии с высшей истиной - и все те вопросы, которые тесно связаны с этими, и круг которых весьма широк, но не безграничен.

Поэтому Церковь не будет иметь «официальной позиции» по вопросу о том, хорошо или нет исполнено конкретное произведение искусства - этот вопрос она оставит специалистам в области искусства, - но она может иметь позицию по вопросу о том, каков подлинный смысл искусства, как человеческой деятельности; какие ценности должно отражать подлинное искусство; и даже подлинны ли некоторые ценности, отраженные в художественном произведении. Церковь не будет указывать, какая политическая партия должна придти к власти - но может дать оценку программы той или иной партии с точки зрения соответствия ее нормам христианской нравственности. Церковь не будет указывать, как должен определяться размер налогов, взимаемых государством - это дело политиков и экономистов, - но Церковь может говорить о том, каким принципам справедливости и нравственности должно отвечать налоговое законодательство с этической точки зрения. Церковь не будет критиковать научную теорию за ее научное содержание - но выступит с предупреждением, когда наука допустит ошибку против религиозной истины или переступит за границы, свойственные собственно науке. Церковь не будет оценивать личность исторического деятеля (если он не святой и не еретик), но может оценить нравственность некоторых конкретных его действий, соответствие его позиции христианской морали. Этот список можно продолжать. Смысл его понятен - Церковь делает официальные высказывания только в «своей» сфере.

Второе: каков уровень авторитета официальных высказываний Католической Церкви. Дело в том, что и степень официальности и степень веса их не одинакова. Существует определенная иерархия значимости и обязывающей силы официальных позиций Церкви. Я попробую в несколько упрощенном виде описать ее.

(1) Во главе этой иерархии стоят безошибочные вероопределения Вселенской Церкви (определения по вопросам веры и нравственности). К ним относятся торжественные окончательные (т.е. ставящие точку в рассмотрении некоего вопроса) определения Вселенских Соборов, а также Пап (тогда, когда они говорят ex cathedra). Согласно вере Католической Церкви, они свободны от ошибок и заблуждений. Они не могут быть изменены или отменены (хотя могут глубже разъясняться Церковью в будущем). Эти определения носят название «экстраординарного (т.е. «более чем обычного», оно же "торжественное") учительства Церкви».

(2) За ними следуют высказывания т.н. «универсального (т.е. постоянного и повсеместного) ординарного (="обычного") учительства» - т.е. такие суждения по вопросам веры и нравственности, которые постоянно и многократно высказывались или принимались Церковью в неизменном виде как определенное учение. Учение, содержащееся в универсальном ординарном учительстве также, по вере Церкви, также свободно от ошибок (безошибочно) и неотменяемо.

(3) За этими суждениями следуют суждения ординарного (т.е. обычного) учительства коллегии епископов или Папы. Здесь важно понимать, что мы называем «учительством». Учительство - это когда епископы или Папа обращаются ко всей Церкви, преподавая ей учение от имени Христа, ex officio (т.е. выполняя обязанности своей должности пастырей Церкви). К учительству не относятся: высказывания в личных беседах, частные мнения, личные письма, интервью прессе, выступления на конгрессах и конференциях в качестве их участников (но к учительству могут относиться официальные обращения, адресованные участникам конференции епископом, действующим именно как епископ, напоминая о христианской вере и ее принципах - именно такой характер чаще всего имеют речи Папы, обращенные к разным группам людей). К ординарному учительству епископата относятся документы Вселенских Соборов, когда они не дают торжественного и обязывающего определения по вопросам веры и нравственности, и документы епископских синодов (во всех случаях предполагается и требуется, чтобы эти Соборы действовали в общении и единстве с Папой). К ординарному учительству Папы относятся документы, обращенные им ко всей Церкви (энциклики, motu proprio и т.п.), далее следуют официальные документы Римской Курии (ватиканские ведоства, официально помогающие Папе в делах Церкви), выпущенные по распоряжению или с одобрения Папы (они также считаются относящимися к обычному учительству Папы) и более «локальные» выступления Папы (проповеди и выступления, обращенные к группам людей, а не ко всей Церкви). Учение, содержащееся в этих документах хотя и не обладает полной безошибочностью (это не значит, что надо подозревать их в ошибках, но туда могут вкрасться неточности), но осуществляется с особой помощью Божией и обладает большим авторитетом, а нередко - и обязывающей силой (если это входило в намерение автора и ясно из самого высказывания, из его формы, или настойчивости, с которым оно звучит в документах учительства).

(4) За ординарным учительством коллегии епископов следуют суждения учительства отдельных епископов (католических, т.е. принадлежащих к Католической Церкви). Когда епископ обращается к своей пастве, от имени Церкви передавая ей учение Христа и Церкви, его учительство также наделено особым авторитетом. Но к этому учительству также _не относятся_ высказывания, сделанные в интервью прессе, личных беседах, докладах на научных конференциях и т.п. (опять-таки, если это не официальное обращение, в котором епископ именно как епископ напоминает об истинах и принципах христианского вероучения). Не относятся к нему и богословские работы конкретного епископа - в них он действует не от имени Христа и Церкви, а выражает свои мнения как ученый-богослов. Обязывающую силу официальные суждения отдельного епископа могут иметь только для его собственной паствы (при условии, что они не противоречат более высокому уровню учительства Церкви), что касается авторитета, то его границы, конечно, шире.

