Сегодня состоялось по местным меркам грандиозное событие "День открытых дверей" на наверное самом крупном по теперешним масштабам из предприятий города, авиастроительном заводе им. Бериева.
В прошлые годы такое мероприятие тоже имело место быть, но это без всякого сомнение знаковое. Огромное количество жителей работало или и продолжает работать на старейшем авиастроительном предприятии юга нашей страны. И именно в эти дни празднуется 100-летний юбилей завода.
Еще задолго до праздника чувствовалось, что проведен он будет на высоком уровне, везде, где только не кинь взгляд, красилось, штукатурилось и всяческими способами наводился лоск.
Работники предприятия шутили по этому поводу " Может Путин приедет поздравить, или еще кто из самых "верхов"
Другие с сарказмом замечали" " Вот бы почаще устраивали такие мероприятия и красили, ремонтировали дороги, подделывали фасады зданий, разбивали клумбы и газоны, глядишь и у нас бы было как в Тулузе (то, что о Тулузе мало кто слышал не останавливало шутников)"
И вот наконец этот день настал и все бы хорошо, но из-за сильного ветра программу демонстрационных полетов пришлось перенести на самое начало праздника и как я понял значительно сократить.
Не повезло, один кадр немного до сброса, второй уже после, снимал на солнце, мыльницей, разве ж этот момент снимешь, но старался.
Вот кто-то видео выложил, воспользуюсь, удачный ракурс, смотрите:
Click to view
Да, погода конечно подкачала, ветер, холодно, пыль и другие катаклизмы наверное повлияли на решение некоторых людей на посещение шоу. Особенно тех, кто собирался с маленькими детьми.
Но и без этого казалось, что весь город пришел взглянуть на "крылья Родины" послушать выступления музыкальных коллективов и просто пофотографироваться на память на этом, повторюсь, грандиозном событии.
Любопытство и интерес подогревал еще тот факт что в этом, юбилейном году был построен первый самолет БЕ-200 Таганрогской сборки, который и был продемонстрирован на гидроавиасалоне в г. Геленджике, немногим более месяца назад.
Подъезжая ближе к заводской проходной был виден нескончаемый, людской поток, двигающейся по тротуарам в сторону завода. Шли и стар, ветераны завода и их родственники и млад, ныне работающие, с детьми, соседями, просто знакомыми. Вот так вот люди шли и шли, так и хочется отметить, что людскому потоку казалось не будет конца)))
Сразу около проходной народу не протолкнутся тут вот увидел организованный отряд детишек, под командой взрослых, поинтересовался у женщины, как потом оказалась преподавателя:
- Вы чьих будете? Откуда?
- Лицей номер 28, - бодро отрапортовала учительница и опять принялась наводить хоть какое-то подобие порядка в галдящей на все голоса детской ватаге.
Только прошел проходную, тут же волонтеры принялись объяснять план мероприятия, раздавать програмки и буклеты, улыбаясь и приветливо показывая в ту сторону куда надо продвигаться дальше.
Здесь же состоялся митинг посвященный юбилею завода на котором выступили директор Юрий Грудинин, представитель городской администрации Лисицкий и другие оф. лица.
Включая и священника. Только вот зачем это? Я по поводу священника. Самолет создан руками и силой гения человеческого разума, никакой тут нет духовной состовляющей. А намедни придумали, мощи Сергия Радонежского на МКС запустили, зачем? Наверное Королев и Гагарин в гробу перевернулись. Ничего тут нет с "божьей помощью" только человек, великий и грешный, покорил и воздушный океан и космос. Ладно не будем отвлекаться, продолжим.
Вот грамоту подарили, судя по названи. грамота не простая архиерейская, которую почему-то передали женщине вахтерше на входе в КБ, где она и лежала благополучно, пока я случайно её не узрел и попросил снять, Женщина с удовольствием засуетилась, показываю грамоту в рамочку и так и этак, видно было, что и она очень причастна и принимает самое активное участие в обеспечении этого шоу.
Вход в КБ. Всяк сюда входящий, посмотри на эти мемориальные доски и задержи дыхание. Здесь работали великие авиаконструкторы с мировым именем и мировыми достижениями. Проникнись моментом и входи с трепетом в душе.
Подходим к зданию КБ в котором судя по указателям какая-то выставка, опа-на, смотрю
Володя Стародумов с камерой и палкой для селфи, поздоровались, пара слов и дальше, экономя время и боясь пропустить, что нить самое интересное.
Поддался на уговоры супруги зашли в фойе здания конструкторского бюро и посмотрели выставку моделей различных типов самолетов, выяснить, что и как не было возможности, фоновый шум и масса людей, так же желающих взглянуть мешало уточнению деталей. Да и не суть важно это.
Рядом стенд с детскими рисунками, которые тоже проникнувшись духом самолетостроения на все лады рисовали исключительно самолеты и главную машину БЕ-200.
Только подошли на плошадь, перед огромным цехом, увидели настоящий, не рисованный БЕ-200 выруливающий на старт, видимо метеообстановка мешала провести полеты по заранее запланированной схеме и поэтому самую зрелищную часть шоу перенесли чуть раньше. Наверное эта корректировка того стоила.
Было видно как только оторвавшись от полосы самолет сильно сносит боковиком, который наверное к тому времени метров 10 уже был.
Но пилоты четко все выполнили, сбросили раскрашенную воду под триколор, заложили пару виражей с креном наверное градусов 60 А как вы думали? У нас только АСЫ, жаль не записал фамилий, но я узнаю, дополню.
А на сцене разыгрывалась по истине эпическая сцена, открытие капсулы с посланием из далекого 1966 года.
