Думаете - американская придумка? Ничего подобного! Так называемые "линейные гонки" , тоесть когда заезд проводился на время на прямом отрезке трассы со стартом с места или с хода были очень популярны по всему миру с самой зари автомобилизма и популярны по сей день.
В России после революции 1917 года автоспорт был надолго забыт. Были популярны автопробеги, но вот гонок в привычном смысле этого слова не проводилось. Гоночные автомобили строились лишь силами энтузиастов-одиночек, да и пересчитать их можно по пальцам одной руки - ведь автомобиль "простому смертному" был недоступен.
Хочу представить уникальный автомобиль - гоночный ГАЗ ГЛ-1, созданный в 1938 году на ГАЗе под руководством Евгения Агитова
Первый вариант ГЛ-1 был построен на Горьковском автозаводе в 1938 году на базе серийного ГАЗ М1. Машина на стандартном шасси была оснащена облегченным двухместным кузовом родстер. Серийный рядный четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 3285 куб. см, мощностью 50 л.с. при 2800 об/мин, в основе которого лежал мотор Ford-BB, был изрядно переработан: с увеличенной степенью сжатия, экспериментальной головкой блока цилиндров с увеличенным диаметром клапанов, выдавал уже 65 л.с. при 3200 об/мин. "Вытащить" больше из мотора М1 не удавалось больше никому ни до, ни после Евгения Агитова. Масса ГАЗ ГЛ-1 составляла 1000 кг.
Первый вариант ГАЗ ГЛ-1, 1938
А все началось с того, что в мае 1938 года на проводившейся в Москве километровой гонке со стартом с хода летчик Михаил Громов на совершенно стандартном американском Cord-812, подаренном ему в Штатах, едва не побил рекорд Советского союза, развив скорость 141, 565 км/ч. Это была пощечина: на мировой арене Советский Союз итак смотрелся не слишком выигрышно, а тут еще такое будьте-нате! Позволить иностранным машинам править бал на просторах страны победившего социализма??? Проблему решили вполне в духе времени: "нет машины - нет проблемы" (хорошо, что с легендарным летчиком-героем не поступили так же - а ведь побей он рекорд, могли бы...). Было запрещено использовать иностранную технику в соревнованиях.
"Сверху"-же было спущено партзадание развивать собственный автоспорт: ибо считалось, что занятия автоспортом - едва-ли не лучший способ подготовки военных водителей.
На ГАЗе и ЗИСе взялись за постройку своих гоночных автомобилей. О ЗИСовских расскажу попозже - там были построены действительно удивительные автомобили.
Дебют автомобиля состоялся в 1938 году на соревнованиях в Киеве, главным судьей которых был Валерий Чкалов. В октябре 1938 года испытатель А. Ф. Николаев достиг на ГАЗ ГЛ-1 достиг средней скорости 147, 84 км/ч на дистанции 1 км. с хода. Однако в 1940 году серийный ГАЗ 11-73 с новым рядным шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11 рабочим объемом 3485 куб. см. развил 140,077 км/ч. Стало ясно, что и ГЛ-1 нуждается в модернизации. На фото наже представлен как раз модернизированный ГАЗ ГЛ-1 образца 1940 года.
Газ ГЛ-1 получил новую силовую установку, форсированную до 100 л.с. при 3600 об/мин. Увы, но мотор сильно грелся. Была сильно переработана аэродинамика: установлена решетка радиатора от модели 11-73, обтекаемые колпаки на колеса, колпак над водительским местом. Масса при этом возросла до 1100 кг.
Максимальная скорость, достигнутая на модернизированном ГАЗ ГЛ-1 - 161,87 км/ч. Мерный километр со старта с места был пройден за 35,5 секунд. Официально это был самый быстрый автомобиль в Советском Союзе. Официально... Из советских машин.
Вот только за границей к тому моменту уже перешагнули рубеж в 400 км/ч...
После войны Аркадий Николаев реализовал себя как ученый. Он принимал участие во многих государственных проектах, самый яркий из которых - успешная экспедиция к Полюсу Недоступности Антарктиды. Судьба же Евгения Агитова сложилась трагично: проекты, над которыми он работал, были "заморожены" во время войны и конструктор покончил жизнь самоубийством. Однако дело его жизни не забыто: цветные фото в этом посте - живое свидетельство тому.
.
На цветных фото - воссозданный по сохранившимся фотографиям ГАЗ ГЛ-1 в "Кузовной мануфактуре Александра Бушуева". Реплику представили 26 февраля 2010 года в московском автомузее "Автовилль". Работы над машиной длились более трех лет и завершились ровно через семьдесят лет после появления машины на свет.