История мирового автомобильного стайлинга немыслима без имени этого человека. Его можно и нужно поставить в один ряд с самыми выдающимися творцами автомобильной красоты двадцатого века, такими как Харли Эрл, Жозеф Фигони, Фламинио Бертони, Марчелло Гандини, Вирджил Экснер, Уильям Митчелл, Нуччо Бертоне и Баттиста Фарина. Судьба его оказалась непростой, но счастливой.
Граф Алексей Владимирович Сахновский родился в Киеве 12 ноября 1901 года. Его отец - граф Владимир Сахновский - был личным советником Николая II, сторонником развития российской науки; во время 1 -и мировой войны служил комендантом станции Новый Порт, заведующим Петроградской портовой таможней и председателем комиссии по приемке автомобилей, поставляемых России союзниками. Мать была дочерью сахарного фабриканта Н.Терещенко, мультимиллионера, который еще в начале века пытался установить автомобильное сообщение между Киевом и Житомиром, построив для этого, с участием французских инженеров, автомобильную фабрику. В семье Сахновских имелся автомобиль Mercedes. Алексей с детства мечтал стать конструктором автомобилей и уехать на работу в Америку. В 13 лет он соорудил небольшую коляску, на которой можно было съезжать вниз по улицам холмистого Киева. Это занятие, однако, было признано опасным для окружающих: коляску отобрали и сломали. Безмятежную жизнь Алексея нарушили социальные потрясения 1917-18. Отец покончил жизнь самоубийством. Алексей записался в 1919 рядовым в армию генерала Врангеля. В январе 1920 года он эмигрировал в Париж, где жила его родная тетя. Поступил в Лозаннский университет в Швейцарии, затем учился в Школе искусств и ремесел в Брюсселе, которую не окончил из-за нехватки средств. Пришлось искать работу. Первая должность Сахновского была весьма скромной: младший чертежник бельгийской фирмы Van den Plas, изготовлявшей автомобильные кузова для индивидуальных богатых заказчиков. Когда же выяснилось, что он свободно владеет не только французским, но также английским и немецким языками, не говоря уже о редком для этих мест, но необходимом русском, его сделали переводчиком. Вскоре творческие способности молодого Сахновского были замечены руководством фирмы. Ему был предоставлен комфортабельный кабинет, в котором он мог создавать эскизы автомобильных кузовов. Кроме того, была удовлетворена его просьба отдавать свободное время испытанию собранных фирмой автомобилей. Элегантно одетый граф Алексей стал появляться по уик-эндам в самых фешенебельных районах Брюсселя, каждый раз на новом роскошном автомобиле; это льстило его самолюбию. 27декабря 1924 владелец фирмы Антуан Ван ден Плас назначил 23-летнего Сахновского художественным директором, приобщив его тем самым к брюссельской элите. Поскольку фирма «Ван ден Плас» работала совместно с автомобильными компаниями Minerva, Metallurgique и Imperia, ее кузова устанавливались на шасси автомобилей этих известных марок. На шасси «Минерва» были установлены кузова, сконструированные Сахновским: типа «конвертибл» для индийского магараджи, фаэтон - для бельгийского принца. Для Адриана Конан Дойля (сына создателя эпопеи о Шерлоке Холмсе) кузов Сахновского был поставлен на шасси Rolls-Royce. До 1929 кузова, созданные Алексеем Сахновским, использовались автомобильными фирмами Panhard et Levassor, FIAT, Exselsior, Hispano-Suiza, Mercedes-Benz, Isotta-Fraschini, Benthley, Voisin, Cadillac, Buick, Graf und Stift, Puch, Stutz и Packard. С. стал «звездой первой величины» среди дизайнеров автомобиля, бессменным победителем конкурса автомобильных кузовов «Гран-при Монте-Карло». Удостоенные этого приза кузова Сахновского в 1926 и 1927 стояли на автомобилях Minerva, в 1928-на Rolls-Royce, в 1929-на Packard. Тем не менее Алексея не покидала мечта уехать в Америку - самую автомобильную державу в мире. Но ему не хотелось быть рядовым эмигрантом, ищущим работу в чужой стране. Поэтому он решил заранее подготовить стартовую базу - стал посылать в нью-йоркский журнал «Autobody» свои статьи с многочисленными фотографиями принадлежавших ему дизайнерских решений. В результате в 1928 он получил два приглашения из Детройта. Первое из них было от General Motors, которое предусматривало лишь 6-месячное пребывание Cахновского в США: это его не устраивало. Он принял второе приглашение от фирмы «Хейз Боди К°» сроком на два года. Находящаяся в городе Гренд Рапидс компания утвердила его в должности художественного директора; контракт был заключен 22 октября 1928 года. В течение всего предшествующего периода Сахновский разрабатывал конструкции кузовов исключительно для автомобилей высшего класса, В 1930 дизайнер решил обратиться и к автомобилям массового производства. Сначала он проектировал кузова для американской фирмы Marmon, затем - Peerless. Кроме того, он явился первым в Америке стилистом «компактных» автомобилей, создав кузов для маленького автомобиля American Austin, который позже был переименован в Bantam - фирма чуть позже создала прототип будущих автомобилей типа «джип». В 1930 граф Сахновский вновь выиграл «Гран-при Монте-Карло» за представленный на выставке 8-цилиндровый переднеприводной роскошный американский автомобиль Cord L29 (он был самым низким и широким из числа представленных моделей). Алексей Сахновский создавал кузова и для автомобилей других фирм - Auburn, Packard, Willis, Continental, Studebaker, White. С ним консультировались General Motors и Ford. В 1933 он сконструировал обтекаемый кузов для автомобиля фирмы Nash. В 1937 Сахновский получил американское гражданство. В течение двух последних лет 2-й мировой войны служил в американской армии. Демобилизовался в чине полковника. В 1961 С. поселился в Атланте: конструировал кузова для грузовиков, автобусов, участвовал в дизайне самолетов, но легковые автомобили всегда были более близки его сердцу.
Во второй половине 30-х граф Алексей сахновский создал ряд интереснейших проектов для фирмы White, строившей грузовики, которые я и хочу показать
Labatt's Brewery Truck
Dodge Airflow Standard Oil of California, 1936
Autocar coe truck, late 1930s
White truck 1940s'
White coe truck, late 1930s
Canadian Labatt's Brewery
The Texas Company, Diamond T-based Tank Truck "Doodlebug" 1933
Ну и сам граф Алексей Сахновский:
В создании поста были использованы материалы "Энциклопедии автознаменитостей" - М. изд. "За Рулем", 2000 и сайта
www.eevamoritz.com/images.html , откуда было взято большинство 3D-моделей
Апдейт по просьбам сомневающихся трудящихся:
White 820 1944