Собственно учительство на этом заканчивается (а именно оно имеет настоящую обязывающую силу). Я не включил в иерархию Библию (Священное Писание) - оно, разумеется, будучи писаным Словом Божьим имеет особый авторитет (но пониматься должно в согласии с толкованием Церкви - а учительство Церкви, в свою очередь, призвано сохранять верность писаному Слову Божьему, как и неизменному учению Церкви, передаваемому из поколения в поколение), потому что оно, строго говоря, не может быть названо «официальной позицией Церкви».

Важно понимать следующее: (а) Учительство в строгом смысле осуществляется епископатом - лично или с его одобрения. Это значит, что высказывания любого священника или богослова не обладают, сами по себе, авторитетом учительства. Но священник действует авторитетно, когда передает не свои суждения, а именно уже данное ему учительство Церкви, скажем, во время проповеди. Однако все-таки было бы ошибкой придавать высказываниям отдельного священника статус «официальной позиции». (б) Более «низкий» уровень иерархии учительства не вправе противоречить более «высокому». Если есть некое противоречие, скажем, между обращенной к Церкви энцикликой Папы и высказанным официально вероучительным суждением какого-то епископа, то католики будут придавать значение первому, а не последнему. (в) Не является «официальной позицией Католической Церкви» политические и международные заявления государства Ватикан в качестве субъекта международного права.

Наконец, третье: есть еще две категории суждений, о которых необходимо сказать несколько слов:

(1) Высказывания, которые делаются ex officio (т.е. их делает человек не лично, а в силу своей церковной должности). К ним могут относиться и интервью, официальные письма и т.д. разных церковных должностных лиц. Необходимо понимать, что такие высказывания не являются «официальной позицией Церкви». Но некоторый уровень официальности у них есть - их можно назвать «официальной позицией конкретного должностного лица». Мнения и суждения в них содержащиеся, сами по себе, впрочем, не обладают никакой обязывающей силой и с ними верующие вполне могут быть несогласны. Иными словами, авторитет этих высказываний зависит, скорее, от личного авторитета их автора или от значимости его должности - но сам по себе ни к чему не обязывает верующих (я говорю сейчас именно о позициях, а не о юридических актах - это отдельная область).

(2) Суждения и мнения богословов. Надо понимать, что суждения и мнения богословов и церковных авторов сами по себе также не являются «официальной позицией Церкви» и не обладают особой обязывающей силой. Они авторитетны в меру личного авторитета их автора (так особый авторитет имеют творения святых богословов, подлинность опыта которых - но не полная безошибочность их писаний - подтверждена Церковью), или в той мере, в какой они убедительно и корректно предлагают аргументацию, подтверждающую их позиции на основании авторитетного учительства Церкви, Писания и Предания. Работы богословов могут помочь правильно понять учительство Церкви. Не имеют «официального значения» книги, изданные с одобрения церковных властей - это одобрение, строго говоря, только указывает на то, что церковный цензор не нашел в соответствующей книге противоречий с католической верой; вовсе не означая, что Церковь подтверждает правильность всего, что говорит автор. Все сказанное не значит, что мнение богословов не имеет значения - часто оно отражает «общее мнение Церкви» и ее постоянное учение; нередко также оно потом становится основанием для суждений учительства; наконец компетентные и верные учительству богословы позволяют нам лучше понять смысл учения и позиций Церкви - в отличие от людей, не изучавших богословия, они - эксперты, отдавшие много времени и сил изучению учения Церкви и богословских наук. Кроме того, христианская традиция признает особый авторитет, весьма близкий к обязательному, за т.н. consensus patrum - т.е. согласному учению Отцов Церкви по какому-либо вопросу.

В заключение этого короткого экскурса, хочу заметить, что Церковь довольно редко высказывает «официальные оценки» в отношении творчества и учения конкретных богословов древности и современности (лишь тогда, когда надо предупредить верующих и предохранить их от серьезных ошибок, содержащихся в их учении; либо когда речь идет о том, чтобы одобрить внимание верующих к учению конкретного богослова - как это было со св. Фомой Аквинским, св. Альфонсом Лигуори и некоторыми другими, объявленными «Учителями Церкви» - что придало их учению особый авторитет, не означая, впрочем, что в нем нет никаких погрешностей, неточностей и даже отдельных ошибок). Задачей Церкви вовсе не является выработка «официальных позиций» по любому вопросу - они формируются в ответ на конкретные практические необходимости христиан определить свое отношение к конкретным вызовав конкретного времени. Поэтому нередко вы не найдете «официальной позиции» Церкви по многим и многим вопросам. Впрочем, весьма часто можно понять, посредством богословского размышления, как к этим вопросам применяется существующее учение Церкви.

Надеюсь, это пояснение, достаточно упрощенное (и в силу этого, конечно, не идеально точное), поможет в понимании некоторых вопросов и ответов на них. В частности, в понимании, что ответ на вопрос «А как Церковь относится к X» не может звучать так: «Наш священник сказал, что X - это хорошо/плохо/глупо/etc.». Более того, он не может звучать даже так «В интервью газете такой-то епископ N сказал то-то и то-то про X». Последнее, в некоторых случаях (если речь идет об авторитетном церковном деятеле или богослове) может быть близко к «официальной позиции», но все же ею не является.

catholic_answers

Previous post Next post
Up