"Безумству храбрых поем мы Славу..."

Jul 01, 2015 22:33


"Героизм одного на 90% состоит из глупости, безалаберности и беспечности других"

Маленький сюжет большой войны!!



17 апреля 1943 года  будничная задача передислокации обернулась трагедией, подробности которой и поныне доподлинно неизвестны никому.

Эскадрилью  291-го истребительного полка, 265-ой ИАД, 3-го ИАК,  в роли лидера, обеспечивающего навигацию, возглавлял бомбардировщик Пе-2. Выведя десяток "яков" в искомый квадрат над летным полем Ростова-на-Дону, "пешка", прощально махнув серебряным крылом, развернулась и легла на обратный курс, а истребители пошли на посадку на аэродром… Таганрога, занятый немцами.

В результате из-за преступной ошибки экипажа бомбардировщика наши ВВС в считанные минуты потеряли шесть летчиков и, соответственно, столько же боевых машин Як-1.

Возможно, этот эпизод так бы и остался еще одной каплей в море неизученных фактов, коими богата Великая Отечественная, если бы не одно "но": именно в тот самый день, 17 апреля, в Таганроге немцы похоронили со всеми воинскими почестями двух советских летчиков. С чего вдруг? За какие заслуги? Вторая мировая война изначально ничем не напоминала средневековые рыцарские баталии с нередкими проявлениями великодушия и благородства, скорее, наоборот, она была одной из самых жестоких и кровопролитных в истории человечества, в которой примерам искреннего уважения к противнику практически места не находилось.

Молодые таганрогские энтузиасты Александр Заблотский и Иван Заболотский, которые уже на протяжении нескольких лет изучают эти события педантично и исключительно ответственно, в силу чего история приобретает все более четкие и зримые очертания…

…На рассвете 17 апреля командир эскадрильи Як-1 капитан А. Егоров поднял в небо с аэродрома Россоши группу истребителей из 10 машин вслед за своим лидером - "пешкой" лейтенанта Зотова. Последний, добросовестно, по его разумению, выполнив свою миссию, ретировался, а истребители стали парами заходить на посадку. Три "яка" успели сесть на летное поле, прежде чем остальные сообразили, что аэродром-то - немецкий. От огня фашистских зениток три боевые машины загорелись и свечками рухнули на землю. Можно предположить, что потерь могло быть и больше, если бы и гитлеровцы не растерялись: вряд ли они ожидали нежданной-негаданной посадки русских на свой аэродром. В эту чудовищную западню угодил сам капитан Егоров, его заместитель старший лейтенант Иван Единархов и пилот младший лейтенант О. Горбунов. Взлететь офицеры уже не смогли - перегретые двигатели самолетов отказывались подчиняться, а потому оказались перед незавидным выбором - умереть или сдаться в плен.
К сожалению, документальных подтверждений того, как развивались события дальше, нет. Их не обнаружилось даже в бундесархиве, куда обратились таганрогские исследователи А. Заблотский и И. Заболотский. Генрих Борисович Гофман, ссылаясь на рассказы местных жителей, которые, конечно же, тоже нельзя принимать за чистую монету, трактует ситуацию так: увидев, что немцы окружают его самолет, капитан Алексей Егоров, выхватив пистолет и уничтожив более десятка гитлеровцев(!), последнюю пулю приберег для себя. А Иван Единархов (его имя Гофману было не известно) после бесплодной попытки запустить двигатели истребителя поджег свою боевую машину, сгорев вместе с ней

Мужество комэска и его заместителя произвело должное впечатление и на противника. По приказу командира 111-й пехотной дивизии, занимавшей таганрогский участок "Миус-фронта", генерал-майора Рекнагеля, Егоров и Единархов были похоронены на городском кладбище с отданием всех положенных в таких случаях воинских почестей.

О судьбе старшего сержанта Горбачева до сегодняшнего дня ничего не было известно, хотя уже тогда в полку ходили упорные слухи, что он завербовался в РОА (хотя по всем документам он и сейчас проходит как "пропавший без вести"). Используя немецкие данные теперь это можно с уверенность утверждать. Такая вот непростая история мужества и предательства друзей - однополчан.

