Москва слезам не верит

Feb 15, 2004 14:52

Есть категория советских фильмов, которые настолько прочно вошли в наш быт, что потеряли свою собственно кинематографическую суть, превратившись в обязательное приложение к долгим зимним вечерам или миске новогоднего "Оливье". Интересно, кто-нибудь когда-нибудь пытался осмыслить «Иронию судьбы» вне контекста Оливье? Сомневаюсь. К этой же категории засмотренных до дыр, залюбленных до слепоты, зацитированных до глухоты, разорванных на сцены, фразы, жесты, кадры, диалоги, относится и "Москва слезам не верит". И сюжет на первый взгляд прост: провинциалка в столице, наивность, ошибки молодости, доверчивость, труд, целеустремленность, сила воли, московская прописка, успех, карьера, любовь, хэппи энд. Но фильм немного сложнее, чем эта бесхитростная мелодрама.

Стоп. А почему вообще меня угораздило упереться в экран и заподозрить в невинном романтическом блокбастере застойных времен наличие некоего смысла? Народная любовь? - нет, ведь народ любит не за смысл, а за душевность, и душевности в этом фильме хоть отбавляй. В смысл народ не вникает, а чем больше любит, тем меньше понимает - а о чем вообще эта киношка, что стоит за чередой кадров, что, собственно хотел сказать автор? Часто, на самом деле, складывается впечатление, что авторы очень популярных и любимых фильмов ничего не хотели сказать (разумеется, речь идет о моих персональных впечатлениях). Так вот. Может быть присужденный фильму "Оскар"? Ну ясный пень, нет.

Во-первых, фильм, скорее всего, про любовь. Но в отличие от героев аргентинских мыльных опер, жизнь «нашего» человека не состоит исключительно из одной любви. «Наш» человек обязан чего-то добиться. Почета, уважения, успеха, денег, машин, квартир, должностей. И в общем, любовь и социальный успех и являются координатными осями фильма. Каждый персонаж - модель успеха или неуспеха. И несмотря на то, что «успех» - понятие растяжимое и мы еще увидим в последствии, что и наши герои в спехе видят разное, уже с первых кадров мы понимаем, что такое успех для молодых девчонок, входящих в дверь с надписью «Рабочее общежитие №15».


Тип 1 «Волчица». Людмила пытается завоевать себе место под московским солнцем путем брака по расчету с перспективным, обеспеченным, престижным мужчиной. Ей кажется, что достаточно некоторого количества внешнего лоска, чтобы привлечь мужика и дальше уж почивать на лаврах счастливого супружества, в котором ее роль будет оставаться исключительно декоративной. Самое интересное, что она таки да находит себе такого мужчину. Но дураку понятно, что быть такой хищницей - плохо, и вот Людмила у разбитого корыта - она проигрывает в игре «стань москвичкой». Персонаж ее мужа, скорее всего, второстепенный, и сам по себе никакой смысловой нагрузки не несет. В его лице социалистический господь наказывает алчную Людмилу, и в 40 лет по-прежнему рыщущую в поисках выгодного жениха.


Тип 2 «Курица». Антонина находит себе пару в своей же рабочей среде. К 40 годам у нее по-прежнему любимый муж, трое детей, квартира, машина и дача. Казалось бы, это ли не счастье. По координатной оси «Любовь» Антонина ушагала, безусловно, дальше Людмилы. Но по «Успеху» она и ее муж Николай не сдвинулись с места, никаких грандиозных успехов в их образовании, карьере и образе жизни не произошло. Эх, кто ж так Москву покоряет!

Тип 3 «Кошка». Собственно, главная героиня - Катерина. Эдакий форпост советской женщины, к 40 годам только своими личными заслугами сделавшая карьеру от простой рабочей до директора крупного комбината. Ей не помешал в этом статус матери-одиночки, ребенок и отсутствие бабушек. Ей помогла в этом система яслей, детских садов и продленок. Совершенно одна она вырастила прекрасную дочь. Ее уважают подчиненные. У нее есть двухкомнатная квартира в кирпичном доме, «Жигули» первой модели и женатый любовник. Она прекрасно выглядит, стильно одевается и кормит дочку полуфабрикатами из фарфоровых супниц и молочников. Это - квинтэссенция успеха. Успешнее быть уже просто невозможно. Это личный успех работающей женщины, которая всем, что есть у нее в жизни, обязана только себе. В общем, по шкале успеха мы с Катериной улетаем в бесконечность. Москва лежит под каблуком у такой женщины. С любовью, правда, туговато. Нету любви. И тут, конечно, начинается роман, который (мы знаем) наконец сделает эту труженицу и мать просто счастливой женщиной.


