Vacker flicka

Mar 27, 2011 19:39

Надо подразбавить засилье "итальянцев" в моём уйутненьком - сегодня обратим взгляд на суровых челябинских мужиков шведских парней. Хотя без итальянцев и тут не обошлось!..

К марке Volvo я питаю давнее заслуженное уважение: во времена моей жизни в славном городе Мурманске их туда мореманы навезли огромное количество - благо до Скандинавии из Мурманска камнем добросить можно. Причем, среди сонма подержанных "шведок" попадались действительно "пожилые" машины - "Амазоны", PV544 и даже уж совсем древние PV444, причем, как правило, в удивительно приличном виде. В большинстве своем, конечно, везли относительно "свежие" "двухсотые" и серии 400-700-900. Но несколько раз попадались на глаза и героини сегодняшнего рассказа: Volvo P1800. Удивительно изящный и гармоничный автомобиль. Была у этой модели ещё одна разновидность кузова: трехдверный "спорт-универсал" ES. Его с полным правом лучше называть "шутинг-брейк". В свете моей любви к "шутингам" именно версия ES в основном и проиллюстрирует пост.





История серийных спортивных Volvo началась с модели P1900, выпущенной крохотным тиражом в 1956-57 годах. Машина получилась крайне неудачной как конструктивно, так и внешне, да ещё и весьма дорогой и на рынке провалилась - за год было собрано и продано всего 67 экземпляров. Однако одни грабли не остановили шведов, стремившихся застолбить место в новом для себя сегменте рынка. Руководство фирмы в начале 1957 года приняло решение о производстве нового спортивного автомобиля с использованием механических компонентов одной из самых популярных своих моделей - Volvo P120 Amazon. Задача была поставлена просто - Volvo собиралась покорить Старый и Новый Свет спортивным двухдверным купе 2+2.

Volvo P1900 Sport '1956-57 А мне внешне эта машина нравится. Кое-что "доработать напильником" - и вполне симпатичный автомобиль будет. Только вот кузов получился настолько слабым, что порой двери не закрывались...






Старт проекту дал в 1957 году главный конструктор фирмы, создатель знаменитого Volvo PV444, Хелмар Петтерсон (Helmer Petterson). Отдел стиля компании был сильно загружен работой, да и "обжегшись на молоке", бишь на P1900, принялись "дуть на воду", препоручив разработку внешности новой модели признанным мастерам - итальянцам, и для разработки нового автомобиля пригласили "варяга" - итальянское кузовное ателье Ghia. Только вот дизайн всё равно вышел шведский! История с "кто кого родил" весьма запутанная: сперва-то обратились к Пьетро Фруа, хозяину ателье "имени себя". И где, случайно (или неслучайно) трудился на ниве автомобильного стайлинга сын Хелмара Петтерсона Пелле. Дизайн Volvo P1800 - именно его, Пелле Петтерсона, рук дело! Сынуля "главного по тарелочкам" в "Вольво" не просто прохлаждался как детишки россиянских олигархов в тёплой Италии. Да и в таланте ему не откажешь. Тогда почему я сказал "пригласили Ghia", если машину создавала Carozzeria Frua - спросите вы? А потому как именно тогда Фруа продал своё ателье "коллегам по цеху" - как раз-таки ателье Carozzeria Ghia, тогда богатому и преуспевающему. Директор Ghia Луиджи Сегре, сам талантливый стилист, понимая, что ТАКИЕ кадры как Фруа упускать нельзя, назначил его главой Ghia Design. За тот короткий период, что Фруа занимал эту должность, он отвечал за успешный Renault Floride, получивший заслуженный коммерческий успех (за десять лет производства было продано, в том числе в США, около 117 тысяч "Флорид"). С собой Фруа принёс и разработки по шведскому "проект P958" за авторством Петтерсона-младшего. Однако именно успех Renault Floride вызвал серьёзные разногласия между Фруа и Сегре по поводу авторства. Пьетро в результате хлопнул дверью и вновь ушёл на вольные хлеба. Вот потому и сыр-бор в литературе "от чьей головы уши".
Новое купе, а иначе вопрос и не стоял - Швеция это вам не Лазурный Берег Франции и не Флорида: тут на кабриолете особо не наездишься, - было решено создавать на более короткой базе - 2450 мм против 2600 мм у P1900.
Первые три прототипа были собраны в Италии к концу 1957 года. Их перевезли в Швецию для доработки и на одном из них, первом прототипе X1 ручной сборки, Хелмар Петтерсон смотался в западногерманский Оснабрюк, в штаб-квартиру фирмы Karmann. Расчёт был на то, что немцы возьмут на себя выпуск P1800. Оно и к рынкам поближе, и оснастка у "карманновцев" лучше подходила для выпуска столь необычной для шведов машины. Немцы протестировали образец, обсудили и были готовы взяться за производство и могли бы поставить первые товарные машины уже в декабре 1958 года. Однако получили суровый окрик от "большого дяди" - концерна Volkswagen. "Фольксвагеновцы" были самыми крупными клиентами Karmann и опасаясь (вполне справедливо), что новое купе Volvo создаст конкуренцию их купе (VW Karmann Ghia), пригрозили разорвать все контракты. "Забег" по другим немецким фирмам тоже положительных результатов не дал: ни NSU, ни Hanomag по мнению шведов не могли обеспечить должного качества, соответствующего "вольвовским" стандартам (!). Машину из за проволочек с размещением производства долго и тщательно доводили. Только в мае 1959 года появилась первая официальная фотография "проекта P958". На конец того же года была назначена презентация.