Несколько другая версия развития событий того далекого трагического дня:

Вот что пишет об этом Герой Советского Союза полковник С. Шпуняков: "Один из полков корпуса, следуя за лидером, пришёл прямохонько на немецкий аэродром в Таганроге. Командир эскадрильи Егоров, его заместитель Единархов и ещё один лётчик успели приземлиться прямо в лапы фашистам. Ещё трое на посадку зашли и грохнулись дымящимися обломками под огнём немецких зениток. Не успели повоевать ребята. Егоров пытался из пистолета отстреливаться, убил двух немцев, но его и замкомэска застрелили. Погиб и севший с ними пилот".
Однако эта история имела свое продолжение, потому что немцам достался наш истребитель. А может, и два… Как вспоминает знаменитый летчик-ас Александр Иванович Покрышкин, уже позднее, в самый разгар "кубанской мясорубки", его во главе восьми американских "аэрокобр" направили на таганрогский аэродром с конкретной задачей: расстрелять стоящий там Як. Чей? Либо Егорова, либо Горбунова. Однако на летном поле советского истребителя не оказалось - немцы успели его припрятать. А через несколько дней Покрышкин встретился с этим самолетом в небе: пилота выручила интуиция, и он успел в последний момент увернуться от очереди краснозвездного соседа. Впоследствии этот Як под прикрытием "мессершмиттов" не единожды видели наши пилоты. Кстати, разобрались с ним довольно оперативно - в один из дней командование запретило вылеты всех Яков без исключения. Приказ, как и ожидалось, не выполнил только один - оборотень, которого тут же обнаружили и завалили "аэрокобры".
Столь же оперативным было и расследование случившегося: не прошло и десяти дней, как приказом маршала авиации Новикова Зотов и Каримов были преданы суду военного трибунала, а люди, ответственные за штурманскую подготовку частей, поплатились (большинство, правда, временно) своими должностями и воинскими званиями. Со слов известного советского авиационного теоретика В. Алексеенко, члены одного экипажа "бомберов" после неудачного лидирования якобы застрелились. Впрочем, документального подтверждения этому пока не найдено.

Приказы касающиеся инциндента в Таганроге :

