Грета Гарбо (настоящее имя Грета Ловиса Густафссон) появилась на свет 18 сентября 1905 года в столице Швеции Стокгольме. Она была третьим ребенком в простой шведской семье Карла и Анны Густафссон. Родители не могли дать детям хорошего образования, так как трудились на низкооплачиваемых работах: отец убирал уличные туалеты, а мать торговала в лавке. Когда в 1918 году от туберкулеза умер отец, жить стало еще тяжелее. Грета бросила школу и пошла работать: сначала была уборщицей в парикмахерской, затем служащей в банке и, наконец, продавщицей в супермаркете 'Паб'.
Грета Гарбо в возрасте 15-ти лет
Первый раз она появилась перед камерой, снимаясь для рекламных роликов универмага, в котором работала. В конечном итоге на неё обратил внимание комедийный режиссёр Эрик Петчер и предложил девушке маленькую роль в своей новой картине «Петер-бродяга» (1922). С 1922 по 1924 год Гарбо училась актёрскому мастерству в Королевском драматическом театре Стокгольма. Там она познакомилась с режиссёром Морицом Стиллером. Он лично занялся её обучением, придумал девушке благозвучный псевдоним - Грета Гарбо - и пригласил её на главную роль в немую картину «Сага о Йесте Берлинге». Игра Гарбо произвела впечатление на Луиса Б. Майера, стоявшего у истоков голливудской студии Metro-Goldwyn-Mayer, и он предложил актрисе и Морицу Стиллеру работать на его киностудии.
Когда Гарбо приехала в Голливуд, были сделаны фотопробы. Результаты оказались потрясающими. Ее лицо обладало пропорциями, которыми руководствовались античные скульпторы, а тело соответствовало пропорциям Венеры Милосской.
Снимаясь в немом кино, Гарбо достигла вершин популярности. Она была одной из немногих актрис, которые успешно переключились на звуковые фильмы. Однако руководство студии довольно долго задерживало этот переход, беспокоясь о том, будет ли положительной реакция зрителей, когда шведский Сфинкс заговорит. Её последним немым фильмом стала картина 1929 года «Поцелуй».
Тревога руководства была напрасной. Её низкий хрипловатый голос с небольшим шведским акцентом в фильме Юджина О'Нила «Анна Кристи» (1930) - он вышел на экраны под слоганом "Гарбо говорит" - моментально завоевал любовь публики.
В 1931 году Гарбо снялась вместе со знаменитым Кларком Гейблом в картине «Сьюзан Ленокс: падение и взлет». Это был их единственный совместный фильм, и причиной тому была взаимная неприязнь актёров. Она считала игру Гейбла топорной, а Гейбл в ответ называл Гарбо снобом.
Далее последовали работы в фильмах «Мата Хари», где актриса исполнила роль легендарной шпионки времён Первой мировой войны.
«Гранд-отель» - этот фильм в 1932 году был удостоен премии «Оскар».
Картина была основана на романе австрийской писательницы Вики Баум "Люди в отеле" и рассказывала зрителям историю, произошедшую в роскошном Берлинском гранд - отеле, где сотни служащих и гостей встречались и расходились. Все грехи мира - убийство и воровство, азарт и жадность, были представлены в этом замкнутом уголке красоты и порока. Судьба всех свела в один клубок.
Пробуя расширить свои актёрские возможности, Грета Гарбо снялась в комедии «Ниночка» (1938), но успеха не имела.Зрители не захотели принять своего кумира в этом чуждом образе!!
Сюжет фильма:
Трое советских эмиссаров - Иранов, Бульянов и Копальский - по заданию партии приезжают в Париж, чтобы продать конфискованные у аристократии драгоценности. У них есть украшения, до революции принадлежавшие великой княгине Сване, которая хочет их выкупить до торгов и посылает к эмиссарам в качестве посредника своего любовника графа Леона д’Алгу. Леон знакомит советских посланников с прелестями капиталистической жизни, они быстро поддаются искушению и, вместо того чтобы выполнять задание, предаются развлечениям. Тогда Советы откомандировывают в Париж партработницу Нину Якушову с поручением довести дело до конца и вернуть на родину троих бездельников. Поначалу Ниночка тверда и несгибаема в своём противостоянии Леону и парижским соблазнам, но тем временем граф влюбляется в неё…
Последней значительной ролью Гарбо стала Маргарита Готье в «Камилле» (в нашем прокате - «Дама с камелиями»), поставленной в 1936 году Джорджем Кьюкором. Это - экранизация известной пьесы Александра Дюма-сына, которая издавна служила проверкой талантливости многих крупных драматических актрис, таких, как Сара Бернар, Элеонора Дузе и др. После выхода фильма на экран критики отмечали, что Гарбо оказалась достойной великих предшественниц.
