Тридцать восьмой день экспедиции. Возвращаюсь в посёлок.
Мужики вчера вернулись только в первом часу ночи. Рыбалкой увлеклись, ушли вверх по ручью довольно далеко. Надёргали немного хариусов, и даже одна щука попалась. Влад говорит, что раньше здесь щуки не было. В один год прорвало какое-то озеро в верховьях, с тех пор появилась в Моме и щука. Сегодня уходим вниз, в посёлок. Но не так сразу. Для начала ребята съездили на Эрикит и сняли там сети. И только после обеда мы уже все вместе смогли отправиться вниз. Но по пути нужно заехать ещё в одно место.
Местные собаки большие любители прокатиться на моторной лодке. Обычно они становятся на борт и будто ловят носом все запахи, которые приходят из леса.
Ниже Тас-Юряха, примерно 10-15 километров, в Мому впадает ещё один правый приток - Сардыр. На устье этого притока у Влада своя небольшая избушка. Купил не так давно у одного деда, вернее, у его вдовы, сам дед покинул сей мир и Сардыр тоже. Сардыр, кстати, это такое женское имя. Избушку эту не так просто найти, если не знаешь, с берега не видно. Тут у Влада стоит ГАЗ-66, который он сюда перегнал в зимнее время. Зимник от Хону на Сасыр здесь как раз неподалёку проходит. Вот теперь ему надо снять коробку передач, чтобы увезти в посёлок для ремонта.
Сардыр.
Избушка Влада.
А рядом старый якутский балаган. Жить в нём уже нельзя.
Неестественно всё же смотрится автомобиль посреди тайги, где нет никаких дорог. Хозяин сильно возмущался по поводу того, что какой-то хулиганистый медведь сдвинул машину с места.
Влад откуда-то с полки достал стеклянный пузырёк с молочно-белой жидкостью и протягивает мне. Сначала даже не понял, что это такое. Лишь открутив крышку, узнал запах дэты. В советское время, именно в таких пузырьках, во все полевые геологические партии и поставлялось это средство от комаров. Надо же, даже ностальгия пробила. Сейчас тоже продаётся что-то подобное и называемое дэтой, но всё же это не очень похоже на ту старую и добрую. И уж, конечно, не в стеклянных пузырьках. Там и запах был такой резкий, по-настоящему таёжный. А здесь вот , в этих краях, ещё остались старые запасы. Видно когда-то очень много завезли, с тех пор никак не потратят.
Про дэту рассказал. А вот ещё один раритет из советской эпохи. Обнаружил в балагане.
Ну где ещё увидишь как по тайге таскают коробку передач.
С коробкой передач Влад управился довольно быстро и уже ближе к вечеру мы смогли поехать дальше. Теперь уже без остановок до самого посёлка. Вода сильно упала и Владу приходится очень тщательно выбирать дорогу, чтобы не вылететь на мель. Иногда идём на самом малом газу. Река вся в протоках и косах, не зная пути можно и без винта остаться.
На исходе этих суток добрались таки до посёлка без всяких приключений. Здесь меня передали с рук на руки. Встречал вновь Миша Иванов, мой благодетель. Для начала поехали сразу к нему домой, так сказать, поужинать. Ну а потом он отвёз меня в контору парка, где я мог разместиться в знакомой уже комнатушке, где обитал первые несколько дней на Момской земле, ещё в начале этого долгого пути, который продолжается и не скоро ещё закончится. А ведь больше месяца прошло, и время это пролетело будто пуля.
Ничем не передать всё же эти тихие деревенские вечера или ночи по-здешнему. Это нужно прочувствовать. А сегодня почему-то особенно тихо. Единственные звуки, которые нарушают или даже не нарушают, а лишь подчёркивают эту тишину, перелаивание собак. О чём они говорят между собой непонятно. Да ещё мерное, едва уловимое гудение дизелей на электростанции, где-то на краю посёлка. Ложусь спать.
Анонс. 20 июля 22 июля