ПРИКАЗЫ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СССР 1943-1945 гг.
ТОМ 2; № 112
ПРИКАЗ О НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОМ ЛИДИРОВАНИИ САМОЛЕТАМИ Пе-2 1-го БОМБАРДИРОВОЧНОГО АВИАКОРПУСА ИСТРЕБИТЕЛЕЙ 3-го ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАКОРПУСА
№ 0318 27 апреля 1943 г.
Для переброски 3-го истребительного авиакорпуса с Воронежского фронта на другой фронт командиру 1-го бомбардировочного авиакорпуса было приказано выделить в качестве лидеров 16 лучших экипажей на самолетах Пе-2.
Перебазирование началось 16.4.43 г. В результате преступно халатного отношения к делу со стороны экипажей и их начальников 7 экипажей из 16 потеряли ориентировку, из них экипаж 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 1-й гвардейской дивизии: летчик-лейтенант Зотов, штурман эскадрильи старший лейтенант Каримов - предательски привели группу истребителей вместо Ростова в Таганрог, занятый противником, где, став в круг, предложили производить посадку. Несмотря на открытый противником артиллерийский огонь из ЗА, 3 самолета Як-1 во главе с командиром эскадрильи 291-го полка Егоровым произвели посадку в Таганроге и попали в руки врага. 3 самолета Як-1 были сбиты ЗА противника на кругу аэродрома и там же, горящие, упали. Остальные 4 самолета с преступником-лидером вернулись на аэродром Ростова.
3 экипажа: летчик 854 бап 293 бад младший лейтенант Малеев, штурман корабля старший сержант Сероглазов, летчик того же полка старший сержант Данилов, шутрман звена лейтенант Малышко и летчик 81-го гвардейского бомбардировочного авиаполка 1-й гвардейской авиадивизии (стажер Омской школы летчиков) лейтенант Назаров при штурмане звена лейтенанте Лаврове - потеряли ориентировку в самых простых условиях и привели свои лидируемые ими группы истребителей вместо аэродрома Миллерово в Чертково, где и произвели посадку в поле, разбив 2 Як-7б, 1 Пе-2 и 1 Пе-2.
Экипаж 82-го гвардейского авиаполка 1-й гвардейской авиадивизии лейтенант Рыбалко со штурманом эскадрильи капитаном Сербковым заблудились и привели свою группу истребителей не на аэродром Миллерово, а в станицу Вешенская, где и произвели посадку в поле, разбив один самолет Як-7б.
Экипаж 804 бап 293 бад: лейтенант Поляков, штурман звена младший лейтенант Жариков, лидируя группу истребителей из Обояни в Россошь, потеряли в воздухе группу и вернулись на аэродром вылета, а истребители самостоятельно благополучно прибыли в Россошь.
Экипаж 854 бап: летчик-лейтетант Лысенко со штурманом звена лейтенантом Крыловым заблудились и завели группу истребителей вместо Ростова в район между Ростовом и Таганрогом. Истребители, видя блуждание лидера, бросили последнего и самостоятельно вернулись в Ростов, где и произвели посадку, а горе-лидер пришел вслед за истребителями.
Расследованием на месте этого возмутительного факта заместителем командующего воздушными силами Красной Армии генерал-полковником авиации Ворожейкиным установлено:
Командиры дивизий: 1-й гвардейской - полковник Добыш и 293-й - полковник Грибакин никакого участия в подборе выделяемых экипажей на ответственное задание не приняли. Не поставили перед лидерами задачи, не проверили их и не проинструктировали. Штурманы: авиадивизии 1-й гвардейской - майор Янченко, 293-й - майор Аксенов и 1 бак - майор Савченко никакой работы по поднятию в дивизиях и в корпусе штурманского дела не ведут. Люди ожирели от безделья и превратились в безответственных чиновников. В корпусе и дивизиях потеря ориентировки не является исключением. Еще в январе месяце 1943 г. на Волховском фронте из-за потери ориентировки три группы возвратились с боевого задания на свои аэродромы с бомбами, не найдя цели. Три группы из-за потери ориентировки бомбили незаданные цели.
8.4.43 г. на Воронежском фронте 8 Пе-2 81-го гвардейского авиаполка 1-й гвардейской авиадивизии в результате потери ориентировки сбросили бомбы на деревню, занятую нашими войсками, в 15 км от линии фронта и в 40 км от заданной цели. Бомбы упали в поле и только 3 из них - в деревню.
В корпусе и дивизиях вошло в систему при полетах в группе ориентироваться одному ведущему, все остальные штурманы представляют собою мертвый и неполезный груз.
Во всех этих безобразиях при перелете вина ложится и на самих истребителей, которые шли за лидером с завязанными глазами, но которые обязаны, были и каждый из них во всех случаях любого полета ориентироваться самостоятельно. И если бы истребители ориентировались в исключительно простом происходящем перелете, тогда бы не было никаких блужданий, потерь в людях и самолетах.
Приказываю:
1. Командиру 1-й гвардейской авиадивизии полковнику Добышу и командиру 293-й авиадивизии полковнику Грибакину за плохую подготовку в штурманском отношении дивизий, за самоуспокоенность, слабую дисциплину и отсутствие требовательности объявить выговор и предупредить, что если они в срок до 15 мая не выправят штурманских и бомбардировочных недочетов, то оба будут сняты с занимаемых должностей, понижены в звании и назначены с понижением.
2. Штурманов дивизий: 1-й гвардейской - майора Янченко и 293-й - майора Аксенова за исключительно слабую штурманскую подготовку дивизий снизить в военном звании до "капитан" с испытательным сроком до 1 августа 1943 года, после чего командиру 1 бак донести мне о их работе со своим заключением.
<…>
5. Штурмана корабля 854-го полка старшего сержанта Сероглазова откомандировать в 1-й штурмовой авиакорпус рядовым стрелком на Ил-2. Пусть штурмовики его научат ориентироваться, а командиру 1 шак генерал-лейтенанту авиации тов. Рязанову донести мне о работе Сероглазова к 1 июля 1943 г.
<…>
7. Летчика 82-го гвардейского авиаполка Зотова и штурмана эскадрильи Каримова арестовать и предать суду военного трибунала.
8. Командира 82-го гвардейского авиаполка майора Анисимова за плохую подготовку полка арестовать на 15 суток с удержанием за каждые сутки ареста 50% зарплаты и предупредить, что, если полк к 15 мая окажется неподготовленным в штурманском отношении, то он будет снижен в звании и назначен с понижением. Не налагаю взыскания на врио командира 854-го полка капитана Королева только потому, что он командует полком всего лишь один месяц, но требую в самый кратчайший срок поднять подготовку полка на должную высоту во всех отношениях.
9. На остальных виновников командиру 1 бак наложить взыскания своей властью. <…>
10. Командующему 2-й воздушной армией генерал-лейтенанту авиации Красовскому отпустить для корпуса на боевую подготовку 150 т авиационного бензина. В срок до 1 мая организовать облет района предстоящих действий для корпуса, установить за работой корпуса постоянный контроль и не стоять в стороне, а лично помочь командиру корпуса навести порядок в частях корпуса.
11. Начальнику Главного управления боевой подготовки ВВС Красной Армии генерал-лейтенанту авиации Кондратюку в срок между 15 и 20 мая проверить состояние корпуса во всех отношениях и результаты проверки доложить мне.
12. В целях упорядочения оперативных перелетов начальнику штаба ВВС Красной Армии разработать инструкцию по организации и проведению оперативных перелетов и представить мне на утверждение к 5.5.43 г.
13. Приказ проработать со всем летным составом, кроме пунктов 1 и 9, которые объявить только до командиров полков включительно.
Заместитель народного
комиссара обороны
маршал авиации НОВИКОВ
Александр БЕРЕЗИН