После провала последнего своего фильма «Двуличная женщина» (1941) актриса навсегда покинула кино.
В 1954 г. ей была вручена специальная премия «Оскар» - за вклад в киноискусство.
Полвека одиноко прожила Гарбо в Нью-Йорке, избегая репортеров и выходя на улицу лишь в темных очках, закрывающих лицо.
Все предложения вновь вернуться на экран она отвергла. На вопрос тех, кто ее узнавал: "Неужели, вы - Грета Гарбо?" - неизменно отвечала: "Я была Гретой Гарбо".
Она умерла в нью-йоркской больнице в 1990 году в возрасте 84 лет. Несмотря на то, что о творчестве этой актрисы написаны уже десятки книг, она так и осталась «таинственной Гарбо» - и от этого еще более манящей.
Несколько цитат и выражений помогут вам лучше понять ХОЛОДНОГО СФИКСА:
"Я никогда не говорила: 'Я хочу быть одна'. Я только сказала: 'Я хочу, чтобы меня оставили в покое', а это не то же самое."
"Чтобы показать свои достоинства, нужно гораздо больше ума, чем для того, чтобы скрыть свои недостатки."
"Я не представляю себя в роли жены - ужасное слово."
"Быть звездой - нелегкое дело, требующее уйму времени, и я говорю это со всей серьезностью."
"По-моему, ужасно глупо то и дело попадать в газеты. Любой, кто хорошо делает свое дело, имеет право на частную жизнь."
Стоило ей сказать 'кажется я возвращаюсь в Швецию', как любой режиссер менял условия так, как этого хотела она.
«Я устала от Голливуда, никогда не любила свою работу. Бывали дни, когда я просто заставляла себя идти на студию. По сути дела я снималась даже дольше, чем планировала. Остановиться раньше мне не позволял контракт. Я ведь никогда не чувствовала себя настоящей актрисой. Меня часто приглашали выступить на Бродвее. Но сама мысль, что на меня будут смотреть тысячи глаз, приводила меня в ужас».
«Смешно думать, что я могу пойти с кем-то к алтарю»
Грета получила приглашение посетить Германию. Фюрер был поклонником ее таланта. После смерти актрисы в ее архивах была обнаружена запись: «Следовало отправиться в Берлин, захватив с собой пистолет, спрятанный в сумочке. Я могла убить его очень легко. Это разрешило бы все проблемы, и, может быть, не было бы войны, а я стала бы героиней масштаба Жанны д’Арк. Хотя я не политик, и наверное, война началась бы при всех обстоятельствах».
1970 г. Стокгольм, Швеция. Терраса «Гранд-Отеля». Столик в углу занимает дама в черной меховой накидке и широкополой шляпе. Молодой официант, на ходу поправляя пиджак, который явно ему велик, подходит к столику:
- Миссис уже сделала свой выбор?
- Мисс, мальчик.
- Прошу прощения, мисс.
- А потом, вы что, только что из постели? Одеваться следует дома, молодой человек. И желательно в свои вещи. Вы давно здесь служите?
- Семь лет, мисс.
- А почему не видно мистера Лергмана? Обычно он обслуживал меня. Пригласите его.
- Увы, это невозможно, мисс. Он умер шесть лет назад.
- Какая неожиданность!
- Ему было…
- Вас никто не спрашивал о том, сколько ему было лет. Пожалуйста, кофе.
Проводив взглядом смущенного официанта, женщина наконец позволила себе снять черные очки и достала из сумочки пачку сигарет. Мужчина, сидящий за соседним столиком, немедленно протянул ей зажженную спичку: «Пожалуйста, мисс Гарбо. Видеть вас на родине для меня огромное счастье и честь. Не могли бы вы подписать открытку? Иначе никто не поверит, что я видел саму Грету Гарбо».
Грета Гарбо в старости.
