12 ДНЕЙ БЕЗ ВОЙНЫ

Mar 02, 2016 13:02

8 сентября 1943 года город Сталино был освобожден войсками Красной армии. Фашисты отступали, а с ними уносили ноги их пособники. В городе, второй раз за три года, кардинально менялась власть.

В 41-м году, к управлению городом пришли, что называется, случайные люди. Главным критерием отбора являлось желание работать на немецких оккупантов. Изменилась сама структура власти - районные и городские советы были упразднены, а функция исполнительных комитетов возлагалась на городскую и районные управы. Глав управ, бургомистров, назначали немецкие коменданты. Областное руководство осуществлялось военной администрацией, и было разделено между тыловыми районами разных армий.



Советские войска на привале у Дома советов (пересечение ул. Артема и Комсомольского проспекта)

В 43-м году, вместе с наступавшими красноармейцами, в город  вошли специально назначенные товарищи, которым Партия приказала занять руководящие должности, и начать работу по управлению областью и городом Сталино. Так, 9 сентября, когда на окраинах еще гремели бои, к работе приступили:

секретарь обкома КП(б)У - т. Дрожжин,
председатель Областного исполнительного комитета - т. Решетняк,
обл. прокурор - т. Нощенко;
начальник НКГБ - т. Бондаренко,
начальник НКВД - т. Чечков,
начальник Облмилиции - т. Ракитько,
И.О. секретаря горкома - т. Рогач,
И.О. председателя Горисполкома - т. Христич.

А работа предстояла грандиозная! Вот, как оценивался ущерб, нанесенный коммунальному хозяйству Сталино на основе материалов Чрезвычайной Государственной Комиссии (не касаясь промышленности).

Разрушено:

домов - 3761 шт. с жилой площадью 1 207 470 квадратных метров,
школ -113 шт.
детских садов - 62 шт.
магазинов - 390 шт.
поликлиник - 5 штук;
лечебных учреждений - 12 штук (2 000 коек);
комплекс детской больницы на 2 000 коек;
комплекс Клинической больницы им. Ворошилова на 1000 коек.

Были уничтожены зимний и летний театры на 1 100 мест, Дворец пионеров, Радиотеатр, Музей Революции, Картинная галерея, клуб имени Дзержинского, комплекс зданий Медицинского института, все корпуса Индустриального института им. тов. Хрущева, включая студенческую поликлинику, общежитие и подсобные помещения.



Почти вся многоэтажная застройка северной части довоенного Сталино была уничтожена в результате боев за город. На фото: вид на Театральный проспект от ул. Артема

Были сожжены трамвайный парк,  89 вагонов, 4 электровоза, 10 новых троллейбусов. Уничтожено  35 километров трамвайного пути, 35 километров контактной сети.

Разрушены водопровод и электрическая сеть города.

Все ценное имущество, включая оборудование учебных, медицинских и пищевых предприятий было разграблено и вывезено.

21 сентября 1943 года председатель Сталинского исполнительного комитета подготовил Докладную записку, на основании которой мы можем сделать кое-какие заключения о проделанной в городе работе.

Прежде всего, надо отметить, что к этому моменту «…Советские организации г. Сталино в основном руководящими кадрами» были «укомплектованы». При этом некоторая часть этих руководящих кадров досталась в наследие от оккупантов. Далеко не все решили сбежать с немцами, и некоторое время после освобождения занимали свои должности, вроде главврача ОЦКБ А.А. Ильинского и директора театра варьете Е.Н. Крюкова.

За 12 дней в городе удалось наладить работу 14 больниц с общим количеством 915 коек, 5-ти поликлиник, 21-ой амбулатории, 16-ти санитарных станций, 7 детских яслей, одного детского садика на 75 человек, и дома хроника на 800 человек.

Дальше в докладной записке приводится ряд интересных данных, заслуживающих цитирования: «До оккупации г. Сталино, работало 37 начальных школ, 23 НСШ и 53 средних школ, в общем итоге 113 школ, с общим количеством учащихся 82.000 человек».

«При господствовании немецких захватчиков в г. Сталино и его районах работало 60 школ, причем работа школ сводилась к преподаванию элементарных знаний в объеме 4-х классов». «…в последний день ими было разрушено и сожжено 34 больших красивых школьных зданий (школы, дворцы)."



Разрушенное здание средней школы №24, более известной под №1. Фото. А Пешехонова

К 21 сентября удалось наладить работу 24-х начальных школ и 14-ти средних школ, с охватом 12.964 учащихся. Так же открылись 4 детских дома на 350 ребятишек.