И здесь - первая заковыка. Рассмотрим поподробнее первый Катин роман. Рудольф похож на Людмилу, он тоже из породы хищников. Ему нужна престижная жена, и дочка профессора вполне подходит на эту роль. Когда раскрывается правда и подруга оказывается совсем непрестижной работницей завода с койкой в общежитии, он отказывается от нее, от ее чувств и ее ребенка. Почему же Кате так не повезло? Кто виноват в этой драме с нежелательной беременностью? Конечно она сама и виновата. Все дело в том, что она заведомо знала, что такая, какая есть, в своем настоящем статусе, она не сможет заинтересовать молодого человека, и поэтому наврала, не подумав о том моменте, когда обман раскроется. Так могла поступать легкомысленная Людмила, которой и правда, такое поведение сошло с рук (но там, не будем забывать, жених по-настоящему интересовался именно ею самой, а не ее статусом). Но для Катерины и Рудольфа изначально не существовало будущего.

И вот, через двадцать лет ситуация повторяется в точности до деталей. Катерина встречает мужчину, он ей нравится, роман развивается стремительно, и она опять понимает, что ее настоящая жизнь, настоящий статус не вписывается в рамки этих отношений. И она опять врет. Спрашивается, чему научила ее жизнь? Вторая ошибка, все те же грабли, опять по лбу. И здесь сюжетная линия ломается в первый раз.


Личность самого мужчины тоже вызывает смутные сомнения. Это такой сверхпозитивный персонаж, сочетающий в себе нежную заботу о любимой с готовностью взять на себя ответственность за судьбу семьи. Мы понимаем, что Катерина устала быть главной везде и всюду, принимать решения и нести ответственность за все на свете. В глубине души ей хочется уткнуться носом в мужскую подмышку и там от души нарыдаться, махнуть на все рукой и побыть немножко слабой, немножко глупой, короче, побыть Женщиной при Мужчине. И как будто Георгий просто создан для такого дела. «Я буду решать на том основании, что я мужчина», - говорит он Катерине и она покорно опускает глаза. Ах, ах, ах, рыдают зрители. Бееееее, хочется сказать автору сценария. Не верю.

И вообще, присмотримся к этому герою нашего (уже не нашего) времени. Он необычен, такой оригинал, не стремящийся к карьере, должностям, деньгам, власти. Он - слесарь. Это очень романтично, особенно в 80-м году, но он очень особенный слесарь. Он - слесарь-интеллигент. Не становится инженером, кандидатом и доктором не потому что не может, а потому что не хочет. Не стремится. На его взгляд это пошло. Куда лучше вытачивать на фрезерном станке уникальные детали, дружить с профессорами и так походя бросать вызов обществу - не все, мол, стремятся к руководству. Заметим в скобках, что отвращение к руководству не мешает ему на вторые сутки знакомства с женщиной указать ей на ее место в семье этим своим «я буду решать на том основании». Он вообще такой рыцарь без страха и упрека, живет в комуналке без мебели, но с кучами книг - интеллигент, повторяю. Да, ремонт, черт с ним, может быть разруха это не естественное состояние его жилища, но производит он впечатление крайне убогое. Человек, в плаще на голое тело пьющий в одиночестве водку - наш человек. И страдает он по-нашему. Но при этом матом не ругается, пользуется уважением соседей и к Катерине являющийся трезвый как стекло (как ему это удалось?), в костюме и галстуке.

Короче, данный персонаж настолько противоречив и искусственен, что даже обидно за несчастную Катерину, опять влюбленную в черте-кого. Наверное только талант Баталова сделал из Георгия какое-то подобие человека.


Короче, несмотря на то, что поколения советских людей утирали слезы в полной уверенности, что фильм заканчивается хорошо, Катерина наконец-то обретает заслуженную долгими годами труда и одиночества Настоящую любовь, - на самом деле все очень сомнительно с ней, с этой любовью. Слишком наигранно, слишком пафосно, слишком противоречиво. Могу представить себе то столкновение характеров, сил и убеждений, которое произойдет в этой семейке. Могу себе представить, как можно положиться на женщину, с самого начала выдававшую себя за другую (причем уже не в первый раз, мы же знаем). Могу себе представить, каково жить с мужчиной, который, обидевшись, может в одну минуту оборвать все отношения и испариться, не дав шанса объясниться. Могу себе представить, как будет житься директриссе комбината, члену партии, депутату Моссовета со слесарем.

Так что наша героиня совсем недалеко ушагала по оси любви. Ну не так далеко, как нам казалось раньше. Уж лучше бы имела нормальную самооценку и с самого начала искала мужчину, подходящего именно ей. И тогда может и не пришлось бы сублимироваться в общественной и партийной работе. Может, лучше было иметь обыкновенную семью, не хватать звезд с карьерных небес, но и быть более счастливой? И при том, что вроде бы, это естественный вывод из фильма, настроение и подача самого фильма совсем не такие. В фильме Катерина - героиня. Женщина, обретшая счастье в труде и упехи в личной жизни, убившая двух зайцев, попавшая в десятку.

А фильм душевный, да.
Previous post Next post
Up