Volvo P958-X2 Prototype by Frua '1958 Второй прототип, построенный Frua в сентябре 1958 года.




Выйти на проектную мощность Volvo собиралась к концу 1960. В те времена еще не существовало завода Volvo в Гетеборге, и старые производственные площади на все 100% были заняты производством других моделей. После долгих поисков по всей Европе контракт на производство кузовов был подписан с британской Pressed Steel Co. Ltd., которая штамповала детали и сваривала кузова на своём заводе в шотландском Линвуде. Из-за отсутствия производственных мощностей в Швеции сборка автомобиля началась на предприятии "Jensen Motors" там же в Англии, в пригороде Бирмингема. Заодно это несколько упростило логистику: готовые кузова из Линвуда на завод Jensen в Вест Бромвич везли по железной дороге. Однако английское качество оказалось никудышным, что ударило по репутации модели. В 1963 году сборку перенесли на новый завод Lundby Volvo в Гетеборге. С тех пор к индексу модели добавилась литера "S", обозначающая, что машины собраны уже в Швеции.

Volvo P958X2 Prototype 1957



Первый показ Volvo P1800 состоялся практически по плану - в январе 1960 года на Брюссельской выставке. Из Европы прототип сразу направился за океан на апрельское автошоу в Нью-Йорке. Причем специалисты по PR из Volvo не спешили раскрывать главный секрет корпорации. Согласно официальным пресс-релизам на новую P1800 устанавливался довольно старый двигатель B16B, но на самом деле для нее был специально разработан новый мотор - B18B. Его главные отличия от предыдущего мотора заключались в большем объеме - 1780 куб. см, и новой технологии производства основных трущихся деталей мотора. На него устанавливали усиленный коленвал с диаметром шейки 54 мм. Новый двигатель справедливо считался более прогрессивным для своего времени и по другим показателям. Степень сжатия нового мотора была 9,5:1 и мощность 100 л.с. при 5 500 об/мин.



Первые машины начали поступать в шведские магазины в мае 1961 года и представляли из себя своеобразную сборную солянку - в Англии полностью делали кузов, электрику (Lucas), тормоза, колеса, карбюраторы, всю систему овердрайва и некоторые детали мотора. Части рулевого механизма, стартер, генератор и трамблер приходили из Германии, амортизаторы Delco и редуктор заднего моста - из США.



На начало шестидесятых приходится небывалый пик популярности Volvo P1800 в США - она получает специальный приз за лучший дизайн на Калифорнийской выставке в 1961 году, а в 1963 и 1964 году была safety car (автомобилем безопасности) 24-часовых гонок в Себринге. Естественно, что более 80% производимых автомобилей уплывает за океан. Америка сходит с ума от телевизионного сериала "The Saint" о приключениях Симона Темплара, который постоянно появляется с умопомрачительными женщинами на белоснежном Volvo P1800. В сериале "сыграли" пять разных автомобилей Volvo P1800. Машина так понравилась Роджеру Муру, игравшему Темплара, что он приобрёл P1800 для личного пользования и ездил на нём на съёмки.

Volvo P1800S "The Saint"






В 1968 году ателье Carozzeria Frua представила прототип с кузовом shooting brake, однако в серию в 1972 году пошёл вариант, стайлинг которого разработал швед Ян Вилсгаард. А очень характерная задняя стеклянная дверь спустя много лет вновь появилась на современном Volvo S30.

Volvo P1800 ES Rocket by Frua '1968






В 1966 году мощность 1,8-литрового двигателя возросла до 115 сил. В 1968 появился силовой агрегат объёмом два литра мощностью 118 "лошадей". В 69-м двухлитровый мотор оснастили электронным впрыском топлива, благодаря чему мощность повысилась до 130 л.с. Версия с этим двигателем - Р1800Е, развивала максимальную скорость 190 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 9,5 секунд.












По материалам volvoclub.ru, carstyling.ru в соавторстве с гуглом и пунтосвитчером

italia, sverige, carrosseries, 1960, 1970, design, sweden, auto

Previous post Next post
Up