Якутский дневник. 27 августа.

Dec 06, 2012 17:00

Семьдесят пятый день экспедиции. Собираемся в кучу.

Время записи 14:00.
Ждём, ждём, ждём. И пока остаёмся на Ытырбе. Для меня это почти пустой день. Но теперь уже деваться некуда. Все должны собраться только к вечеру. И лошадей подгонят, и директор парка ещё с одним участником подъедет из Хону. Погода суровенькая, небо пасмурное, ветер с севера и совсем-совсем не жарко. Хорошо ещё осадков нет. А в составе нашей маленькой экспедиции начали происходить изменения. Пётр Николаевич принял решение не идти. И это разумно, уже явно быстро всё не будет делаться, а у него лимит времени.



Лес на Ытырбе.


Раз уж сегодня такой пустой и бестолковый день получается, расскажу о кое-каких нюансах местной жизни. Вот, например, распространено здесь одно приветствие, которое вроде и по всей России есть, но здесь оно специфическое. И не знаю, говорят ли так в других частях Якутии. Имею ввиду разговорное приветствие - «здорово». Звучит местное «здорово» несколько иначе. Это что-то вроде «здарова» получается, при этом звук в больше похож на б, и конечная а немного тянется. Особенно это заметно в телефонных разговорах и по рации. А ещё я для себя обнаружил, что в якутском языке нет шипящих звуков. Поэтому по-якутски они говорят, например, не машина, а масына.

Зашёл у нас с Петром Николаевичем разговор на тему сталинского периода в этих краях. И вот, что он поведал. След эти времена оставили очень даже кровавый. Лагерей тут тоже в округе было достаточно. Бежали из лагерей, конечно, самые отчаянные. И не простые отношения были у беглых с местными жителями. Таковые отношения и власти провоцировали. Достаточно было принести ухо беглого, чтобы получить в сельсовете за это муку и другие продукты. Но и беглые выживали, как могли, и не перед чем не останавливались. Был такой случай. Спала в своей палатке семья оленеводов - муж, жена и трое детей. Вышли на них беглые, повалили палатку, и как только видели, что поднимается чья-то голова, обухом топора по ней. Порешили всю семью только ради пропитания. Впрочем, всё же не верится, что всегда было именно так. Наверняка и помогали беглым, хочется так думать. В районе Сасыра, в труднодоступных горах есть хорошо сохранившиеся лагеря Сугун, которые ранним летом этого года посетил Михаил Черёмкин. Видел я его съёмку, действительно почти всё в сохранности, хоть кино снимай. Вроде бы он планировал туда фототур организовать.

Время записи 22:00.
Всё, вроде собрались наконец-то всей честной компанией. С Кытыла пришли Володя Стрекаловский, Алик и Настя и пригнали лошадей. Но лошадей оставили примерно в километре от Ытырбы, где есть немного заброшенная изба Тарковых. Там действительно удобнее оставить лошадей. Есть открытые поляны и с кормом ситуация лучше. Соответственно завтра будем стартовать именно оттуда. Приехал и Валера Пономарёв, директор парка, с ним пока незнакомый мне Тихон, а привёз их Албан. Албан уже фигурировал в моём дневнике в самом его начале, когда забрасывался на Тас-Юрях. Ну и самое главное, в результате всех перетрясок, состав нашей экспедиции ещё немного изменился. Теперь оказывается, не идёт Володя Стрекаловский, вместо него идёт Албан. Воздержусь всё же от оценки всего происходящего, ничего страшного не случилось. Главное, завтра идём.



Слева направо - Настя, Алик, Прокопий, Владик, Тихон.



Стоят - Настя, Валера Пономарёв, Албан, Пётр Николаевич, Владик, Володя Стрекаловский. Сидят - Алик и Прокопий.

И немного сегодняшних пейзажей. Сегодня получилась, в основном, вечерняя съёмка.



















Анонс.

26 августа

28 августа

Ытырба, Якутия, Мома

Previous post Next post
Up