Фильмография
1941 Двуликая женщина | Two-Faced Woman (США) :: Карэн Борг Блэйк
1939 Ниночка | Ninotchka (США) :: Ниночка :: главная роль
1937 Покорение | Conquest (США) :: Графиня Мари Валевска
1936 Дама с камелиями | Camille (США) :: Маргарита Готье :: главная роль
1935 Анна Каренина | Anna Karenina (США) :: Анна Каренина
1934 Разрисованная вуаль | Painted Veil, The (США) :: Катрин Коэрбер Фэйн
1933 Королева Христина | Queen Christina (США) :: Королева Христина :: главная роль
1932 Какой ты меня желаешь | As You Desire Me (США) :: Зара
1932 Гранд-отель | Grand Hotel (США) :: Грузинская
1931 Сьюзан Ленокс: падение и взлет | Susan Lenox (Her Fall and Rise) | Susan Lenox (США) :: Сьюзан Ленокс ::
1931 Мата Хари | Mata Hari (США) :: Мата Хари
1931 Вдохновение | Inspiration (США) :: Ивонн Валберт
1930 Роман | Romance (США) :: Мадам Рита Каваллини
1930 Анна Кристи | Anna Christie (США) :: Анна Кристи
1929 Поцелуй | Kiss, The (США) :: Ирен Гуэрри
1929 Единый стандарт | Single Standard, The (США) :: Арден Стюарт Хьюлетт
1929 Дикие орхидеи | Wild Orchids (США) :: Лилли Стерлинг
1928 Загадочная леди | Mysterious Lady, The (США) :: Таня Федорова
1928 Женщина дела | Woman of Affairs, A (США)
1928 Божественная женщина | Divine Woman, The (США) :: Марианна
1927 Любовь | Love (США) :: Анна Каренина
1926 Соблазнительница | Temptress, The (США) :: Елена
1926 Поток | Torrent (США) :: Леонора Морено / Ла Брунна
1926 Плоть и дьявол | Flesh and the Devil (США) :: Фелиция
1925 Безрадостный переулок | Joyless Street, The | Freudlose Gasse, Die (Германия) :: Грета Рамфорт
1924 Сага о Йосте Берлинге | Saga of Gosta Berling, The (Швеция) :: Элизабет Дона
1922 Питер бродяга | Peter the Tramp (Швеция) :: Грета
1921 Охотники за удачей | Happy Knight, A (Швеция) :: Горничная
1921 Как не одеваться | How Not to Dress (Швеция)
1920 Господин и госпожа Стокгольм | Mr. and Mrs. Stockholm (Швеция)
Некоторые факты личной жизни актрисы:
Аристократический облик Греты Гарбо будоражил воображение ее поклонников, которых у нее было много, несмотря на нелюдимость актрисы. Среди них были политики, музыканты и миллионеры. У Греты Гарбо был роман с дирижером Стоковским и миллионером Д’Шли. Но на предложение выйти замуж Грета отвечала отказом: "Смешно думать, что я могу пойти с кем-то к алтарю!" Адольф Гитлер тоже был неравнодушен к Грете Гарбо, и даже приглашал ее в Германию, но, как и все, был отвергнут…
Грета Гарбо была бисексуальна, актриса заводила романы и с женщинами. Впервые Грета Гарбо встречалась с актрисой Лилиан Тэшман, затем Фифи д’Орсэ, а в 1931 году Грета Гарбо познакомилась с колоритной особой Мерседес де Коста, лесбиянкой и феминисткой, которая была старше Гарбо на 12 лет. Вызвавшая много сплетен эта дружба длилась до тех пор, пока Мерседес де Коста не выпустила мемуары, где откровенно рассказала о своих отношениях с Гретой Гарбо, Айседорой Дункан и Марлен Дитрих. Грета Гарбо долгое время не могла простить возлюбленной ее поступок, и только узнав о смерти Мерседес, попросила положить в ее гроб букет белых лилий, в знак того, что она прощала подругу.
Около 20 лет продолжалась крепкая, хоть и неофициальная связь Греты Гарбо с промышленником Джорджем Шли. Многие удивлялись этому роману, не понимая, что могло связывать красавицу-актрису с этим невзрачным мужчиной, одетым в плохо сшитые костюмы, в то время как его женой была знаменитый модельер Валентина. Всю жизнь Грета Гарбо тяготилась своей привлекательностью, пыталась преклонить голову на плечо тем, кто мог подтолкнуть ее вперед, взять на себя ее заботы. Великолепная актриса передала Джорджу Шли право распоряжаться своими деньгами, делать вложения, покупать антиквариат. Миллионер завещал Грете Гарбо почти все свое огромное состояние. Актриса получила акции бумажной промышленности, дома в Италии и Южной Франции, финансовый капитал Гарбо продолжал увеличиваться даже помимо ее воли.
Среди любовников Греты Гарбо числился и знаменитый фотограф Сесил Битон, создавший в 1959-е годы серию ее фотопортретов, которые свидетельствовали о том, что бывшая актриса осталась самой красивой женщиной мира.
Грета Гарбо и Сесил Битон
Грета Гарбо и Сесил Битон
Особая интрига этой связи заключалась в том, что Сесил был гомосексуалистом и сторонился женщин. В своей книге Битон имел неосторожность написать о своих отношениях с Гарбо, она прекратила с ним общаться. Впрочем, с Сесилом Битоном перед его смертью Грета Гарбо все-таки помирилась.