Знаковая фотография. Открывается капсула с посланием и напутствием от старого поколения. Директор смотрит в небо, на БЕ-200 как раз проходящего над площадью. О чем думает? Видимо о будущем, не на капсулу смотрит, на самолет в небе.
Срубили наверное пайку, издалека не видно было, открыли бокс из хромированной стали на котором было выгравировано, впрочем, смотрите сами.
Директор предприятия Юрий Грудинин извлек пожелтевшие от времени документы и фотографии, а так же значки и медали выпущенные к 50-ти летию завода. Некоторые выдержки и цитаты из этих бумаг были тут же озвучены.
Перся со своим фотиком и боялся, что прогонят, вроде как за сценой все это происходило, в смысле рассматривание бумаг и документов, но все равно старался увидеть и снять, Исторический момент, без преувеличения.
И сразу было дано обещание заложить точно такую же капсулу с обращением к потомкам через 50 лет.
А я стоял и думал о том, что наши предшественники в том благополучном 66 году не мало не сомневались в том, что и через 50 лет завод будет работать и продолжать вносить свой не маленький вклад в обороноспособность страны.
А что мы напишем? Что оставим потомкам? Руины корпусов или четко отлаженное, эффективно работающие предприятие?
И мысли были как бы это сказать, очень разные. Хотя с выходом первой машины настроение у работников завода поднялось, воспряли духом, а там и вторая "не за горами" по слухам второй самолет гораздо легче идет, в смысле сборки и т.д. Ну что же будем надеяться, что будет о чем написать и что оставить поколению середины века.
На заводе было организовано две концертные площадки, одна у мемориала погибшим в Великой Отечественной войне, другая как уже говорилось, на площади перед цехом. Площадь была приведена в порядок в кратчайшие, я бы сказал в рекордные сроки, ведь можем когда захотим.
Курсанты Неклиновской летной школы с воодушевлением играют на ложках. Молодцы ребята, только видимо замерзли.
Артисты фольклерного ансамбля "ЗАБАВА". Поют и пляшут, повод для этого более чем значителен.
Здесь же встретил уже теперь "старую" знакомую, одну из руководителей молодежного движения завода
Анечку Шнурченко, которая поведала мне о некоторых праздничных мероприятиях, уточнила название музыкальных коллективов ну и поговорили по другим темам касающихся сегодняшнего праздника.
Немного замерзнув, решили попить чаю и что нить скушать, благо возможностей для этого было много. В разных местах, на пути движения людей были организованны палатки, "поесть-попить" а на входе даже целая полевая кухня с шашлыком и другими коврижками. Шашлык продавался по рекордно низкой цене 850 руб. Но была довольно длинная очередь, и стоять как-то не захотелось.
Ограничились гамбургерами, очень вкусными, тут же подогретыми в микроволновке. На вопрос продавщицы "Что еще?" Я ответил: " Улыбку для фото", что тут же и было предоставлено.
Вообще не для красного словца хочу сказать, что атмосфера праздника и какого-то перейденного сложного рубежа чувствовалось во всем.
В настроении людей, любопытстве мальчишек, в радостных и гордых лицах авиастроителей: " Наконец мы сделали это... Вот он БЕ-200, наш, Таганрогский, .... а вы не верили ... русский человек долго запрягает, но потом быстро едет .... теперь попрем, только держись."
И наконец у же довольно находившись и насмотревшись, проникнувшись гордостью оправились с супругой домой. А народ все шел и шел к заводской проходной.
На выходе, на аллей была устроена импровизированная выставка достижений различных учебных заведений города. Где тоже на минуту задержались, что бы сделать фото и поговорить.
Робот созданный руками преподавателей и студентов "Радика" Какой-то мужчина посморев, что-то начал говорить о Японии о высоких технологиях и т.д. Я ему ответил: "Влейте такие же бабки в разработки и ни копейки не украдите и у нас будет лучше, Можно подумать русский человек тупее или неспособнее японца" . Хотя при чем здесь этот мужик? Что ему вливать)))
И уже на самом выходе из завода постояли и немного послущали ансамбль "Россиянка" в котором артисты пенсионного возраста с воодушевлением и неподражаемым артистизмом исполняли песни.
Поаплодировали, улубнулись и поехали домой. Дальше отметить праздник в семейной обстановке, поднять тост за "Слава российскому гидроавиастроению" "Ядерный щит" страны, выпить, закусить и выругаться в адрес вероятных супостатов.
Еще налить, выпить и со слезой и гордостью в голосе заявит, не знаю в чей адрес, наверное опять же тем незримым оппонентам" Что суки? Думаете в Таганроге авиастроение кончилось?. Клепаем и клепать будем КРЫЛЬЯ РОДИНЫ НА СТРАХ ВРАГАМ !!!
СЛАВА РОССИЙСКОЙ АВИАЦИИ. УРА ТОВАРИЩИ))))) УРАААААА)))))))
Р. S. Я видел как возвращалась БЕшка из Геленджика, та самая, первая, еще некрашенная. Стоял, смотрел, в грязной куртке и рабочих ботинках и настолько этот момент был пронзительный, что не зная как выразить свои чувства, приложил руку к шапке и так замер.
Кому я салютовал, мне было не понятно и самому, может тем парням в самолете на глиссаде, может возрождающемуся таганрогскому авиастроению, или может новой России, Великой авиационной державе.
Потом опустил руку и сказал: "Пацаны, первый пошел" и наверное от восторга выругался трехэтажным и засмеялся.
Все, хорош, заканчиваю, а то понапишу тут, праздник жешь))))
Фотографии с прошлого аналогичного мероприятия. Сборочный цех гидросамолетов БЕ-200.
Кому интересно фотоотчет с прошлогоднего шоу.
Кликай здесь.