Намного печальнее обстояли дела  области торговли.  Власти рапортовали, что «в городе и районах работают базары, продуктов достаточно», но при этом, ни одного магазина так и не запустили. Были только подготовлены помещения для торговых точек: 30 шт.  - в самом Сталино, и 40 шт. - в районах города. Интересно, что первое время, в ходу останутся продуктовые карточки, выданные при оккупантах.

(Современному обывателю надо учитывать, что «город Сталино» - это фактически современный Ворошиловский район, а «районы» - это окружавшие «город Сталино» разрозненные поселки, которые только лет через двадцать станут неотъемлемой частью Донецка, а на тот момент ведущие полуавтономное существование.)

Постепенно оживала местная промышленность. К 21 сентября в городе работали:

«1. Вулканизационная мастерская - 1
 2. Обувных мастерских - 2          
3. Часовая мастерская - 1
4. Мастерская по ремонту пишущих машин - 1
5. Колесная и бричечная мастерские - 2
6. Химическая мастерская по изготовлению спичек - 1
7. Мебельная фабрика - 1»

Так же были организованы и работали:

« Чугунно-литейный завод «Артели Промбыт», которая изготавливает: ложки алюминиевые (изготовлено 1015 ложек), кастрюли, жаровни, сковороды и др.
Артель общества слепых изготавливает газированные вод из сырья оставшегося после отступления немецких оккупантов.
Артелью инвалидов организована пошивочная мастерская, кроме того в городе организуется портняжная мастерская.
Артелью «Кожевник» организованы и работают 2-еобувных мастерских, работают 25 парикмахерских, из них 7 принадлежат Горкомхозу. Работает одна кожевенная мастерская.»

Плачевно обстояли дела с обеспечением города водой и электричеством.

Водоснабжение осуществлялось из Щегловских скважин с суточным дебетом в 3000 м3, из них реально потреблялось порядка 1100-1200 м3, т.к. подача воды производилась маломощным насосом на базе тракторного двигателя, для которого не хватало горючего. Из этих строк в докладной записке можно сделать вывод, что ни одна из водонапорных башен в городе не работала, а только шла «работа по очистке резервуара, который будет наполняться в ночное время, как резерв». А дальше шла констатация факта: «Щегловская скважина снабдить население водой не в состоянии, поэтому основная часть населения пользуется водой из колодцев». На весь город работала одна единственная баня, т.к «на 2-й линии Банно-прачечный комбинат разрушен».

Электричеством вообще обеспечивались «в основном госучреждения с общим количеством 180 точек», т.к. в работе была всего одна электроустановка мощностью в 20 кВт.

Телефонная связь была только у 75-ти абонентов в городе, и 3-х в металлургическом заводе. Работала почта и телеграф.



Разбор завалов разрушенного дома на пересечении ул. Артема и пр. 25-летия РККА. Интересно, что здание гастронома "Москва" и бывшего Дворца пионеров пострадали не сильно.

За 12 дней после освобождения ущерб, нанесенный трамвайно-троллейбусному парку, еще не был до конца подсчитан, но уже велись работы по восстановлению машин и электрохозяйства города «с таким расчетом, чтобы оно было готово, при получении силовой энергии, к пуску в эксплуатацию трамваев, троллейбусов, кино и других производственных предприятий города».

Как мы помним, в городе еще не было централизованной розничной торговли, но уже удалось запустить в работу 5 мельниц в непосредственно городе, «с общим количеством помола 39 тонн», и 12 мельниц в районе, а также 7 крупорушек, и 8 маслобоен. Готовились к эксплуатации 13 пекарен, производительностью в 94,8 тонн.

Докладной записке сухо констатируется факт, ставший потом личной трагедией для многих вернувшихся их эвакуации дончан: «Предоставлено квартир для работников госучреждений и предприятий в общем количестве - 483, для семей красноармейцев и офицеров Красной Армии - 58» И это только за 12 дней. Понятно, что и в дальнейшем, с правом граждан на жилплощадь особо не церемонились, - занимались все пустующие помещения, а когда началась реэвакуация, многие вернувшиеся специалисты с удивлением обнаруживали в своих жилищах других хозяев.

С высоты прошедших лет, нам  потомкам, сложно судить, о темпах восстановления города, но картина, в общем, рисуется совсем не радужная. Почти через две недели после освобождения, в городе отсутствовало энергоснабжение и питьевая вода, не работали магазины, не ходили трамваи, даже улицы были еще не везде расчищены от завалов, судя из строк записки: «Исполкомом … дано указание в ближайшие 2-3 дня организовать очистку улиц, тротуаров, площадей, дворов от мусора».

Причин такой «нерасторопности» можно назвать  сотни, но главные тут приоритет восстановления тяжелой промышленности в ущерб коммунальному хозяйству, и слишком качественное разрушение города при отступлении советских и немецких войск.

Великая Отечественная Война, Донецк в период ВОВ

Previous post Next post
Up