Зато доподлинно известно другое - всю последнюю декаду апреля доблестно сражались в небе над Кубанью летчики 291-го истребительного полка: к концу кампании в строю осталось лишь 8 самолетов.
Так вот правдой является и то, что гитлеровцы похоронили двух наших истребителей со всеми воинскими почестями, отдав должное их храбрости и отваге. И то, что в списках летчиков, награжденных за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, вы не найдете ни капитана Егорова, ни старшего лейтенанта Единархова… Они покоятся на старом кладбище Таганрога в неприметном месте, под скромным памятником с изображением боевого самолета и надписью "Безумству храбрых поем мы Славу!". Рожденные летать, они были вынуждены вступить в свой главный и последний бой не в небе, а на земле. На той самой, которая и приняла их в свои вечные объятия. И доказали, что бывают поражения, слава которых вызывает зависть у победителя. И не столь уж важно, сколько фашистов успел отправить к праотцам Алексей и отчего загорелся самолет Ивана.

Биографии героев!!



ЕГОРОВ
Алексей Гаврилович
1916-1943

Родился 17 (30) сентября 1916 года в деревне Татарниково ныне Сасовского района Рязанской области. В 1932 окончил 6 классов школы, в 1934 - ФЗУ. Работал токарем.
В армии с ноября 1937. В 1938 окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Присвоено воинское звание «младший лейтенант».
Служил на Дальнем Востоке; младший лётчик, командир звена 29-го истребительного авиационного полка. Летал на И-153 и И-16. 4.05.1940 получил воинское звание «лейтенант».
С ноября 1941 - заместитель командира, а затем командир авиаэскадрильи 306-го истребительного авиационного полка (на Дальнем Востоке). 8.06.1942 получил воинское звание «старший лейтенант». В декабре 1942 лётный состав полка был передан в 291-й истребительный авиационный полк.
С января 1943 - в 8-м запасном авиационном полку (ст.Багай-Барановка Вольского района Саратовской области), прошёл переобучение на «Яках». Присвоено воинское звание «капитан».
Назначен командиром авиаэскадрильи 291-го истребительного авиационного полка.
Погиб 17 апреля 1943 года.

Жена - Егорова Валентина Захаровна

Из архивов ЦАМО







ЕДИНАРХОВ
Иван Яковлевич
1917-1943
Родился 7 (20) августа 1917 года в селе Нижняя Хила ныне Шилкинского района Читинской области. В 1933 окончил 7 классов школы в селе Казаново этого же района и области.
В армии с сентября 1938. До октября 1939 обучался в Читинской военной авиационной школе лётчиков. В июле 1940 окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков. Присвоено воинское звание «младший лейтенант».
Направлен в 168-й резервный авиационный полк (на Дальнем Востоке). С декабря 1940 - младший лётчик, пилот, командир звена 306-го истребительного авиационного полка (на Дальнем Востоке). 30.07.1942 получил воинское звание «лейтенант». В декабре 1942 лётный состав полка был передан в 291-й истребительный авиационный полк.
С января 1943 - в 8-м запасном авиационном полку (ст.Багай-Барановка Вольского района Саратовской области), прошёл переобучение на «Яках».
Назначен заместителем командира авиаэскадрильи 291-го истребительного авиационного полка.
Погиб 17 апреля 1943 года.

Это то, что удалось найти о героях на сайте Мемориал, не густо, но все же!!





Могила парней на Старом кладбище Таганрога!!
Находится в хорошем состоянии!



Еще одна история той далекой войны!!  Героизм и головотяпство и тогда и сейчас шли рука об руку, но не в этом дело! Вспомним героев и преклоним голову перед их подвигом!!

таганрог, война, авиация

Previous post Next post
Up