[..взято у http://volk.livejournal.com/944688.html]"Северный цвет" Вороника на крыльце. В доме спит зверь, в доме ждет ангел. В доме далеко до утра. Вороника на крыльце, она по ту сторону стекла. И я бы открыл ей, если бы я знал, где здесь дверь...
Список кораблей никто не прочтет до конца; кому это нужно, увидеть там свои имена? Мы шли туда, где стена, туда, где должна быть стена, Но там только утро и тени твоего лица.
Оторвись от земли, Северный цвет. Ты знаешь, как должно быть в конце.
Отпои меня нежностью своей подвенечной земли. Я не вижу причин, чтобы быть осторожным - в доме зверь, Вороника на крыльце.
Если Ты хочешь, то земля станет мертвой; Если Ты хочешь - камни воспоют Тебе славу; Если Ты хочешь - сними Эту накипь с моего сердца.
Оторвись от земли, Северный цвет; Ты знаешь, как должно быть в конце; Отпои меня нежностью своей подвенечной земли. Я не вижу причин, чтобы быть осторожным - в доме зверь, Вороника на крыльце.
Ключ к северу лежит там, где никто не ищет. Ключ к северу ждет между биениями сердца. Я знаю, отчего ты не можешь заснуть ночью - мы с тобой одной крови. Мы с тобой одной крови.
Для того, чтобы понимать песню, сначала нужно было установить место и время действия, хотя бы по отношению к лирическому герою. Тут нам кардинально помогает «список кораблей». В нем нет никакой особой зашифрованности: имеется ввиду список греческих кораблей, ушедших походом на Трою - из «Илиады».
Ссылка на этот список, приведенная в Справочнике, уже несколько лет не работает, но сам документ в сети доступен. Я как-то загрузил его, стал читать, не дочитал до конца... Важно, что это список кораблей, на которых отплывали те, кто большей частью не вернулся назад. И песня делает прозрачный намек на переход от списка кораблей к списку погибших.
Список кораблей никто не прочтет до конца; кому это нужно, увидеть там свои имена?
То есть мы уже в втором куплете уведомлены, что лирический герой песни умер. Для тех, кто намек не понял, далее то же самое объясняется без аллюзий:
Мы шли туда, где стена, туда, где должна быть стена, но там только утро...
Понятно, что всё выглядит именно таким образом для: а) бесплотных б) только что умерших, не освоившихся в новом качестве. Но мы разбираем песню очень многомерную, насыщенную символами и смыслами. И другое, но не противоречащее предыдущему понимание этих строк: стена - это то, что стояло между Богом и человеком, пока он был в физической теле, а теперь он хоть и не видит самого Бога, но уже видит тени Его лица, предвкушая встречу.
В принципе первые минуты послесмертья как время действия - главный ключ. Далее становится легче.
Вычленим из текста одну рок-цитату как украшение, добавляющее не очень много смысла.
Есть песня Карлоса Сантаны, в которой он переиначил поговорку про беса и ангела за правым и левым плечом:
Причина - монстр, живущий под моею кроватью, шептание в моем ухе. Есть ангел с рукой на моей голове, он говорит, что нет ничего такого, чего бы стоило опасаться.
Эта цитата в вольном переводе Гребенщикова как раз и будет строками:
Я не вижу причин, чтобы быть осторожным. В доме зверь, Вороника на крыльце.
Смотрите, Вороника здесь как бы заменила ангела. Ну это не прямая подсказка, а просто намек, что Вороника - что-то возвышенное, отличное от зверя.
При этом вороника - сугубо северная ягода, получившая название из-за своего вороного цвета. Стало быть Вороника = Северный Цвет. Это вроде бы все понимают. Я сверял мнение с парой человек. Никто не возразил. Но: Вороника на крыльце, она по ту сторону стекла. И я бы открыл ей, если бы я знал, где здесь дверь...
Стало быть, даже для умершего человека, душа которого не имеет физических ограничений на перемещения в пространстве, есть закавыка в том, что встретиться с Вороникой. И это можно понять. Ад в душе запирается изнутри, а Бог говорил о себе через святителей, что, дескать, я стою и стучу, надеюсь, что мне откроют. Это уже намек на то, что Вороника - указание на Бога (не корректно сказать, что одно из его имен, потому что само имя Божие есть сила).
Тут стоит пояснить тот куплет, где молитва не маскируется в поэзии:
Если Ты хочешь, то земля станет мертвой; Если Ты хочешь - камни воспоют Тебе славу; Если Ты хочешь - сними эту накипь с моего сердца.
«Земля станет мертвой» - образ для кого-то (например, для меня) апокалипсический, для кого-то ветхозаветный. «Всё истреблю с лица Земли, говорит Господь: истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица Земли, говорит Господь» (Соф. 1:2-3). Не думаю, что надо уточнять толкование этой строки.
Вторая строка - «Если ты хочешь - камни воспоют Тебе славу» - очевидно взята из Евангелия (Лк. 19:37-40), где описывается вход Христа в Иерусалим, когда множество учеников радостно славило Его как Мессию, именуя Царем, но некоторые фарисеи советовали: «Учитель! Запрети ученикам Твоим». «Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопят».
Третья-четвертая строчки тоже отсылают к библейским цитатам: «И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить» (Мф.8:2); «Горе котлу, в котором есть накипь, и с которого накипь его не сходит!» (Иез. 24:6). Накипь здесь - это грехи жителей Иерусалима, отошедших от заповедей Божиих.
Насчет «подвенечной земли». В христианстве есть символы: Он - Жених, Церковь - брак. Подробности смотрите сами. Напоить нежностью «подвенечной земли» - значит напоить водой жизни, так как сердце лирического героя покрылось накипью.
Однако все сказанное не отменяет вопроса о ключевом образе песни - Вороники-Северного Цвета.
Но с годами я пришел к объяснению, единственному из возможных: Бог - Северный Цвет, Северный Цвет - Вороника, Вороника - Бог. Это не тождества, но смысловые связи между разными обращениями к Триединому Богу.
А почему все же Север? Северный цвет? Есть такое понятие как сакральная география. Восточнее всякого земного Востока находится рай небесный. Оттуда пришел Христос. С Запада, вероятно, придет Антихрист. Про Север у святых отцов уже ничего не говорится, но в противопоставлении Севера и Юга стремление к духовности (вверх по широтам) олицетворяет Север.
Гребенщиков по поводу Севера, скорее всего, чувствовал не что-то особенное, а то же, что мы. «Генетическая память народа» будет здесь подходящей подсказкой... Как родовую память я воспринимал и строку «мы с тобой одной крови». А по отношению к афористичной строке «ключ к Северу лежит там, где никто не ищет» я думал, что раз Гребенщиков все же выпустил альбом "Гиперборея" (1997), украшенный беломорским лабиринтом... так не намек ли это на то, что Беломорье и Кольский местами довольно густо лежат в мегалитах и лабиринтах. Дескать, вот же он ключ к Северу, а его никто не изучает, не ищет.
Но сейчас я переменил свое мнение. Исходя из логики всей песни, а не только последнего куплета, получается, что путь к Северу здесь равен пути к Богу, которого, как известно, следует искать в своем сердце (между его биениями). А «мы с тобой одной крови» - суть единение причастников и Христа через вкушение Его крови во время таинства евхаристии.