- Промышленная архитектура царской России была невероятно высокого уровня эстетики, - утверждает доцент кафедры архитектуры НГАХА, архитектор Игорь Поповский. - То, что любой объект нельзя делать плохо, было непреложным правилом для архитекторов того времени.
По словам Игоря Викторовича, все четыре вышеназванных башни - это элементы колоссальной архитектуры Транссиба и Алтайской железной дороги в стиле модерн.
Они составляют единый комплекс с дореволюционными вокзалами, постройками для работников железной дороги и даже общественными туалетами.
Но шли годы, и на смену Российской Империи пришли Советы со своими нуждами и своими архитектурными веяниями. Для 1920-х был наиболее актуален конструктивизм. В этом стиле в 1927-29 годах на самой на тот момент высокой точке Новосибирска - пересечении улиц Гавриловской (ныне - Добролюбова) и Карла Либкнехта - была выстроена 29-метровая железобетонная водонапорная башня. Она сыграла важнейшую роль в создании первой централизованной системы водоснабжения города. Обратите внимание, сколь внешний облик этой башни отличается от всех предыдущих: прямые, строгие, лаконичные формы, геометризм, полное отсутствие декора.
В конце 1930-х руки властей дошли и до левого берега Новосибирска. Здесь строился огромный завод "Сибсельмаш", развивалось жилищное строительство, в общем, водопровод требовался, как воздух. Так в 1939 году в составе левобережной системы водоснабжения появилась знакомая, вероятно, каждому новосибирцу Башня, давшая имя целому окрестному микрорайону. Строительство ее пришлось на переходный период
советской архитектуры: конструктивизм, вытесняемый неоклассицизмом, уходил в небытие. Перекрестье этих двух стилей и стало архитектурным решением этой водонапорной башни.
Когда с развитием технологий левобережная башня утратила свою практическую функцию, здание долгие годы оставалось в запустении.
В 1980-х местным властям пришла идея организовать на базе сооружения молодежный клуб.
Были влиты сотни тысяч советских рублей, однако клуб так и не был открыт. С распадом СССР башня перешла в частные руки и неоднократно меняла владельца. В 1990-е, по слухам, на ее шестом этаже работал шикарный бар для местных нуворишей, а затем здесь на десять с лишним лет "поселилась" телекомпания НТН-4. В 2005 году оппозиционный канал со скандалом был закрыт, с тех пор башня вновь пустует. Не так давно стало известно, что легендарное сооружение за адресом улица Ватутина, 29/1 выставлено ее нынешним владельцем на продажу за 100 миллионов рублей.
Водонапорные башни, разумеется, украшают не только Новосибирск. Вот, к примеру, башня его пригорода
Бердска, построенная в начале XX века.
Это одно из очень немногих сооружений, оставшихся от Старого Бердска, в основном затопленного в ходе строительства Обской ГЭС.
А это - водонапорная башня города Карасука Новосибирской области, которая является единственным местным памятником архитектуры. Год постройки - 1915.
Вот ее симпатичный макет из музея боевой и трудовой славы железнодорожников Карасукского узла:
- Все эти башни мы обязаны сохранить хотя бы для того, чтобы всем промышленным архитекторам и строителям было стыдно за те жуткие объекты, которые они строили в последующие годы, - уверен архитектор Поповский. - В какой-то момент мы вдруг решили, что промобъект не должен быть эстетичным.
Уровень, к которому мы в конечном итоге мы пришли, - это, к примеру, ужасная в своей простоте водонапорная башня на Издревой, выстроенная примерно в 1970-е годы.
И напоследок, в качестве справочного материала, разъясню принцип работы водонапорных башен. С их помощью обеспечивалась бесперебойная работа водопровода: когда воды подавалось больше, чем расходовалось, она накапливалась в резервуарах башен, в обратной ситуации вода из них сбрасывалась в водопровод. Такая технология водоподачи использовалась в Новосибирске до середины прошлого века.